на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические и практические проблемы регулирования нормативно-правовой базы фермерского хозяйства
p align="left">Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Однако крестьянское фермерское хозяйство может быть создано и в границах поселения. В связи с этим для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть использованы и земли поселений. Однако основу деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства составляет все же использование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ЗК РФ использование земель осуществляется в соответствии с их целевым назначением. В зависимости от целевого назначения земли Российской Федерации делятся на следующие категории (ст. 7 ЗК): 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В настоящее время правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - это целая система правовых норм, устанавливающих основы и порядок учета земель, контроля за их использованием, отношения по поводу охраны угодий, их использования и др.

Особое значение для регулирования использования земель имеют и акты аграрного законодательства, например Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". Свое место в урегулировании оборота этой категории земель занимает и упомянутый ранее Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Специфику правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения составляет то, что особому правовому регулированию подвергаются различные виды сельскохозяйственной деятельности, а значит, и сопутствующие им формы использования земель. И это положение обязательно должны учитывать все субъекты землепользования. Так, например, Федеральным законом от 3 августа 1995 г. "О племенном животноводстве" (ст. 10) установлены основные положения по использованию земель для этого вида деятельности. При этом, в частности, устанавливается, что права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на земельных участках, предназначенных для целей племенного животноводства, определяются законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица, осуществляющие указанный вид деятельности, вправе пользоваться определенными сервитутами, а именно вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, осуществлять иные сервитуты.

Другим важным законом этого же ряда является Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". Данным Законом регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Законом устанавливаются виды мелиорации, формы собственности на мелиоративные системы (при этом мелиоративные системы могут находиться в частной, муниципальной и государственной собственности), а также порядок проведения мелиоративной деятельности. Как было сказано выше, законодательство о мелиорации развивается и на уровне субъектов РФ.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Земельным кодексом установлено, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередач, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. «Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов»11 «Право гражданина на землю для жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства», Ю.Г.Жариков // «Законодательство и экономика», № 5, 2005.. Ряд вопросов охраны сельскохозяйственных угодий решен Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Данным Законом определены основные права и обязанности собственников и пользователей земель сельскохозяйственного назначения, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в этой области. Так, этим Законом установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния, иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

2.3 Порядок предоставления земельных участков

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Общие положения о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 28 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Следует обратить внимание на то, что в целях предоставления земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной собственности, формируются фонды перераспределения земель. Правовой режим таких фондов установлен ст. 80 ЗК РФ. Согласно этой статье в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

«Фонды перераспределения земель были созданы в России в самом начале современных реформ. В настоящее время правовой режим фондов пересмотрен»11 «Теоретические и практические проблемы распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой и совместной собственности», А.П. Фоков // «Арбитражный и гражданский процесс», №№ 10,11, 2003.. По своему назначению и составу фонд перераспределения земель - это особый фонд земель сельскохозяйственного назначения, по определенным в статье 80 ЗК РФ причинам не используемый по назначению и не предоставленный до определенного времени субъектам сельскохозяйственной деятельности. Земли фонда перераспределения земель согласно ст. 18 ЗК РФ отнесены к землям, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации. Земли из фонда предоставляются прежде всего субъектам земельных отношений. Предоставление земельных участков осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных ЗК для возникновения прав на землю. «Установление границ земельных участков и их кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральными законами "О землеустройстве" и "О государственном земельном кадастре". В целом установление порядка предоставления земель крестьянского (фермерского) хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности означает, что на отношения по приобретению земельных участков крестьянскими хозяйствами из таких земель не распространяются нормы Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"»22 «Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (Постатейный)», / под ред. Е.А. Галиновской, изд. 4, перераб. и доп.// «ЗАО Юстицинформ», 2007.. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Данная обязанность органов государственной власти и местного самоуправления будет действовать в полной мере после разграничения государственной собственности на землю.

Статьей 34 ЗК РФ устанавливается следующий порядок предоставления участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ. До разграничения государственной собственности на землю согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, наделен орган государственной исполнительной власти, осуществляющий управление и распоряжение федеральным имуществом. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность частную. Оно (действие) является выражением воли собственника по отчуждению участка. При возмездном отчуждении - основанием для заключения договора. В заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Законодательство субъекта Российской Федерации устанавливает два параметра определения размера участков: минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения в границах субъекта и критерии определения максимальных и минимальных площадей сельхозземель, которые могут находиться во владении одного гражданина, а также его родственников. Специальные требования к размеру и местоположению земельного участка обусловлены, как должно следовать из ее содержания, особенностями более рационального хозяйственного использования сельскохозяйственных земель, особенностями использования земель этой категории в конкретных регионах, а также намерением законодателя не допустить сосредоточения значительных площадей сельскохозяйственных угодий в руках ограниченного числа граждан. Чтобы установить, соответствуют ли размеры земельного участка требованиям законодательства, его границы и целевое назначение должны быть установлены в порядке, предусмотренном законом. Кроме того, размер земельного участка, его границы и местоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимое имущество и объект оборота. Требования по установлению границ земельных участков определены Земельным кодексом РФ, а также законодательством о землеустройстве. Размер, так и целевое назначение земельного участка, а также иные его характеристики должны быть учтены как в Едином государственном реестре земель, утвержденном Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О Государственном земельном кадастре", так и в Едином государственном реестре прав на недвижимость, утвержденном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним".

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.