на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теории происхождения государства. Правовые семьи современности
p align="left">12. Диффузная

Ее автором является Гребнер. Эта теория предполагает, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Термин «диффузия» происходит от латинского слова diffusio - распространение.

Об истинности этой теории можно сказать, что передача опыта действительно существовала, но теория не объясняет, почему и как государство появилось впервые.

13. Патримониальная

Основатель этой теории, А. Галлер, считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Право владения землей распространилось и на проживающих на ней людей.

Все эти теории происхождения государства ограничены, они субъективны. Происхождение государства невозможно объяснить, выделяя в качестве причины какой-то один фактор. Именно поэтому современные подходы к этому вопросу выдвигают ряд факторов: экономические, экологические, демографические, психологические, внешние и другие. Только совокупность различных факторов способна объяснить такой сложный процесс, как возникновение государства.

Юридическая картина современного мира состоит из национальных правовых систем. Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

На сегодняшний день в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем, которые объединяются в правовые семьи.

Таким образом, правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Правовые семьи можно классифицировать по различным критериям: историческим, идеологическим, материально-правовым, расовым, религиозным, этническим и т. д. Но традиционная, главная классификация опирается на национально-исторические и юридические признаки. По ним можно выделить следующие основные правовые семьи:

1. Романо-германская (континентальная)

Корни этой правовой семьи уходят в римское право (І в. до н. э. - ХІ в. н. э.). Начиная с ХІХ века в странах романо-германской правовой семьи основным источником права является закон. Там существуют писаная конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Законодатель (орган государственной власти) осмысливает общественные отношения, обобщает социальную практику, повторяющиеся ситуации и формулирует в законах права и обязанности для граждан и организаций.

Различают три разновидности закона:

- кодексы (уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные и т. д.);

- специальные законы (текущее законодательство);

- сводные тексты норм;

На суд возлагается обязанность точной реализации общих норм в конкретных судебных и административных решениях. Это обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья, решая то или иное юридическое дело, строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль играет норма. Чтобы правильно применить норму, судья должен вникнуть в ситуацию. Если судья совсем не находит правовой нормы для решения данного дела, то он оказывается перед следующим выбором:

а) совсем отказаться от рассмотрения этого дела;

б) исходя из общих принципов национальной правовой системы установит новую норму (правило) поведения;

в) истолковать сходную действующую норму так, чтобы распространить ее на данное дело, положив в основу своего решения (приговора);

Так как суд не может отказаться от рассмотрения дела из-за неясностей в законе, он применяет общие принципы права.

Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы, которые являются выражением справедливости в том виде, в каком она понимается обществом в конкретный исторический промежуток времени. Таким образом, судья принимает такое решение, которое учитывает интересы сторон и отвечает принятым в обществе нормам справедливости.

К странам, входящим в романо-германскую правовую семью, можно отнести Францию, Италию, Испанию, Бельгию, Швейцарию и другие страны.

2. Англосаксонская (семья общего права)

Периодом становления данного права принято считать Х - ХІІІ вв.

В англосаксонскую правовую семью входят Англия, Ирландия, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия и еще ряд других государств.

Основным отличием данной правовой семьи от романо-германской является то, что здесь основным источником права считается не закон, а судебный прецедент.

Англосаксонское право - это право судебной практики, в рамках которой судьи не только применяют, но и создают нормы права. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. При принятии решения по какому-либо юридическому делу судья руководствуется нормами уже сложившихся отношений. Совокупность этих решений (прецедентов) обязательна для всех судов и таким образом составляет систему общего права.

Англосаксонское право делает акцент на процессуальных нормах, формах судопроизводства, источниках доказательств, поскольку они одновременно составляют механизмы и правообразования и правореализации.

Важный признак общего права - автономия судебной власти. Она не зависит и не связана с любой другой властью в государстве. Это проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время в странах англосаксонской правовой семьи наряду с общим правом широкое развитие получило статутное право (законодательство), источником которого являются акты представительных органов. Это свидетельствует о процессе эволюции данной правовой семьи, однако Англия, например, сохраняет исходные принципы с ХІІІ века до сегодняшних дней.

3. Социалистическая правовая семья

В качестве самостоятельной правовой семьи выделилась сравнительно недавно. Ранее страны, принадлежащие к данной правовой семье (бывший СССР, социалистические страны Европы (ГДР, Чехословакия и др.), Азии (Китай, Северная Корея), Латинской Америки (Куба), входили в романо-германскую правовую семью. Они и сейчас сохраняют некоторые ее черты и особенности.

Социалистическая правовая семья имеет свои особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Основной источник социалистического права - революционные нормативно-правовые акты, выражающие волю трудящегося народа, руководимого коммунистической партией. Фактически все эти нормативно-правовые акты защищали интересы партийно-государственного аппарата. Право носит императивный характер, имеет тесную связь с государственной политикой, оно обеспечивается партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.

Суд остается инструментом в руках правящего класса (группы), он обеспечивает его господство и охраняет его интересы. Судебная ветвь власти даже не претендует на контроль над исполнительной и законодательной. Контроля за конституционностью законов также не существует.

В настоящее время в правовой системе России и других государств, входивших в социалистическую правовую семью, произошли существенные изменения. К ним можно отнести следующее:

- демократизация;

- сближение с романо-германской правовой семьей;

- обновление законодательства:

- обеспечение верховенства закона;

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- появление плюрализма в экономике, политике и идеологии.

4. Религиозно-традиционная правовая семья

Сюда входят мусульманское, индусское и африканское право.

а) Мусульманское право

Мусульманское право основывается на религиозных нормах, на системе исламского вероучения.

Основными источниками мусульманского права являются:

- Коран

Это священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. В ней есть как обряды и проповеди, так и установления нормативно-юридического характера.

- Сунна

Это мусульманское предание, рассказывающее о жизни пророка, сборник норм и традиций, которые служат образцами для мусульман.

- Иджма

Это комментарии ислама, составленные докторами мусульманской религии. Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

- Кияс

Это правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.

Мусульманское право сформировалось в средние века. Для него характерны следующие черты:

- архаистичность;

- казуистичность;

- отсутствие систематизации норм. Это восполняется принятием законов в настоящее время.

б) Индусское право

Оно тесно связано с религией - индуизмом. В эту систему обряды, верования, мораль, философия, нормативно закрепляющие определенный образ жизни и устройство общества. Индуизм сформировался в глубокой древности (около двух тысяч лет назад), однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени, особенно в семейных и наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. п.

в) Африканское право

Африканская правовая семья на продолжении многих веков объединяла правовые системы обычного права. Но после колонизации Африки в ХІХ веке здесь распространились правовые системы колониальных держав - Франции, Бельгии, Португалии, Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права, которое впоследствии постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется «правовой многослойностью».

Главной тенденцией развития религиозно-традиционной правовой семьи в настоящее время является усиление роли закона как источника права. Однако значение религиозных и традиционных норм нисколько не снижается, они даже наоборот - возрождаются. Особенно это характерно для исламских государств.

Общие черты в теориях происхождения государства

а) Патриархальная и социально-экономическая

По моему мнению, сходство патриархальной и социально-экономической теорий происхождения государства состоит в том, что в обеих теориях есть господствующая элита. В патриархальной теории это единоличный правитель, монарх, повторяющий власть отца в семье, а в социально-экономической - господствующий класс. И в том и в другом случае правящая элита полностью подчиняет себе все остальное общество. Основная часть населения выполняет указания и распоряжения этих лидеров, проявляет беспрекословное послушание.

б) Теологическая и теория насилия

На мой взгляд, сходство данных теорий происхождения государства состоит в следующем. В теологической теории отстаиваются идеи всеобщего подчинения Божественной власти, ее создатели утверждают, что если все население будет выполнять волю Бога, то всем будет хорошо. А в теории насилия предполагается, что государство, которое возникает при завоевании слабых сильными, является инструментом для создания всеобщей гармонии, счастья, блага и сильных, и слабых.

Таким образом, общая черта этих различных теорий - построение гармонии, создание благополучия для всего населения государства.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающее объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Что же касается правовых семей современности, то их совершенствование, эволюцию можно увидеть налицо. Англосаксонская правовая система развивает в своем составе статутное право (законодательство). Традиционно-религиозная правовая семья также изменяется. Вместо религиозно-нормативных норм, нигде и никем не закрепленных, появляются определенные юридические нормы, прописанные в конституциях, законах и подзаконных актах. Социалистическая правовая семья изменилась, наверное, более всех остальных. В странах, принадлежащих к ней, сменились идеология, экономика, уровень жизни населения. Эти страны вступили на путь демократизации, установили верховенство закона, признали высшей ценностью права и свободы человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теория государства и права. Курс лекций; под редакцией Н.Н.Матузова и А.В.Малько; 2-е издание, переработанное и дополненное; Москва, Юрист, 2000

2. Общая теория права и государства. Учебник; под редакцией В.В.Лазарева; 3-е издание, переработанное и дополненное; Москва, Юрист, 2000

3. Теория государства и права; А.В.Клименко, А.В. Румынина; Москва, Мастерство: Высшая школа, 2000

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.