на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъекты трудового права и их правовой статус
) споры о применении трудового законодательства, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений (споры о праве);

б) споры об установлении новых или изменении существующих условий труда и быта (споры об интересах).

ТК расширил круг трудовых споров, отнеся к ним споры о дискриминации в сфере труда и об отказе в приеме на работу.

Важно правильно определить по конкретному виду спора, в каком органе он должен рассматриваться, т. е. установить его первоначальную подведомственность.

Кодекс расширил и круг субъектов индивидуального трудового спора - это не только работник, но лицо, ранее состоявшее в трудовых отношения с этим работодателем. Ранее КЗоТ называл его "уволенный работник", а также "лицо, которое изъявило желание заключить трудовой договор, но ему было отказано".

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения

Как уже было отмечено, и суды общей юрисдикции и мировые судьи при рассмотрении трудового спора руководствуются трудовым законодательством, ГПК РФ, а также обязательно используют разъяснения норм, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Важнейшее из них новое (принятое взамен постановления от 22 декабря 1992 г. № 16) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

В п. 1 оно разъяснило применение норм о подведомственности и подсудности трудовых дел суду. При этом указано, что мировой судья согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ рассматривает как первая инстанция все дела из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Трудовой же спор об отказе в приеме на работу не является спором о восстановлении на работе, поскольку истец еще не работник и не был им как уволенный, и рассматривается этот спор судом общей юрисдикции.

Мировому судье подсудны дела и о переводе на другую работу, поскольку здесь трудовые отношения не прекращаются как при увольнении, когда о восстановлении на работе независимо от основания увольнения, в том числе и по результатам испытания [2, ч. 1 ст. 171], все дела подведомственны районному суду. Дела же о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам других субъектов Федерации [2, ч. 4 ст. 413].

Трудовым кодексом РФ предусмотрен определенный порядок рассмотрения трудовых споров [2, ст. 383]. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - это форма процесса их разбирательства в данном органе, т. е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется главой 60 ТК (ст. 383-390) и иными федеральными законами.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами для КТС и суда имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, т. е. работник сам решает, куда обратиться - в вышестоящий орган или в суд. Следовательно, такой спор не подведомствен КТС.

Часть вторая ст. 383 ТК предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами. Так, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает, что государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам приема, перевода, увольнения с государственной службы, квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, прохождения государственной службы, реализации его трудовых прав, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, дисциплинарной его ответственности. Эти особенности для государственных служащих объясняются и тем, что КТС не создаются в органах государственной власти. И государственный служащий, выбрав вышестоящий орган для рассмотрения его спора, не лишен права судебной защиты после этого. Статья 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" также установила особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ, а для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены п. 4 ст. 40 Закона РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации".

Следовательно, согласно ст. 383 ТК порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации. Однако последние на практике принимают ряд законов, которые устанавливают также альтернативную подведомственность трудовых споров муниципальных служащих (право на обращение за разрешением возникшего трудового в органы местного самоуправления или в суд).

Определенные функции по защите трудовых прав работников и восстановлению нарушенных прав выполняют специфические (особые) субъекты трудового права в лице государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К их числу относятся:

1) федеральная инспекция труда;

2)федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, - Госатомнадзор России).

Вопросы правового статуса, полномочий и порядка деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника. К числу специфических субъектов трудового права можно отнести органы, образуемые из представителей работников и работодателей по инициативе любой из сторон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников организации). Правовой статус комитета (комиссии) по охране труда определяется на основе соответствующего Типового положения, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Министерством труда и социального развития РФ).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим. Например, в случае принятия федеральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции и т. д., могут появиться новые участники такого рода отношений [35, c. 76].

Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Субъектами трудового права являются участники общественных отношений, составляющих предмет трудового права.

Круг субъектов трудового права очень велик и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.

Субъектами индивидуального трудового отношения являются работник и работодатель. Равно как индивидуальное трудовое отношение составляет ядро предмета трудового права, работник и работодатель являются основными его субъектами. В качестве работника может выступать любой гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранец, достигшие 15-летнего возраста. Возможно признание работником и учащегося в возрасте 14 лет и старше, принимаемого для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. В этом случае на заключение трудового договора (контракта) требуется согласие одного из родителей. Работодателем может быть юридическое или физическое лицо, использующее чужой труд в своих интересах. Субъектами коллективных трудовых отношений выступают представители работников и представители работодателей. В зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать:

а) в организации - первичная профсоюзная организация, орган общественной самодеятельности, образованный на общем собрании (конференции) работников, единый представительный орган работников;

б) на территориальном, отраслевом и иных уровнях - профсоюзы и их объединения.

Представителем одного работодателя (организации) является руководитель или другое полномочное в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лицо. Представителями работодателей отрасли, региона и т.п. выступают объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Каждый субъект трудового права обладает специфическим правовым статусом, характеризующим его права, обязанности, ответственность и т.д. В целом правовое положение субъектов определяется трудовой правосубъектностью, совокупностью признанных Конституцией РФ и законами о труде исходных (статутных) прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных обязанностей. Применительно к работникам и их представителям необходимо подчеркнуть и существование юридических гарантий трудовых прав. Трудовая правосубъектность представляет собой особое свойство субъектов трудового права, их способность иметь права и обязанности (правоспособность), способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (дееспособность). Правосубъектность выступает предпосылкой наделения субъекта трудового права субъективными правами и обязанностями, т.е. дает лицам, организациям и органам возможность участвовать в правоотношениях. Статутные (основные) права и обязанности являются исходными и неотчуждаемыми. Они закреплены Конституцией РФ и законами РФ.

Правовой статус субъектов трудового права определяет тот круг прав и обязанностей, который им принадлежит во всех отраслях права. А тот круг прав и обязанностей, который характеризует положение субъектов в трудовом праве, определяет их трудовую правосубъектность.

Работник и работодатель являются основными субъектами трудового права. Выделяют также и вспомогательных субъектов трудового права. Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.

К вспомогательным субъектам трудового права относят органы социального партнерства в числе которых:

- профессиональные союзы - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;

- иные представители работников;

- представители работодателей, к которым относят объединения работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Также к числу вспомогательных субъектов трудового права относят Комиссии по трудовым спорам, суды.

Подводя итог необходимо отметить, что субъекты трудового права составляют предмет трудового права и являются необходимым элементом трудового права.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РФ - Российская Федерации

КЗоТ - Кодекс Законов о Труде

ТК - Трудовой Кодекс

КТМ - Кодекс торгового мореплавания

МОТ - Международная Организация Труда

ГК - Гражданский Кодекс

Минсоцтруд - Министерство труда и социального развития

ФЗ - федеральный закон

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 12. - 25 декабря.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № 1, (часть I). - ст. 3.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994г.№ 51 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.01.1996. - № 5. - ст.410

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья). 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.12.2001. - № 49.

6. Гражданско - процессуальный кодекс от 23.10.2002. № 138 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532.

7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № I (часть I).- ст.1.

8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.05.1999. - № 18.

9. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.01.1997. - № 1. - ст. 1.

10. Федеральный закон Российской Федерации «Об объединениях работодателей» 27.11.2002 № 156-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.12.2002. - № 48. - ст. 4741.

11. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998. № 188-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21.12.1998. - № 51. - ст. 6270.

12. Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15.01.1996. - № 3. - ст. 148

13. Федеральный Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992. № 2490-1 // Российская газета. - 1992. - № 98. - 28 апреля.

Научная литература

14. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М.: Юристъ, 2005.

15. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Юридическая литература, 2004.

16. Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2003.

17. Головина С.Ю. Выбор терминов для обозначения понятий в трудовом праве. // Правоведение. - 2005. - № 5. - С.51.

18. Гражданское право. Часть 2. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: «Проспект», 1997.

19. Гусов К.Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. - М.: Приоритет, 2002.

20. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России - М.: Юристъ, 1997.

21. Дмитриева И. В России до сих пор не определились с понятиями “работник” и “работодатель” // Человек и труд.- 2006.- №1. - С. 56.

22. Ершов В.В., Ершова Е.А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право // Трудовое право - 2002 - № 1 - C.12-19.

23. Зайкин А.Д., Ремизов К.С. Экономико - правовое регулирование труда. - М.: Знание, 2002.

24. Золотарев Р.Д. Проблемы трудового права. - Новосибирск: Книга, 2000.

25. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право: Вопросы теории. - М.: Инфра, 2005.

26. Иванов С.А., Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право - 1999. - № 8. - C. 25.

27. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко - правове исследование. - М.: Юридическая литература, 2003.

28. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998.

29. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Инфра, 1998.

30. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический)./Под ред. К.Я. Ананьевой. - М.: ТОН-ЮРАЙТ, 2002.

31. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический)./Под ред. К.Я. Ананьевой. В.А. Рыбакова. - М.: ТОН-ЮРАЙТ, 2006.

32. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. - М.: Норма, 2002.

33. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. С.А. Панина. - М.: Новый юристъ, 2003.

34. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Под ред. К.Н. Гусова. - Спб.: Питер, 2002.

35. Курс российского трудового права. / Под ред. С. П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. - СПб.: Питер, 2006.

36. Маврин С.П. Правовые средства управления трудом на предприятии.- Спб.: Нева, 2002.

37. Магницкая Е.В,. Евстигнеев Е.Н. Трудовой Кодекс РФ. Практический комментарий. - Спб.: Питер, 2003.

38. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ, 2005.

39. Оленин Н.Д. Курс российского трудового права. - СПб.: Нева, 2005.

40. Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы. - М.: Новый юрист, 1998.

41. Право / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. - М.: Закон и право, 1997.

42. Российское трудовое право / Отв. ред. А.Д. Зайкин. - М.: НОРМА - ИНФРА, 1998.

43. Смирнов О.В. Государственное предприятие как субъект трудового права // Государство и право. - 2006. - № 2. - C. 48.

44. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М.: Юридическая литература, 2005.

45. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. / Под ред. В.Н. Толкуновой. - М.: Юрист, 2005.

46. Трудовое право / Под ред. проф. О.В. Смирнова. - М.: Инфра, 2006.

47. Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. - СПб.: Питер, 2004.

48. Трудовое право России / Отв. ред. Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский. - М.: Проспект, 2005.

49. Трудовое право России. / Под ред. А.С. Пашкова. - СПб.: Питер, 2005.

50. Фролов О. Работники и работодатели как стороны трудового правоотношения // Человек и труд. - 2005. - №7. - С. 79.

51. Хохлов Е.Б. О предмете трудового права // Правоведение. - 2003.- № 4. - с. 90.

52. Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: История и современная трактовка // Государство и право. - 2005. - № 9. - C. 59.

53. Хрусталев Б.Ф. Государственное предприятие - субъект трудового права. - М.: Юристъ, 2003.

54. Хрусталев Б.Ф. Трудовая правосубъектность кооперативных предприятий // Правоведение.- 2006.- №3. - С.42.

Судебная практика

55. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» // Экономика и жизнь. - 2004. - № 15 - 12 апреля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Виды субъектов трудового права

59

Приложение 2

Основные элементы правового статуса субъектов трудового права

59

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.