на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Транснациональные корпорации как субъект международного частного права
p align="left">В буржуазной, да и в советской литературе для обозначения компаний, действующих на территории многих стран и способных оказывать заметное влияние на их экономику и социальную жизнь, используются различные термины, в том числе: многонациональные монополии, многонациональные корпорации, глобальные, сверхнациональные, межнациональные, транснациональные корпорации и, наконец, международные монополии (компании, предприятия, корпорации). Последний, пожалуй, является наименее удачным, ибо он может вызвать у юриста ложное представление, будто бы эти образования являются субъектами международного публичного права. В современной западной литературе к международным относят юридические лица, которые были созданы непосредственно в силу международного договора, а также на основе внутреннего закона, однако принятого на базе международного договора.

Своекорыстная деятельность ТНК породила множество проблем. Возник и быстро затягивается новый узел противоречий - между транснациональными корпорациями и национально-государственной формой политической организации общества. Транснациональные корпорации подрывают суверенитет как развивающихся, так и развитых стран. Они активно используют государственно-монополистическое регулирование, когда это им выгодно. И жестоко конфликтуют с ним, если усматривают в действиях буржуазных правительств малейшую угрозу своим прибылям.

Особенно негативным является воздействие ТНК на экономику и социальную жизнь в развивающихся странах. Основные проблемы, возникающие в связи с деятельностью ТНК, кратко сформулированы: страны испытывают тревогу по поводу сосредоточения в руках ТНК собственности и контроля в ключевых отраслях их экономики, вмешательства во внутренние дела, отрицательного воздействия ТНК на систему национальных, социальных и культурных ценностей. Рабочее движение волнует влияние ТНК на занятость и уровень жизни рабочих, а также способность профсоюзов противостоять таким корпорациям; потребителей - приемлемость качества и цены товаров, производимых ТНК.

Транснациональные монополии, оперируя в развивающихся странах в своих интересах, могут свести на нет усилия национальных правительств в области экономики. Не случайно поэтому именно развивающиеся страны первыми предприняли попытки регламентировать деятельность ТНК на своей территории с помощью внутреннего законодательства. Однако вскоре обнаружилось, что ТНК, обладая огромной экономической мощью, превосходящей нередко во много раз экономический потенциал того или иного африканского либо азиатского государства, и имея возможность для маневрирования производственными мощностями в глобальном масштабе, обходят положения внутреннего инвестиционного права развивающихся государств. Стала очевидной необходимость принятия более эффективных мер по регулированию деятельности ТНК в международном масштабе.

Основным признаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей, является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такой корпорации осуществляется на территории нескольких стран. Так, группа экспертов ООН определяет многонациональную корпорацию как предпринимательскую единицу, владеющую или осуществляющую контроль над производством товаров или услуг за пределами страны, в которой она базируется. Отличительной чертой монополий является международность, но уже не по признаку происхождения капитала, а по району его деятельности. На авансцену здесь выходит вопрос не откуда, из каких стран поступает капитал, а куда он устремляется, где оперирует. Некоторые компании осуществляют производство на территории одной страны, а экспортируют свою продукцию во множество других государств. Такой способ захвата внешних рынков был, кстати, характерен для международных монополий первого поколения, существовавших в начале нашего столетия. Для современных транснациональных корпораций характерным является не столько вывоз товаров за границу, сколько вывоз капитала в форме прямых инвестиций, что ведет к созданию на иностранной территории подконтрольных материнскому обществу предприятий.

Следует поддержать вывод, сделанный советскими юристами: Если рассматривать с точки зрения необходимости международно-правового регулирования все корпорации, имеющие международные связи, то из их числа следует исключить те, в которых эти связи ограничены продажей товаров в других странах и их послепродажным обслуживанием, а также банки, имеющие лишь корреспондентские связи с зарубежными партнерами.

Что касается правового регулирования внешней торговли, и, в частности, импорта товаров, то здесь государства имеют развитый механизм таможенной защиты, систему выдачи лицензий, контингентирования, валютного контроля. К сожалению, аналогичных государственных и правовых инструментов нет пока в отношении ввоза прямых капиталовложений и связанных с этим последствий.

Вторым важнейшим признаком транснациональных корпораций, на мой взгляд, является то, что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже - двум или нескольким государствам.

В подавляющем большинстве ТНК господствует капитал какой-то одной страны. Капиталистической экономике известны ТНК, которые подчиняются не одной, а двум странам, в частности Ройял-датч-Шелл и Юнилевер контролируются английским и голландским капиталом, Данлоп-Пирелли - капиталом Англии и Италии, Агфа-Геверт - ФРГ и Бельгии, но это скорее исключения из правила.

Третьим признаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией или штаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономической зависимости, обычно системе участий. Финансовый контроль штаб-квартиры усиливается технологическим, патентно-лицензионным контролем. Для подчинения компании ТНК может использоваться и все чаще используется на практике заключение различного рода договоров лицензионных, о промышленно-экономическом сотрудничестве и т.п.. Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития, многонациональные предприятия - это компании, находящиеся в частном, государственном или смешанном владении, созданные в различных странах и соединенные таким образом, что одна или более из них могут осуществлять значительное влияние на деятельность других и, в частности, делиться технологией и ресурсами с другими.

Четвертый признак транснациональных корпораций - это объединения монополистического капитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестиции за границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы данной страны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровню конкурентоспособности.

Западные исследователи считают обычно компанию крупной, если она имеет объем ежегодных продаж не менее 100 млн долл. или же включена в список 500 лидирующих компаний, составляемый каждый год журналом Форчун. Практически любая крупная монополия стремится вложить свои капиталы в иностранное производство, т.е. пытается стать многонациональной или транснациональной. На 50 крупнейших американских корпораций в середине 70-х гг. приходилось 60% общего объема прямых американских инвестиций за границей, а 300 компаний контролировали 90% указанных капиталовложений.

Последний признак позволяет отграничить ТНК от капиталистических компаний, имеющих зарубежные филиалы, но по своим размерам не являющихся монополиями. В связи с разработкой Кодекса поведения ТНК западные эксперты попытались максимально расширить определение ТНК, чтобы в нем как бы растворить самые опасные для развивающихся стран крупные корпорации и сделать тем самым неэффективными любые меры регулирования их деятельности. Конечно, - пишет советский экономист В. Щетинин, - распространение на мелкие или средние предприятия с зарубежными филиалами Кодекса поведения ТНК противоречило бы самой идее регулирования деятельности крупных монополий, ибо сама проблема была поставлена в связи с негативными последствиями деятельности в развивающихся странах именно таких крупных капиталистических предприятий.

Правительства империалистических государств да и сами транснациональные компании не отказались от мысли добиться признания ТНК в качестве субъекта международного публичного права. Цель подобных попыток очевидна. Во-первых, транснациональные компании получают на территории иностранных государств соответствующие льготы и привилегии. Во-вторых, в этом случае ТНК смогли бы пользоваться международно-правовыми гарантиями от политических рисков, т.е. гарантиями от национализации, ограничительной политики молодого государства в валютной области. Конечно, указанные гарантии могут закрепляться не только нормами международного права, но и актами внутреннего права отдельных государств.

2.3 Организация и регулирование деятельности ТНК в мире

При организации своих предприятий транснациональные корпорации используют различные правовые формы, в частности филиала и представительства, дочерней компании, правосубъектного и неправосубъектного совместного предприятия. Выбор той или иной организационно-правовой формы зависит от множества обстоятельств, в том числе экономического, политического, правового характера.

Форму филиала ТНК используют в тех случаях, когда хотят обеспечить жесткий и абсолютный контроль за деятельностью предприятия за границей. Это в полной мере отвечает интересам ТНК в вопросах внутреннего планирования своей деятельности. Все вопросы внутренней организации и жизни филиала определяются материнским обществом, согласно правовым предписаниям, действующим в стране базирования. В большинстве развивающихся стран устанавливается льготный налоговый режим для филиалов, которые не занимаются производственной деятельностью. Определенные льготы налогового порядка эта форма дает и для материнского общества. Но все перечисленные преимущества филиалов, вытекающие из того известного факта, что филиал является лишь структурным подразделением юридического лица, обесцениваются не менее значительными отрицательными - с позиций межнациональных монополий - качествами филиала. По долгам филиала несет ответственность вся корпорация в целом. Правда, чтобы обойти это положение, ТНК зачастую прибегают к различным уловкам, в частности создают промежуточную дочернюю компанию с относительно небольшим капиталом, которая и отвечает по обязательствам филиала. Во многих странах открытие филиала предполагает исполнение ряда обременительных для ТНК обязанностей, в том числе государство может потребовать от монополии предоставления исчерпывающей информации о деятельности компании, не исключая ее деятельности в третьих странах.

В большинстве развивающихся стран существует отрицательное отношение к иностранным корпорациям. А филиал выступает как часть именно иностранного юридического лица.

Главным образом по этой причине иностранные вкладчики предпочитают использовать другую форму организации предпринимательской деятельности - форму дочерней компании. Дочерняя компания, как мы установили в предыдущем параграфе, - это компания, которая находится под контролем другой компании, называемой материнской. Основное ее отличие от филиала в том и состоит, что дочерняя компания - самостоятельный с точки зрения права субъект. Если в стране, где создана, зарегистрирована и действует дочерняя компания, национальность юридического лица определяется по признаку места инкорпорации или оседлости, то в этом случае дочерняя компания будет признана национальным субъектом права, а следовательно, она будет иметь национальность, отличную от национальности своего материнского общества. Правительства большинства стран более благожелательно относятся к деятельности на своей территории дочерних компаний, которые считаются национальными юридическими лицами. Дочернее общество не отвечает по обязательствам головной фирмы, а та, в свою очередь, не несет ответственности по долгам дочернего общества. Кроме того, материнская компания не должна предоставлять по месту нахождения дочерней фирмы какой-либо информации о своей организации и деятельности. Напротив, дочерняя компания по требованию материнского общества обязана отчитываться о результатах своего функционирования. У дочерней компании имеются и определенные минусы с точки зрения возможности ее использования для организации производства за границей, в том числе налогового порядка.

До недавнего времени дочерние компании продолжали оставаться основной организационно-правовой формой деятельности ТНК за границей.

С правовой точки зрения понятие совместного предприятия является весьма расплывчатым.

В самом общем виде, на мой взгляд, следует выделить следующие общие признаки любой совместной компании или предприятия:

- это должно быть объединение, образованное для ведения продолжительной, а не разовой деятельности;

- указанная форма обычно не используется для осуществления чисто торговых (торговых в экономическом значении этого термина) операций, т.е. посредничества в обороте товаров;

- участниками совместного предприятия, как правило, являются юридические лица или, что значительно реже, - некорпорированные объединения;

- это предприятие, в котором участвует как местный, так и иностранный капитал.

В настоящее время совместное предприятие обычно действует как акционерное общество.

С точки зрения уже не формы, а состава участников можно различать три категории совместных предприятий: первая, в которой и иностранный, и местный капитал представлен соответствующими государствами (такая разновидность совместного предприятия не получила развития); вторая, в которой участвуют частные (местные и иностранные) предприниматели; третья предполагает участие и государственного (обычно это капитал страны размещения предприятия) и частного (как правило, иностранного) капитала.

Каждая в отдельности страна может воздействовать с помощью своего законодательства и административных мер не на всю транснациональную корпорацию, а только на ее часть, функционирующую в пределах ее государственных границ, если только здесь не располагается штаб-квартира компании. В этой ограниченности правового воздействия и коренится его неэффективность. Повысить ее возможно только путем регламентации деятельности центра управления ТНК - материнской или головной компании. Однако регулирование деятельности ТНК - регулирование особого рода. Сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований.

С точки зрения структуры ТНК ничем не отличается от группы товариществ внутреннего права, правовое регулирование которых рассматривалось в предыдущем параграфе.

Вместе с тем деятельность ТНК со всей остротой поставила проблему национальности компаний, входящих в ее состав. Согласно классической доктрине буржуазного международного частного права, исходя из национальности устанавливается личный статут юридического лица, т.е. закон, который определяет, является ли вообще данное образование юридическим лицом, в каком порядке оно должно быть учреждено или ликвидировано, какова его правоспособность. Англо-американское право при установлении национальности использовало критерий места создания юридического лица или места инкорпорации. Право ФРГ и Франции руководствовалось признаком местонахождения. Однако и тот и другой критерии являются формальными. Они игнорируют реальную зависимость юридического лица от других субъектов права. Такая конструкция стала нередко противоречить публичным интересам, в частности, препятствовать проведению политики, направленной на защиту национальной экономики. В некоторых случаях судебная, административная практика, а также законодательство капиталистических стран стали использовать теорию контроля, в соответствии с которой компания имеет национальность той страны, лица которой осуществляют над ней фактический контроль. В доктрине стали разграничивать личный статут и национальность юридического лица. По существу, во всех развитых капиталистических странах при определении статута одного и того же юридического лица, но в разных сферах общественных отношений используют различные критерии установления его государственной принадлежности.

Эффективное правовое регулирование ТНК предполагает, чтобы это предприятие выступало как единый адресат предписаний, в частности, Кодекса поведения ТНК. Это значит, что их должны исполнять все юридические лица, принадлежащие к ТНК. В этой связи правомерно поставить вопрос о пределах имущественной ответственности головной компании по обязательствам зависимой фирмы. Установление солидарной или субсидиарной ответственности материнского общества за долги дочерней компании во всех случаях противоречит самой идее юридического лица и стирает грань между различными организационно-правовыми формами деятельности ТНК за границей. Очевидно, что такая общая ответственность может иметь место только в тех сферах отношений, где в правовом документе обязанности возлагаются именно на транснациональную компанию как таковую. В проекте Кодекса поведения ТНК, представленном от имени Группы-77, перечисляются основные обязанности этих монополий в принимающих странах. В их числе: обязанность невмешательства во внутренние дела; принцип уважения национального суверенитета; обязанность ТНК способствовать достижению национальных целей развития; она должна также содействовать ликвидации режима расизма и апартеида на Юге Африки.

Вместе с тем нельзя пройти и мимо того, что в Кодексе поведения ТНК определяются не только их обязанности по отношению к государству, но и их права, гарантии интересов. ТНК предоставляется: право на жизнеспособность, что означает недопустимость создания для них помех, если ТНК не нарушают своих договорных обязательств; право на получение компенсации в случае национализации; право на недискриминацию по сравнению с местными предприятиями. Наконец, принимающая страна должна исходить в отношениях с транснациональной монополией из принципов международного права и так называемых здоровых коммерческих принципов. Представляется, что перечисленные обязанности государства по отношению к ТНК в известной степени превращают указанный Кодекс поведения ТНК в кодекс поведения государств, принимающих ТНК, что отвечает давним устремлениям корпораций получить единообразный инвестиционный кодекс, освещенный авторитетом международного публичного права. Не спасает положения и оговорка, включенная в проект, что применение положений об обязанностях государства должно сочетаться с должным уважением к суверенным правам государств и применяемым национальным законам и правилам.

Эффективность разрабатываемого кодекса будет в немалой степени зависеть от того, в какой правовой форме он будет принят: многосторонней международной конвенции, обязательной для подписавших ее государств.

Заключение

В международном частном праве при правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух коллидирующих законов подлежит применению -- действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что касается правового положения ТНК в науке международного частного права ,ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов.

Для решения вышеуказанных задач считаю, что необходимо:

- разработать и использовать многосторонний международный режим регулирования на основе унификации имеющихся норм в отношении ТНК, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц который, по моему мнению, станет эффективным регулятором деятельности ТНК с учетом специфики регулирования ТНК как на национальном, так и региональном уровне.

- для должного уровня правового регулирования деятельности ТНК улучшить внутреннее законодательство а именно подчинить деятельность филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны.

- заключение двухсторонних инвестиционных соглашений между заинтересованными странами

Проблемами регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

Международная практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.

Однако, особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и четвертая) от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ [Текст] : принят Гос. Думой 1 нояб. 2004 г. (ред. от 08.11.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5496 ; 2008. - № 45. - Ст. 5147.

2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 18.07.2009 N 181-ФЗ[Текст]:Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года. : с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ. (ред. от 18.07.2009 )// Собрание законодательства РФ. -1996.-№1.-Ст.1; № 25.

3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 27.09.2002 года. : с изм., внесенными Федеральными законами от 26.10.2002 N 127-ФЗ. (ред. от 26.10.2002)// Собрание законодательства РФ.-2002.- № 2 .

4. Федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 № 164-ФЗ [Текст]: принят Государственной думой 21 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года . : с изм., внесенными Федеральными законами от от 02.02.2006 N 19-ФЗ. (ред. от 02.02.2006)//Собрание законодательства РФ. -2010.-№42, ст. 3923.

5. Постановление Правительства РФ от 8 июня 1994 г. № 655 "О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" [Текст] (ред. от 03.10.2002)// Собрание Законодательства РФ. -- 1994.

Международные договоры

6. "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно - финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений": соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г.[Текст](ред. от 01.11.1999 )// Бюллетень международных договоров - 1994 - N 10- С. 25-27.

7. "О признании негосударственных организаций": конвенция Совета Европы от 24 апреля 1986 г.:[Текст]:. конвенции Совета Европы и Российская Федерация.: сборник документов - М.: Норма, 2002. - С.115-118.

8. "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно - финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений" соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г. [Текст]// Бюллетень международных договоров - 1994 - N 10- С. 25-27.

9. "О партнерстве и сотрудничестве" соглашение, подписанное Россией и Европейским союзом 24 июня 1994 г. . и ратифицированное 25.11.1996 г.: конвенции Совета Европы и Российская Федерация.:[Текст] сборник документов - М.: Норма, 2002. - С.145-148.

10. Конвенция "О разрешении инвестиционных споров между государствами и лицами других государств" .Вступила в силу 14 октября 1966 г.[Текст] сборник документов - М.: Норма, 2002. ст (18,20,25).

Специальная литература

11. Богуславский М.М. Международное частное право [Текст]: Учебник / М.М. Богуславский. - М.: Юристъ, 2004. - 604 с.

12. Гаврилов В.В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм [Текст]: Советский ежегодник международного права // Государство и право. -- 2005. -- № 12

13. Кашкин С.Ю., Кондратьев А.В. Юридические лица в ЕС: вопросы правового регулирования [Текст]: //Советский ежегодник международного права // Юрист-международник. -- 2004. -- № 4.

14. Ляликова Л.А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности [Текст]: // Советский ежегодник международного права. 1981. -- М., 1982.

15. Марышева Н.И. Международное частное право [Текст]: Учебник /Отв. ред. Н.И. Марышева.- М.: Юристъ, 2004.-604 с

16. Осминин Б.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций [Текст]: / Б.И. Осминин // Известия вузов. Правоведение. - 1982. - № 4. - С. 74-75.

17. Щеглов С.С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций [Текст]: Учебник// С.С. Щеглов // Юрист. - 2007. - №12. - С. 12-17.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.