на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Терроризм - война XXI века
ак, например, в США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г).

Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов, как на территории США, так и за рубежом См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. С.497..

Каковы же основные направления борьбы с терроризмом?

Во-первых, отказ от двойных стандартов оценки и использования терроризма во внешней и внутренней государственной политике. Терроризм нельзя рассматривать как форму национально-освободительного движения или религиозного самоутверждения. Страны, поддерживающие террористические организации и движения, должны быть подвергнуты жестким международным санкциям, исполнение которых могли бы контролировать соответствующие международные структуры.

Во-вторых, выявление и установление жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур Пристального внимания спецслужб и силовых структур, в первую очередь, требуют следующие экстремистские, террористические группы и организации: «Ал-Гамаат ал-исламийа», «Ал-Г Джихад», «Фронт исламского спасения», «Вооруженная исламская группа», группа Абу Сайафа, «Джамаат ал-фукра», «Харакат ал-ансар», «Хезболлах», «Ал-Каида», «Исламский джихад», «Аум Синреке», Настоящая Ирландская республиканская армия, Баскская родина и свобода, Исламское движение Узбекистана, Народный фронт освобождения Палестины, Объединенные силы самообороны Колумбии и другие..

В-третьих, объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными усилиями, возможно, лишить идеологических оснований террористические движения, сократить их социальную базу, снизить уровень поддержки за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий. Это достигается за счет выявления и подавления центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественной изоляции террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды.

Эффективная борьба с терроризмом на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои общественности. Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ).

Впервые об этом было заявлено в 1999 году. За этот период к предложению инициатора присоединились около 40 стран мира.5 декабря 2000 года в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, а 14 февраля 2001 в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация.

Стратегическая задача Форума - это привлечение широких кругов мировой общественности: глав государств и правительств, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса, деятелей культуры, средств массовой информации, специалистов судебных и полицейских органов, научно-исследовательских, образовательных учреждений, участников политических, общественных объединений и движений - к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.

В-четвертых, контроль мирового сообщества над международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы может быть использована Международная конвенция о подавлении финансирования террористов. Она открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников дохода террористов и ограничению движения таких средств через границы. Так, например, в 2002 году только в г. Москве выявлено 14 коммерческих банков, находящихся под контролем частных организованных групп, в том числе 4 банка, оказывающих адресную помощь лидерам незаконных вооруженных формирований в Чечне См.: Дзюба Д.И. Терроризм как криминальное явление. Организованный терроризм и организованная преступность./ Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. С. 99..

В-пятых, усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, создание единого мирового антитеррористического центра в рамках ООН.

Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра, создание которого большинством стран поддержано, по мнению бывшего вице-премьера Правительства России, экс-министра внутренних дел Анатолия Куликова, ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег и наркосделок. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.

Необходимо концептуально менять механизмы борьбы с терроризмом.

Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран Организованный терроризм и организованная преступность./ Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. С. 315..

В-шестых, разработка Советом Безопасности отвечающей современным реалиям Концепции борьбы с терроризмом. Она должна представлять собой систему научно обоснованных, международно признанных и закрепленных в международных правовых документах положений о борьбе с терроризмом.

ООН за весь период своего существования немало сделала для борьбы с терроризмом. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международный терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Наш анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

а) взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

в) умышленное использование взрывных устройств, встроенные в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;

г) любой диверсионный акт против общественных сооружений;

д) заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства, в том числе принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

В-седьмых, назрела необходимость в создании российской общегосударственной системы координации борьбы с терроризмом на уровне Федерации и ее субъектов; принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы борьбы с терроризмом, которая должна содержать комплекс государственных мер (правовых, организационных, финансовых, материально - технических), направленных на активизацию борьбы с терроризмом; перенос акцента антитеррористической деятельности на профилактику, предупреждение и пресечение террористических акций; формирование на прочной правовой основе порядка привлечения и участия всех "силовых" министерств и ведомств к подготовке и участию в контртеррористических операциях на территории страны.

С учетом вышеуказанного хотелось бы отметить, что четкая понятийная характеристика терроризма, как социально-правового явления, определение его особенностей в современном мире послужит ориентиром для того, чтобы четко определить направления, задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, с учетом новых объемов угроз и вызовов, которое встречает мировое сообщество в начале III тысячелетия.

Террор, терроризм - явление не новое, но не за одно тысячелетие его существования появлялось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса не исключено появление космического терроризма. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира. В настоящее время он представляет собой угрозу не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями.

Терроризм в начале XXI единодушно оценивается как одно из наиболее опасных явлений, угрожающих в условиях его связи с транснациональной организованной преступностью международной безопасности Такая оценка еще раз подтверждена в Итоговой декларации Санкт- Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом (Санкт-Петербург, 27--28 марта 2002 года). и требующих принятия самых энергичных мер для его пресечения и ликвидации.

Терроризму посвящаются многочисленные форумы, к борьбе с ним стремятся быть прикосновенными самые разные субъекты, независимо от их профессии и компетентности.

Между тем, успех реагирования на любое нежелательное явление определяется осведомленностью о нем: определением его содержания, границ, сущности; познанием его закономерностей, особенностей детерминации, причинности, чувствительности к различным принимавшимся мерам.

При всем многообразии научных и иных публикаций о терроризме, международно-правовых и государственно-правовых документов о борьбе с ним приходится констатировать отсутствие четкого единообразного понимания данного явления. В международно-правовых документах, законодательных актах государств и литературе он определяется пространно, не всегда однозначно и, в конечном счете, размыто. Такого рода определения допускают разные толкования.

В ст.3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" говорится, что "для целей настоящего закона применяются следующие основные понятия: терроризм - насилие или, угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерби либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений".

Здесь цели трактуются многозначно: и как нарушение общественной безопасности, и как оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями, грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями. Убийство государственного или общественного деятеля из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тоже с рассматриваемой точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

Возможно, речь идет о нарушениях закона в процессе такой деятельности, грубом попрании прав людей, в результате чего непосредственные жертвы субъективно не находят других средств прекратить произвол в отношении них. Другое дело - такая мотивация, как оказание воздействия на принятие органами власти решении, выгодных террористам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.