на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву

Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву

21

34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Институт брака в международном частном праве. Общие положения

2. Институт брака в мусульманском праве

2.1 Общая характеристика брачного права мусульман

2.2 Заключение брака по шариату

2.3 Права и обязанности супругов

2.4 Расторжение брака

3. Институт брака в российском праве

3.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака

3.2 Права и обязанности супругов

3.3 Специфика заключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином

4. Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Брак - союз мужчины и женщины, соединение всей жизни,

общность божественного и человеческого права»

Римский юрист Модестин.

С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи.

Для большинства людей, населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными отношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает главное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах См., например, ст.12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Конвенция о заключении и признании действительности браков (заключена в г. Гааге 14.10.1978).

В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права.

В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов и последствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковых историй, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака, заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80% таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, Объединенных Арабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которых основано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общему законодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, что большинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключении брака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшего представления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, на мой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Только комплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского мира.

Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности института брака, определении его особенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытии существующих между ними сходств и различий.

Структурно работа выполнена следующим образом: введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы.

При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.

1. ИНСТИТУТ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права.

Брак - начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством.

Семья, в современном понимании этого термина, -- это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом.

Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характерным особенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку, общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи.

Следует сказать, что в большинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не закреплено четкое определение брака. Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом».

В современной энциклопедической и юридической литературе существует множество определений брака, каждое из которых основывается на совокупности конкретных элементов - признаков брака, которые заключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует, что брак - это:

1. союз мужчины и женщины;

2. союз добровольный и равноправный;

3. заключается он с соблюдением определенных правил, установленных законом;

4. преследует цель создания семьи;

5. брак порождает у супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности;

6. заключается без указания срока действия Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.95..

Все вышеперечисленные признаки носят только общий характер, но не общепринятый и, следовательно, имеют оговорки. Поэтому можно считать логичным дальнейшее рассмотрение отдельных признаков брака в соотношении с современным законодательством разных государств на конкретных фактических примерах.

1) Брак - свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создания семьи Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.31. Однако, с недавних пор в ряде стран Европы регистрируют однополые брачные союзы Например, пакс во Франции - однополый гражданский союз, порождающий сходные с браком юридические последствия (обязательства при наличии приемных детей, совместно-нажитое имущество и др.). В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, и в настоящее время практикуется полигамный брак, характерный для мусульманских стран. Сущность полигамного брака заключается в полигинии. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой женщиной отдельно, причем возможны градации. Так, в шариате количество жен ограничивается четырьмя супругами. Все остальные жительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии (от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жен, и скорее напоминает рабство.

2) Добровольное заключение брака - принцип, установленный мировым правом В число международных правовых актов, содержащих нормы, отражающие принцип добровольности вступления в брак, входят Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (п.2 ст.16), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (п.1 ст.10), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (п.3 ст.23), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ст.12), Американская конвенция о правах человека от 22.11.1969 (п.3 ст.17), Африканская хартия прав человека и народов от 26.06.1981 (ст.18) и др. и всеми внутренними правопорядками. Сущность данного принципа основывается на независимости и беспрепятственности волеизъявления лиц, вступающих в брак (без психологического или физического насилия), и заключается в полном и свободном согласии брачующихся сторон. К сожалению, не всегда внешне выраженное согласие на вступление в брак у одного из брачующихся соответствует его действительному намерению (в некоторых странах юношам и девушкам до сих пор родители сами выбирают кандидатуру мужа или жены). Также, с учетом того, что право любого государства определяет условия, необходимые для заключения брака, и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, принцип добровольности не всегда реализуется в полной мере. Так, например, в законодательстве разных стран отсутствует единообразное регулирование вступления в брак душевно больного или страдающего слабоумием лица, не способного адекватно оценивать свои действия и их правовые последствия. Кроме того, законодательство некоторых зарубежных стран предусматривает возможность вступления в брак по доверенности, что и вовсе противоречит требованию личного присутствия брачующихся при заключении брака и публичного выражения согласия на вступление в брачный союз, необходимого для реализации принципа добровольности. Так, например, мусульманское право признает заключение брака не только лично, но и по поручению Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д, 2003. С.66., а в Испании и Италии законодательством предусмотрена возможность вступления в брак по доверенности при чрезвычайных обстоятельствах Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т.2. М., 2006. С.526..

3) Равноправие супругов в браке подразумевает под собой равенство прав и обязанностей, как мужа, так и жены. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и отношения к религии. С юридической точки зрения, в большинстве современных государств этот признак законодательно закреплен. Сущность равноправия заключается в том, что супруги совместно воспитывают детей, имеют равные права владения, пользования и распоряжения совместно нажитым во время брака имуществом, оба супруга свободны в выборе занятий и профессии, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Однако в настоящее время во многих странах Аравийского полуострова, Африки и ряде других мусульманских государств, права мужчины в браке гораздо шире, нежели, у женщин. Женщина в исламском браке нередко становится неким приватизированным предметом частной жизни, чем-то запрещенным, жестко контролируемым извне, всецело зависимым от воли мужчины.

4) Одним из общих признаков брака является его цель - создание семьи. В то же время в современном мире участились случаи заключения фиктивного брака. Фиктивный брак - притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак может заключаться по различным причинам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, реализация других корыстных и иных целей. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.