на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория государства и права
p align="left">34. Система прав человека

Права чела - как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и гарантир-ны. Роль гос-ва здесь - самая существ. Быть членом общ-ва - значит соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа. Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и общего, исп. при этом прав. ср-ва. Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц. ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в целях защиты конституц. строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и з-нных интересов др. людей Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств. атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.

35. Функции гос-ва

Ф-ции гос-ва - осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим классом Н.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва - обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва - охрана интересов чела, защита его прав.

36. Формы права

Под формами права (источниками) права понимают способы закрепления и выражения правовых норм. Исторически первой формой права явл-ся правовой обычай -- санкционированный государством. Государственное санкционирование обычая производ двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Второй вид источников права - судебный прецедент. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Прецеденты устанавливаются высшими судебными инстанциями. В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент. Суд прецедент - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного дела и стало юридическим правилом. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права.

37. Форма государственного устройства

Форма гос-ва - это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос. режима.

ФорГосУстр - это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Имеет единое законод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти). б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть - федеральн.). в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).

Основные черты естеств.-правовой теории. Естественно-правовая теория, возникла в XVIII веке. Его развитием занимались: Локк, Руссо, Радищев. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны, право на жизнь, свободное развитие, труд), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству.

Юридические факты и их классиф-ия. Юр. факты - факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или прекр-е правоотн-й. Это конкретные жизненные обстоят-ва приводящие норму права в действие. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1) события (не завис. от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2)действия (правомерн. или неправомерные). Действия делятся на юрид. акт и юрид. поступок.

Юр. акт - д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок - не преследует подобной цели. Сущ. предпол-мые юр.ф. - презумпции: 1.опровержимые (невиновности) 2.неопровержимые (знания з-на).

38. Государственный аппарат

Это система спец-ых органов и учреждений, посредством которых осуществл-ся госуд-ое управление обществом и защита его основных интересов. Гос. органы - важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. признаками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан. в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра. (это наиболее существ. пр-к) - издание норм. актов, примен. мер возд-я. Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

Нормативистская теория права. (Кельзен, Штаммлер - основоположники) - в развитии права он видит развитие самого общества. Право- иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений. Оно не мыслимо без государства, а гос-во немыслимо без права.

39. Законность и правопорядок

З-сть - конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми субъектами права: гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну). Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая - соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. - если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента). Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия. Правопорядок - часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Он завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

40. Понятие и структура нормы права

Норма права-общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

Структура НП.. Выделяют три элемента, которые носят названия “гипотезы”, “диспозиции” и “санкции”. Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция - это “та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов”. Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции.

Прав. нормы клас-ся: 1) По функциям кот выполняю нормы: а) регулятивн; б)охранительные. 2) По степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. 3) По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. 4) По степени определенности: а) абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой); б)относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств); в)альтернативные (предусматр-ет несколько вариантов). 5) По кругу лиц: а)общие; б)специальные. Факультативные нормы - позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма - из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа - поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.: дефинитивные (сод. определ-я юридич. понятий); нормы-принципы; оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на новые отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

41. Правосознание: понятие, структура и виды

Правосозн-е - явл-е идеальное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав. установок и ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.

Б-20

1. Государство и партии в полит. системе. Пол.П -об об, целью кот явл участие в полит жизни общ, в организации и осуществлении гос власти посредством влияния на формирование полит воли граждан, участия в выборах и деятельности органов гос власти. Виды п. п.: ( в РФ ) общерос ( более чем в половине суб РФ, не менее 10 в каждом или имеющ поддержку более чем 5% избирателей), межрегион ( не менее чем на территории 2 суб РФ ), регион ( в пределах одного суб РФ ),классовые (кр-янские, рабочие, предпринимательские),национально-религиозные( партия исламского возрождения, союз русского народа),проблемные ( экологическая, партия земельной р-мы), гротескные (партия любителей пива), по в гос делах ( парламентские, правящие). В рамках полит системы партии образ партийную систему- совокупную связь партий, действующих в соответствии со своими программами, уставами, борющиеся за гос власть. Усиливаясь, партии способствуют демократизации общ-ва поднимают полит активность.В странах с демократической полит системой признается полит многообразие, им предоставляется право формирования высш органов гос путем проведения своих сторонников в парламент или правительство. 2 вида партийных систем: многопартийные и основанные на монополии правящей партии. Партийное гос: руководители органов управления назначаются по партийной принадлежности; функционорует одна господствующая пратия; ее идеология становится гос идеологией; сращивание партии и гос аппарата; руководитель партии фактически глава гос; тоталитарная полит система.

2. Психологическая теория права. Значительное распростр. данная теория получила в начале 20 в. (труды русского ученого Л.И. Петражицкого и зарубеж. авторы Дьюм, Мэрилл, Росс). Основное трактование этой теории- человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Человек переживает свои поступки, а нормы как запреты и веления явл. отражением этих переживаний. Т.е. существует подлинное право, кот. представляет собой психолог-ое переживание людей о их правах и обяз-ях, и официальное право - совокупность норм.

3. Юридическая ответственность. Юр. отв-сть - важная мера защиты интересов линости, общества и государства. Проявляется в виде применения к правонар-лю мер гос-го принуждения. Осн-ем ее возн-я явл. правонар-е со всеми его эл-тами (если поведение лица не подпадает под признаки правонар-ия, то и нет юрид ответств-ти). Включает как минимум 2 стороны: госуд-во и правонар-ль. Виды юридической ответственности: 1)имущественная - в рамках труд. и гражд. з-нод-ва: а)ограниченная - на всех раб-ков б)полная - обязат. совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15 суток) 3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка): а)выговор б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ. лицам и только в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы б)исправит. работы в)лишение свободы Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение (превенция) и общее.

Б-21

1. Государство и церковь.

2. Система права. Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-ции, ф-циональн. завис-ти и т.д.). Единство с-мы права - специфич. св-во права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я , единством прав. принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи внутренне единым нормативным обр-ем, право подраздел-ся на опр. части - отрасли и институты, кажд. из кот. вып. самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й. Итак, с-ма права - это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на отрасли, подотрасли и институты. Эл-ты с-мы права: 1).Институт права - это эл-т с-мы права, предст. совок-тью прав. норм, рег-щих однородн. группу обществ. отн-й. Правовой институт предст. собой обособл. блок отрасли права, кот-му свойственны: а)однор-ть фактич. сод-я (кажд. институт предназн. для рег-я самост., относ-но обособл. группы отн-й либо отд. поступков, д-й людей) б)юр. единство прав. норм в)нормативн. обособл-ть г)полнота рег-мых отн-й. По своему сод-ю институты права бывают простые и сложн. 1-вкл. в себя юр. нормы одной отрасли права, 2-вкл. совок-ть норм, вход. в состав различ. отраслей, но рег. взаимосвяз., родствен. отн-я (институт собств-ти). Также выдел. мат. и процессуальные институты, охранит. и регулятивн. и т.д. 2)Отрасль права - главный эл-т с-мы права - объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП - это распределенная по прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн. обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.)

3. Основания юридической ответственности. Юр. отв-сть - важная мера защиты интересов линости, общества и государства. Проявляется в виде применения к правонар-лю мер гос-го принуждения. Осн-ем ее возн-я явл. правонар-е со всеми его эл-тами (если поведение лица не подпадает под признаки правонар-ия, то и нет юрид ответств-ти). Включает как минимум 2 стороны: госуд-во и правонар-ль.

Виды юридической ответственности: 1)имущественная - в рамках труд. и гражд. з-нод-ва: а)ограниченная - на всех раб-ков б)полная - обязат. совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15 суток) 3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка): а)выговор б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ. лицам и только в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы б)исправит. работы в)лишение свободы

Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение (превенция) и общее.

Вина- это психическое отношение правонаруш-ля к свему противоправному поведению. Разл-ют 2 формы вины: умысел и неостор-ть. Умысел- лицо предвидит и желает наступления вредных послед-ий своего поведения. Неост-ть : а)самонадеян-ть (лицо предвидит возможность наступл вредных послед-ий, но расчитывает на возм-ть их избежать; б)небрежность (лицо не предвидит, но может и должно их предвидить).

Б-22

1. Государство и личность.

2. Понятие права.

Право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Реализ норм права- воплощение их предписаний в поведение людей. Формы права: осуществление (использование) права, т.е. реализации возможностей; исполнение обяз-ей (совершение предписаний норм права); соблюдение обяз-ей (воздерж от запрещенных действий); применение права.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я - не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я - треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами - это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-то набор правил (у христиан - 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр - основопол-к) - предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих 3)Маркс. теория. Право - воля господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва

3. Субъект права- это отдельные индивиды или организации, кот. в соответствии с нормами права явл. носителями субъект-ых прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определ-ся их правоспособ-тью и дееспособ-тью. Прсп.- закрепл-ая в законодат-ве способ-ть субъекта иметь юрид. права и нести юрид. обязанности (начин-ся с момента рождения и заканчивается смертью). Деесп.- признаваемая нормами объективного права способ-ть субъектов самостоят-но своими осознанными действиями приобретать юридич. права и обязанности. Деесп. подр-ся но общую и специальную (спец. распростр-ся только на определый вид сделок). Содержание и объем деесп. зависит: а)от возраста; б)от состояния здоровья. Деесп. разделяется на полную и огранич-ую.

Б-23

1. Право в системе социальных норм. Социальные нормы- это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в общественной жизни. Соц.н бывают след-их видов: 1)нормы права (правила повед устанвл и охран-ся госуд-ом); 2)нормы морали (представления людей о добре и зле); 3)нормы обществ-ых орг-ий ( правила устанавл-ые самими орг-ми); 4)нормы обычаев (правила поведения вошедшие в привычку людей); 5)нормы традиций (стабильные правила поведения определ-ой сферы жизнедеят-ти человека); 6)нормы ритуалов (правила поведения людей при совершении обрядов).

2. Порядок опублик-ия и вступл. в силу норм.-прав. актов. Официальное опубликование нормативно-правового акта- заключительная стадия правотворческой процедуры. 1. ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат ФедСобр публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2. Официальным опубликованием ФКЗи ФЗ, акта палаты ФедСоб считается первая публикация его полного текста в “Российской газете” или Собрании законодательства РФ. 3. ФКЗ, ФЗ направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат ФедСоб направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 4. ФКЗ, ФЗ, акты палат ФедСоб вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. 5. ФКЗ, ФЗ, акт палаты ФедСоб, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

3. Содержание правоотношения. Правоотношение- охраняемое государством волевое общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Понятие “правоотношение” является одной из важнейших категорий общей теории права. Признаки правоотношения: 1. Правоотношение - это отношение общественное, то есть отношение между людьми. 2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения 3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями 4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. 5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей 6. Правоотношения охраняются гос-ом. Ссостав правоотношения: а) субъектов (участников) правоотношения; б) субъективные юридические права и обязанности в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности; По отраслевой принадлежности можно различать государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др. В зависимости от их функционального назначения - регулятивные и охранительные. По степени индивидуализации разграничивают относительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, и абсолютные, в которых индивидуализирована лишь одна сторона -- управомоченный (например, правоотношение собственности). Правоотношения делят на материальные и процессуальные, частные и публичные.

Б-24

1. Социологическая школа права- одно из основных направл-ий правоведения 20 в. (основатель теории Эрлих). Центром изучения данной школы явл. «живое право», т.е. система правоотн-ий поведения людей в сфере права. Идеи данной теории четко выражают сущность правового гос-ва, в котором и само госуд-во и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

2. Действие норм.-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие. в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом. Закон обратной силы не имеет. Нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Исключения может быть- “переживание закона”, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. В пространстве а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц -он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (гк, ук). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

3. Толкование права: понятие, способы, виды. Толкование норм права- это деят-ть компетентных органов госуд-ва, общественных организ-ий и отдельных граждан по осознанию им действительного содержания норм. Толков-ие имеет два направления: уяснения и разъяснения. Виды разъяснения: По субъектам-а)официальное (исходящее от уполномоченного органа, имеет юрид. обязат-ую силу для всех); б)неофициальное (от лиц не имеющ. на то полномочий); в)доктринальное (научные и практич. работн., компетентн. гос-ые деятели); г)обыденное (от лиц не имеющих профес. подгот-ки). По объему- а)нормативное (разъясн. содержание норм регулир-их определ-ые обществ. отношения в виде постановлений, приказов); б)казуальное ( разъясн. смысл нормы права по конкретн. случаю, делу). Приемы толков: граматический, систематический, историко-политич.

Б-25

1. Типология правовых систем. Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-ции, ф-циональн. завис-ти и т.д.). Единство с-мы права - специфич. св-во права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я , единством прав. принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи внутренне единым нормативным обр-ем, право подраздел-ся на опр. части - отрасли и институты, кажд. из кот. вып. самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й. Итак, с-ма права - это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на отрасли, подотрасли и институты.

Право делится на частное и публичное. К частному праву относятся те отрасли права кот. обеспечивают интересы частных лиц (граж., банк., стах., патент.) К публичному праву относ-ся отрасли госуд-го, администр. и уголовн. права.

2. Систематизация норм.-правовых актов. Систематиз. норм-пр актов - это деят-ть по упорядоч и соверш зак-ва, привед его в опред с-му путем составления ед норм-пр актов или их сборников. различают 3: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию. Инкорпорация - форма систем, при кот происх объединение разл НА в сборники, расположение их в определ порядке. Кодификация - форма систем, при кот происх коренная переработка норм материала, объед его в новые, ед, внутр систематизир НПА. При кодиф изменяется содерж НА. В отл от инкорп кодиф проводится компет гос органом, она носит офиц хар. Кодификация - особый, специф вид правотворч, проводимой с целью совершенств действующего зак-ва путем издания сводных НПА. Консолидация - форма систем, при кот НПА дораб, дополн и объед в нов НПА. Цель: устранение повторов, противоречий, сокращ количества НА, для удобства нахождения и пользования. Этот вид - нечто среднее между инкорп и кодиф. Систематиз НПА направлена либо на совершенств содерж пр норм (внутр систем), либо на совершенств расположения норм материала (внешняя). Инкорп- только внеш системат; кодификация -и внеш, и внутр; консолид - прежде всего внеш, и в небол степени - внутр.

3. Применение права. Акты применения. Правоприменение - особая форма реализации права. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. Это случаи: а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер', 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний',4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. 6) представляет собой сложный, стадийный процесс',7) имеет творческий характер', 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. Три стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела. В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Все правовые акты дел на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер. Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.