на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Транспортное право
p align="left">Действует на онсовании Положения о Государственном департаменте морского и речного транспорта, утвержденного постановлением КМУот 30.03. 2000 р. N 584, с последующими изменениями и дополнениями.

Укрморречфлот возглавляет директор, которого назначает на должность и увольняет с должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта.

Положения о структурных подразделениях Укрморречфлота утверждает Директор Укрморречфлота. Укрморречфлот является юридическим лицом.

Государственная администрация железнодорожного транспорта (Укрзалізниця) - является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования, подведомственным Минтрансу.

Действует на основании Положения о Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, утвержденного постановлением КМУот 29.02.1996 г. № 262, с последующими изменениями и дополнениями.

В сферу управления Укрзалізниці входят Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Южно-Заподная и Приднепровская железные дороги, а также иные объединения, предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта по перечню, установленному Минтрансом.

Укрзалізниця осуществляет централизованное управление процессом перевозок во внутреннем и международном сообщении и регулирует производственно-хозяйственную деятельность железных дорог в сфере организации этого процесса.

Укрзалізниця в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные для исполнения железными дорогами и предприятиями, входящими в сферу управления Укрзалізниці, организует и контролирует их исполнение.

Укрзалізниця является юридическим лицом. Укрзалізницю возглавляет генеральный директор, который имеет заместителей, назначаемых Кабмином по представлению Министра транспорта.

Для разработки основных направлений развития железнодорожного транспорта, решения важнейших вопросов его хозяйственной деятельности создан Совет Укрзалізниці. Состав Совета и положение о нем утверждаются Министром транспорта.

2. Источники правового регулирования

2.1 Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы Министерства транспорта Украины, иные подзаконные нормативные акты.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Украины как основной закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития.

Несомненно, важный источник транспортного права -- это Гражданский кодекс Украины, который сконцентрировал в отдельной главе нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 12.09.91 г. «Опорядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», источниками транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом, и не урегулированным украинским законодательством. Указанные законодательные акты применяются на территории Украины в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству Украины.

К основным законам, регулирующим деятельность транспорта относятся законы Украины «О транспорте» 1994 г., «О железнодорожном транспорте» 1996 г.; «О дорожном движении» 1993 г.; «О трубопроводном транспорте» 1996 г. и другие законы, содержащие правовые нормы, регулирующие те или иные отношения в области транспорта.

Источниками транспортного права являются также транспортные уставы и кодексы. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железных дорог Украины (1998 г.), Воздушный кодекс Украины (1993 г.), Кодекс торгового мореплавания Украины (1994 г.), Устав внутреннего водного транспорта СССР (1955 г.), Устав автомобильного транспорта УССР (1969 г.).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Украины, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений.

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Украины и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Министерству транспорта Украины предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права в настоящее время следует также отнести обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст.160 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМУ) при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке доставки груза разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Украины и Высшего Хозяйственного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

2.2 Транспортное право и транспортное законодательство

Транспортное право и транспортное законодательство - понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе - это совокупность нормативных актов.

Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством. Транспортному законодательству присущи определенные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что транспортное законодательство Украины вобрало в себя все основные положения транспортного законодательства Союза ССР. Это касается определения договора перевозки груза и пассажиров, положений, связанных с ответственностью за неподачу транспортных средств, утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования отношений при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. При сравнении действующего транспортного законодательства Украины с ранее действующим законодательством Союза ССР наблюдается определенная преемственность основных положений, регулирующих отношения на транспорте. Это, безусловно, оказывает определенное влияние на изучение действующего транспортного законодательства.

Анализируя законодательство о транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности.

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в украинском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

Особенно четко это можно проследить на примере развития законодательства о железнодорожных перевозках (на анализе уставов железных дорог). За период с 1920 года до настоящего времени было принято семь уставов железных дорог (УЖД СССР 1920г., УЖД СССР 1922г., УЖД СССР 1927г., УЖД СССР 1935г., УЖД СССР 1954г., УЖД СССР 1964г., УЖД Украины 1998г.) и если в первом Уставе железных дорог 1920 года было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 года состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей) и железной дороги, а Устав железных дорог 1927 года содержал 128 статей и конкретизировал те положения, которые были заложены в Уставе железных дорог 1922 года. В нем более подробно регламентировался порядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именно документы прилагаются к претензии (этого не было в прежних уставах), подробно рассматривался вопрос об исковой давности.

Уставом железных дорог 1935 года регламентировался еще более широкий круг вопросов. В нем имелся раздел, в котором подробно регулировались вопросы планирования перевозок грузов, уточнялось, какие документы могут быть представлены в качестве основания для предъявления претензии.

Наиболее подробно взаимоотношения перевозчика и грузоотправителей (грузополучателей) регулировались Уставом железных дорог 1954 года. В отличие от предыдущих уставов, он регулировал прямые смешанные перевозки грузов с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвящен железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Устав более четко и конкретно регулировал вопросы, которые не получили полного отражения в предыдущих уставах (он состоял из 228 статей).

Эта тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог 1964 года, который четко регулировал взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей) с железной дорогой. Устав включал в себя целый ряд вопросов, которых не было в ранее действующих уставах (например о порядке восполнения недогруза), в то же время объем его несколько сократился (он состоял из 179 статей), что было достигнуто за счет более четких и конкретных формулировок.

Устав железных дорог 1998 года отразил в своем содержании переход государства к рыночной экономике. В Уставе, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В нем установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. В Устав включены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений. В то же время основные положения, связанные с договором перевозки грузов и пассажиров, подачей транспортных средств, ответственностью за нарушение обязательств, и другие остались неизменными, что свидетельствует об определенной стабильности в отношениях, регулирующих железнодорожные перевозки.

Аналогичное развитие получило законодательство о воздушных, морских и речных перевозках. Уставы и кодексы, регулирующие эти перевозки, были приняты значительно позже, чем первые уставы железных дорог, и, естественно, учли опыт ранее разработанных документов.

Несколько своеобразно развивалось законодательство, регулирующее перевозки автомобильным транспортом. До 1969 года о них не было кодифицированного акта. Перевозка грузов и пассажиров регулировалась большим числом нормативных актов. В 1969 году был принят Устав автомобильного транспорта УССР.

2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям и т.д.

3. На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законода-тельство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международные перевозки. Особенно это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Украины и Кодекса торгового мореплавания Украины.

Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 года, протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, "либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству" (Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок М., 1981.С.52, 222). Кодекс торгового мореплавания в своих статьях отразил все важнейшие положения Брюссельской конвенции (например, порядок составления коносамента и его реквизиты -- ст. 138, 139, 140 КТМ Украины).

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.