на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические основы института возмещения вреда
p align="left">Первые воинские уставы XVII века в целях обеспечения, в первую очередь, боеготовности подразделении, определили обязанности должностных лиц по организации службы. Так, Устав ратных пушечных и других дел, касающихся до военной науки (1621 г.), Устав, учение и хитрость ратного сторения пехотных людей (1647 г.) содержали большое количество наказов воеводам, полковникам, стрелецким головам и другим должностным лицам относительно безопасности военной службы, которые способствовали уменьшению травматизма и гибели личного состава.

В Уставе Воинском 1716 г. в главе 14 артикул 141 "О капитане" указывалась следующая обязанность командира роты (капитана): "...в вечеру и по утру надлежит ему о состоянии роты своея ему сведому быти и о полном числе старатися, и о немощных совершенное попечение имети" Военное законодательство Российской империи. Кодекс Русского Военного Права. -М.: Военный Университет, 1996. - С.39.. Указ Военной коллегии от 25 октября 1720 г. "Об осмотре генерал-губернаторами военных людей и о даче отставки тем, кои за старостью или болезнями служить не могут" закреплял правила, которые должны были соблюдаться при увольнении с военной службы по состоянию здоровью: "В губерниях гарнизонных полков драгун, солдат и пушкарей, которые за ранами, неисцельными болезнями гарнизонной службы снести не могут, пересмотреть... и освидетельствовать докторами. И которые с их осмотров написаны будут в отставку, спрашивать их, кто какое может иметь пропитание...". На случай смерти кормильца Указ Военной коллегии от 15 декабря 1707 г. "О выдаче пенсионов вдовам и сиротам» предусматривал "давать Государева жалованья генералов и начальных людей ... женам, их вдовам и детям - сиротам, за которыми вотчин и поместий нет" Там же. С. 46.

Эпоха правления Петра I была ознаменована введением в законодательство принципа "Служить Царю и Отечеству". При этом такое служение сопровождалось заботой государства о здоровье военнослужащих, о социальном обеспечении их семей. Например, в 1701 году указом Петра I женам погибших на войне военнослужащих предоставлялись поместья "на пожиток". В 1710 - 1720-е года среди офицеров и нижних чинов, получивших увечья на войне, проводился отбор для обучения. Другие (нижние чины) определялись в специализированные дома либо направлялись в монастыри, чтобы не нищенствовали Указ "О предоставлении женам погибших на войне поместий на пожиток" // Полное собрание законов . - Собрание 1-е. Т.4. - 1701., - С.175..

Кроме того, совершенствование военного законодательства при Петре I отмечено изданием Артикула воинского. Однако этот первый российский уголовный кодекс был по идее все-таки военно-уголовным законом, пределы действия которого были в принципе ограничены. В послепетровский период крупных военных законов не издавалось.

Очередной этап развития института возмещения вреда был ознаменован изданием Свода законов Российской империи 1833 г. (далее - Свод законов). Свод законов восполнил массу пробелов в гражданском законодательстве, не изменил самой конструкции в соотношении источников права. В нем нашли отражение вещное право, залоговое право, обязательственное право. Обязательства различались по основаниям их возникновения: из договоров и из причинения вреда. Это свидетельствует о том, что институт возмещения вреда в порядке гражданско-правовой ответственности стал приобретать относительную самостоятельность.

В рамках процесса формализации права Свод законов подтвердил отношение к закону, как к основному источнику права (статья 47), а значение судебной практики в законе сводилось к пояснениям, не имевшим обязательной силы (статьи 68-69). Так, до 1864 года Свод гражданских законов применялся только "по точному и буквальному смыслу», не допуская "обманчивого непостоянства самопроизвольных толкований" (статья 65). Суд не имел права приступать к решению дела, если не было "твердого и ясного закона", а правом толкования "из общего смысла закона" обладал лишь законодатель (аутентичное толкование) РГИА, ф. 1260, оп. 1, ед. хр. 219, л. 36..

По мере эволюции гражданского оборота в обязательственном праве происходит постепенное преобразование традиционного изложения договорных отношений. Одним основанием для возникновения обязательств являлись деликты. В соответствии с действующим законодательством всякий имущественный ущерб и причиненные кому-либо вред и убытки, с одной стороны налагали обязанность возмещения, а с другой - предполагало право требовать вознаграждения (статья 574).

Свод законов различал положения "о вознаграждении за вред и убытки, причинённые преступлением или проступком" (статьи 644-683) и последовавшие от деяний, не признаваемых преступлениями и проступками (статьи 684-689). Более того, гражданское правонарушение рассматривалось в качестве недозволенного действия, причинявшего имущественный вред (статьи 660-661)

 Гуляев A.M. Русское гражданское право. СПб., 1911. С. 367..

Смысловая нагрузка употреблявшихся в действующем законодательстве терминов "убыток, ущерб и вред" не раскрывались. Однако слова "убыток" и "ущерб" всегда указывали на уменьшение имущества потерпевшего, а понятие "вред" предполагало не только уменьшение или ухудшение имущества, но и нарушение неприкосновенности лица (статьи 683, 688). По мнению Сената, ответственность при этом наступала только при нарушении принципа неприкосновенности личности" Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената. Петроград, 1915. С.580..

Свод законов не различал такие виды убытков, как действительный ущерб и упущенная выгода. Их различает только кассационная практика.

Так же в Своде законов предусматривали возмещение нравственного вреда "за бесчестие" (статья 667 и др.) и исков невиновных лиц о платеже суммы за неправильно понесённое ими наказание по вине судьи (статья 678). Более того, закон устанавливал размер возмещения (статьи 668-669 и 678-679) Статьи 667, 678, 668-669, 678-679 ч.1, Т.Х СЗ. СПб., 1900..

Гражданское законодательство предусматривало правонарушения против жизни и здоровья потерпевшего: виновное лицо должно было возвратить издержки на лечение и на похороны, если наступила смерть (статьи 658 и 660). Если потерпевший принадлежал к податному состоянию, то виновный должен был уплатить за него все взимавшиеся, вплоть до новой ревизии, казенные подати и другие повинности (статья 659). Если у потерпевшего наступило расстройство здоровья, приведшее к потере трудоспособности, то виновный обязывался обеспечить его существование (статья 661). Если лишившийся жизни вследствие преступления содержал своим трудом родителей, жену или детей, не имевших других средств существования, то виновный должен был обеспечивать содержание до получения каждым из них других средств существования. При определении величины вознаграждения принимались во внимание прежний образ жизни потерпевшего и его семьи и имущественное положение виновного (статья 657) Статьи 662-664 Ч.1, Т. X СЗ. СПб., 1842; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Казань, 1896. С. 400..

Появление Свода законов наложило отпечаток и на развитие военного законодательства, регламентировавшего и вопросы возмещения вреда личным правам и законным интересам военнослужащим. Военное законодательство подверглось кодификации.

В 1869 году основным сборником военного законодательства стал документ под названием "Приказы по военному ведомству", который включал нормы о содержании и льготах раненым и семьям погибших. Так, систематическое участие России в войнах требовало внимания со стороны государства к защитникам Отечества: практиковалась надбавка к жалованью в размере годового содержания за особое участие в боевых действиях. Был регламентирован порядок обеспечения лиц, увольняемых с военной службы, должностями в гражданском ведомстве, обеспечения увечных воинов протезами и лечением в медицинских учреждениях, порядок функционирования инвалидных домов и приема в них. Законодательно учреждались благотворительные комитеты, основанные на средства, пожертвованные для этой цели Например, Указ "О высочайшей милости к славным защитникам Севастополя" // Приказы по военному ведомству. - 1879. - № 282..

В 1912 г. был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам, в котором право на пенсию имели как раненые 1 и 2 класса, так и члены семьи военнослужащего. Пенсии для офицерских чинов выплачивались из разных источников: из государственного казначейства; из вспомогательных и пенсионных капиталов казачьих войск; из эмеритальной кассы военного сухопутного ведомства.

Помимо пенсий военнослужащим-офицерам в случае причинения вреда жизни или здоровью производились выплаты из средств Александровского комитета о раненых, которые с учетом пенсии не должны были превышать оклада по должности. Если военнослужащий или члены его семьи в случае причинения вреда жизни или здоровью не приобретали права на пенсию, то им выплачивалось единовременное пособие в размере оклада годового жалования.

Нижние чины (от капитана до рядового) получали пенсии в соответствии с Положением о призрении нижних воинских чинов и их семейств. Пенсия выплачивалась независимо от материального положения лица с учетом степени утраты трудоспособности (было установлено 5 разрядов) и составляла от 216 до 30 руб. в год. Был установлен порядок учета заболеваний и определения степени утраты трудоспособности.

Лица, имевшие увечья, ранения, заболевания, а также семьи погибших пользовались покровительством Александровского комитета о раненых при условии их годового дохода ниже 300 руб.- для нижних чинов, 1000 руб. - для обер-офицеров, 1500 руб. - для штабных офицеров, 3000 руб. - генералов, адмиралов. Военное законодательство Российской империи. Кодекс Русского Военного Права. - М.: Военный университет, 1996. - С. 45

Покровительство комитета заключалось: в предоставлении пенсии из инвалидного капитала; ходатайстве о назначении государственных пенсий и прибавок к ним; выплате единовременных пособий; предоставлении ссуды; выдаче свидетельств на квартирные деньги; трудоустройстве; выделении мест в специальных домах и благотворительных заведениях; содействии в воспитании детей; выплате пособий лицам офицерского состава на наем прислуги и пособий на лечение, в том числе в санаториях, пособий на погребение; обеспечении бесплатного лечения в больницах гражданского ведомства Калинин В.М. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. // Дисс. Канд юрид наук. М. 2001. С. 39..

Основываясь на изложенном, автор согласен с В.М.Калининым в том, что под возмещением вреда, причиненного личным правам военнослужащего в том числе и в условиях боевых действий, в царской армии подразумевался комплекс поддерживаемых государством мер, направленных на обеспечение жизненно важных потребностей потерпевших. Военнослужащие, ставшие инвалидами, а также члены семей погибших военнослужащих имели право:

- на получение пенсий из государственной казны - как основного вида обеспечения;

- на получение пенсий из других источников (кассы взаимопомощи, средства благотворительных фондов);

- на удовлетворение имущественных потребностей в натуральной форме (земельные участки, направление в приюты, дома-интернаты);

- на получение социальных льгот (бесплатное лечение в больницах гражданского ведомства, протезирование, трудоустройство в интендантском ведомстве) Там же. С. 40..

Кроме того, автор утверждает, что особенность законодательства России начала XVII - начала XX вв. о возмещении вреда, причиненного личным правам военнослужащих состояла в том, что нормы военного законодательства, устанавливали для каждой категории военнослужащих способ и размер выплат, порядок предоставления льгот.

После Октябрьской революции законодательство о возмещении вреда, причиненного гражданину, соответствовало политической ситуации в стране. Вчастности для повышения авторитета советской власти среди малоимущих слоев населения (пенсионеры, инвалиды, и др.) в первые месяцы после революции Советом Народных Комиссаров (СНК) были приняты постановления, направленные на улучшение их материального положения. Так, 10 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет "Об увеличении пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных случаев", по которому предусматривалось: всем пенсионерам - рабочим, "пострадавшим от несчастных случаев по 1917 г. включительно, пенсию немедленно увеличить с 1 января 1917 г. на 100%, за счет пенсионного фонда. Пенсионный фонд планировалось пополнять в течение 3 лет из запасного капитала, свободных остатков от операций, и, в случае недостаточности их, дополнительными взносами предпринимателей" Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 -1918 гг. -М, 1943.-С.21. Военнослужащим-пенсионерам предусматривалась выплата процентных надбавок к пенсиям за время с 1 сентября 1917 г. См.: О выдаче процентных добавок к пенсиям военнослужащих: Постановление СНК от 16 декабря 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917- 1918гг.-М., 1943.-С.138.

Одновременно с этим происходил процесс упразднения ранее существовавших благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам, а все их функции и имущество передавались Исполнительному Комитету увечных воинов См.: Об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам ио передаче их дел и денежных сумм Исполнительному Комитету увечных воинов: Приказ по Министерству Государственного призрения и подведомственным ему учреждениям от 19 ноября 1917 г. № 68 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 - 1918 гг. - М., 1943. - С.50., впоследствии - Всероссийскому Совету увечных воинов О передаче дела помощи увечным воинам и их семьям в ведение Всероссийского совета увечных воинов: Декрет СНК от 29 декабря 1917 г.// Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 - 1918 гг. - М., 1943. - С.198.. При местных Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов были созданы отделы по назначению пенсий военно-увечным Об учреждении при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов отделов по назначению пенсий военно-увечным: Постановление Народного Комиссариата Государственного Призрения от 14 февраля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 - 1918 гг. - М., 1943. - С.395.. Согласно Декрета СНК от 20 апреля 1918 г. "О социальном обеспечении увечных воинов" "решающее слово в деле социального обеспечения увечных воинов и расходование государственных средств принадлежит органам государственной власти" Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 -1918 гг. -М., 1943.- С.482..

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.