Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву
21 34 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Институт брака в международном частном праве. Общие положения 2. Институт брака в мусульманском праве 2.1 Общая характеристика брачного права мусульман 2.2 Заключение брака по шариату 2.3 Права и обязанности супругов 2.4 Расторжение брака 3. Институт брака в российском праве 3.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака 3.2 Права и обязанности супругов 3.3 Специфика заключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином 4. Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ «Брак - союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» Римский юрист Модестин. С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи. Для большинства людей, населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными отношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает главное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах См., например, ст.12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Конвенция о заключении и признании действительности браков (заключена в г. Гааге 14.10.1978). В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права. В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов и последствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковых историй, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака, заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80% таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, Объединенных Арабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которых основано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общему законодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, что большинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключении брака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшего представления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, на мой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Только комплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского мира. Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности института брака, определении его особенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытии существующих между ними сходств и различий. Структурно работа выполнена следующим образом: введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы. При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература. 1. ИНСТИТУТ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак - начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством. Семья, в современном понимании этого термина, -- это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характерным особенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку, общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи. Следует сказать, что в большинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не закреплено четкое определение брака. Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». В современной энциклопедической и юридической литературе существует множество определений брака, каждое из которых основывается на совокупности конкретных элементов - признаков брака, которые заключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует, что брак - это: 1. союз мужчины и женщины; 2. союз добровольный и равноправный; 3. заключается он с соблюдением определенных правил, установленных законом; 4. преследует цель создания семьи; 5. брак порождает у супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности; 6. заключается без указания срока действия Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.95.. Все вышеперечисленные признаки носят только общий характер, но не общепринятый и, следовательно, имеют оговорки. Поэтому можно считать логичным дальнейшее рассмотрение отдельных признаков брака в соотношении с современным законодательством разных государств на конкретных фактических примерах. 1) Брак - свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создания семьи Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.31. Однако, с недавних пор в ряде стран Европы регистрируют однополые брачные союзы Например, пакс во Франции - однополый гражданский союз, порождающий сходные с браком юридические последствия (обязательства при наличии приемных детей, совместно-нажитое имущество и др.). В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, и в настоящее время практикуется полигамный брак, характерный для мусульманских стран. Сущность полигамного брака заключается в полигинии. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой женщиной отдельно, причем возможны градации. Так, в шариате количество жен ограничивается четырьмя супругами. Все остальные жительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии (от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жен, и скорее напоминает рабство. 2) Добровольное заключение брака - принцип, установленный мировым правом В число международных правовых актов, содержащих нормы, отражающие принцип добровольности вступления в брак, входят Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (п.2 ст.16), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (п.1 ст.10), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (п.3 ст.23), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ст.12), Американская конвенция о правах человека от 22.11.1969 (п.3 ст.17), Африканская хартия прав человека и народов от 26.06.1981 (ст.18) и др. и всеми внутренними правопорядками. Сущность данного принципа основывается на независимости и беспрепятственности волеизъявления лиц, вступающих в брак (без психологического или физического насилия), и заключается в полном и свободном согласии брачующихся сторон. К сожалению, не всегда внешне выраженное согласие на вступление в брак у одного из брачующихся соответствует его действительному намерению (в некоторых странах юношам и девушкам до сих пор родители сами выбирают кандидатуру мужа или жены). Также, с учетом того, что право любого государства определяет условия, необходимые для заключения брака, и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, принцип добровольности не всегда реализуется в полной мере. Так, например, в законодательстве разных стран отсутствует единообразное регулирование вступления в брак душевно больного или страдающего слабоумием лица, не способного адекватно оценивать свои действия и их правовые последствия. Кроме того, законодательство некоторых зарубежных стран предусматривает возможность вступления в брак по доверенности, что и вовсе противоречит требованию личного присутствия брачующихся при заключении брака и публичного выражения согласия на вступление в брачный союз, необходимого для реализации принципа добровольности. Так, например, мусульманское право признает заключение брака не только лично, но и по поручению Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д, 2003. С.66., а в Испании и Италии законодательством предусмотрена возможность вступления в брак по доверенности при чрезвычайных обстоятельствах Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т.2. М., 2006. С.526.. 3) Равноправие супругов в браке подразумевает под собой равенство прав и обязанностей, как мужа, так и жены. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и отношения к религии. С юридической точки зрения, в большинстве современных государств этот признак законодательно закреплен. Сущность равноправия заключается в том, что супруги совместно воспитывают детей, имеют равные права владения, пользования и распоряжения совместно нажитым во время брака имуществом, оба супруга свободны в выборе занятий и профессии, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Однако в настоящее время во многих странах Аравийского полуострова, Африки и ряде других мусульманских государств, права мужчины в браке гораздо шире, нежели, у женщин. Женщина в исламском браке нередко становится неким приватизированным предметом частной жизни, чем-то запрещенным, жестко контролируемым извне, всецело зависимым от воли мужчины. 4) Одним из общих признаков брака является его цель - создание семьи. В то же время в современном мире участились случаи заключения фиктивного брака. Фиктивный брак - притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак может заключаться по различным причинам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, реализация других корыстных и иных целей. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|