на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Судебные инстанции
p align="left">По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппарата хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, граждане.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: координирует деятельность хозяйственных судов; обобщает практику разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебную статистику и разъясняет вопросы применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключения в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; рассматривает предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности [6. с. 19].

Пленум Высшего Хозяйственного Суда заслушивает председателей судебных коллегий этого суда, председателей хозяйственных судов о деятельности этих судов. Пленум избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума, освобождаемого от выполнения обязанностей по основной деятельности; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчеты о деятельности этой коллегии. Пленум утверждает по представлению Председателя этого суда состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров, а также состав научно-консультативного совета при этом суде и положение о нем, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законодательными актами. Пленум созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие -- первым заместителем по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим и секретарем [12. с. 222].

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образован Указом Президента Республики Беларусь осенью 1997 г. в количестве 9 судей. Президиум действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда, причем Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда входят в состав Президиума по должности. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель.

Президиум: рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, проекты постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателя и судей хозяйственных судов областей; оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Постановление принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформление его решений и контроль за их исполнением устанавливаются регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда. Таким образом, порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда принципиально ничем не отличается от порядка работы Пленума этого суда. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Председатель Высшего Хозяйственного Суда или его заместитель в случае необходимости вправе своим решением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда рассматривают в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроль за их исполнением, другие вопросы организации работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. В судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Они формируются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, первым заместителем или заместителем Председателя.

Первичное звено системы судов хозяйственной юрисдикции -- хозяйственные суды областей и г. Минска рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции -- новый институт для хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, позволяющий не только быстро устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции, но также обеспечить правильное разрешение спора. Дела в этой инстанции рассматриваются в составе не менее трех судей хозяйственного суда. Хозяйственные суды областей и г. Минска изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; готовят предложения по совершенствованию хозяйственного законодательства; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначается из числа судей этого суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда: организует деятельность этого суда и системы хозяйственных судов, созывает Пленум и Президиум Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на их рассмотрение вопросы, отнесенные Законом к их ведению; приносит протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливает исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом; распределяет обязанности между своими первым заместителем и заместителями, формирует судебные составы для рассмотрения дел, осуществляет общее руководство аппаратом суда; назначает на должность и освобождает от должности работников этого аппарата; вносит Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание и Совет Министров, другие государственные органы предложения по совершенствованию законодательства; участвует в заседаниях палат Парламента, их комиссий, заседаниях Правительства, его Президиума, других органов государственной власти; представляет Высший Хозяйственный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, иностранными судами и международными организациями; истребует из хозяйственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики, осуществляет другие предоставленные ему законом полномочия.

Права и обязанности первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместителей во многом совпадают. Как первый заместитель, так и заместители Председателя названного суда назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда по представлению Председателя этого суда.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда осуществляет полномочия Председателя суда в его отсутствие, вправе председательствовать в заседаниях Пленума, Президиума и судебных коллегий, приносить протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливать их исполнение; руководит работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда, организует работу по повышению квалификации судей и специалистов аппарата хозяйственных судов, принимает участие в заседаниях Парламента, его комиссий, Правительства, его Президиума, других органов государственной власти.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда: возглавляют судебные коллегии этого суда; по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда вправе председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума этого суда; приносят протесты на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливают исполнение судебных актов; приостанавливают исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных ХПК; организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики; руководят работой структурных подразделений аппарата суда; вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, Правительства, его Президиума и других органов государственной власти. В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его первого заместителя полномочия председателя этого суда осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам формирования практики применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан научно-консультативный Совет.

Председатели хозяйственных судов областей: организуют деятельность хозяйственных судов областей; формируют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в судебных заседаниях коллегий; рассматривают протесты на вступившие в законную силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты этих судов; вносят представления в Президиум Высшего Хозяйственного Суда на постановления, вынесенные коллегией этого суда по проверке законности решений хозяйственных судов; распределяют обязанности между своими заместителями; осуществляют общее руководство аппаратами названных судов, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппаратов, этих судов; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов; руководят работой по анализу и обобщению судебной практики и ведением судебной статистики; представляют хозяйственные суды в отношениях с государственными и иными органами; осуществляют другие функции организационного руководства соответствующими судами.

Заместители председателей хозяйственных судов, являясь судьями этих судов, в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и составы, изучают и обобщают судебную практику и ведут судебную статистику, деятельность структурных подразделений аппаратов этих судов, в случае отсутствия председателя хозяйственного суда осуществляют его полномочия.

3.3 Международный арбитражный (третейский) суд

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994года 12 апреля того же ода введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате.

Создание такого суда вызвано развитием международных экономических связей, международной торговли Республики Беларусь с зарубежными государствами, необходимостью разрешения между участниками внешнеэкономических отношений споров, коллизий. Образование международного арбитражного суда способствовало повышению международного авторитета нашей страны, демократизации системы правосудия, обеспечивало оптимальные условия для доверия к суду, конфиденциальность, оперативность, отсутствие формализма, экономичность, выгодность таких судов для государства и сторон.

9 июля 1999 года был издан Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. 2/60., на уровне мировых стандартов регламентирующий правовой статус суда, создающий правовую базу для его функционирования.

В Законе предусмотрены виды третейских судов:

1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;

2. Третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, то есть международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора.

Основная задача международного арбитражного суда - правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим лицо. Вмешательство в его деятельность государственных органов не допускается, за исключение случаев, предусмотренных законодательством.

Органами постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.

3.4 Экономический Суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества. Экономический Суд СНГ был образован 6 июля 1992 года. Совет глав государств - участников СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 года был утвержден регламент этого суда. В 1995 году принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства - участника.

Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему «Судебные инстанции», сделаем выводы.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в судебные инстанции и судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Районные (городские) суды - основное звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь. Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы: действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум; обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Исторически военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе.

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь. Их основные задачи: - защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; - обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия; - укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Международный арбитражный суд при Белоруской торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994года 12 апреля того же ода введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Указ Президента Республики Беларусь «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в республике Беларусь» от 8 октября 1997г. № 507 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 23.05.2002 № 256). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Кодекс Республики Беларусь «о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З. Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года. Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.07.2006, № 107, рег. № 2/1236 от 05.07.2006) (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 30.12.2006 № 198-З, рег. № 2/1292 от 03.01.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Уголовно - процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», от 9 июля 1999 года. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. 2/60. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 гг.). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.

Борико С.В. Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.

Верховный Суд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) / Под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. Мн.: «Интер Дайджест», 1998. с. 240.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. М.: БЕК. -1995

Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - Мн.: Амалфея, 2002. - 480 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.