на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Трудовой договор в законодательстве России
периода зарождения раннебуржуазного права России в законодательстве стала доминировать тенденция позитивизма, привнесенная в российскую национально-правовую систему со времени единоличного правления Петра I (1689-1725 гг.), т.е. в условиях абсолютной монархии (позднефеодальной государственности). При Петре I продолжилась практика трудовых отношений в виде принудительного привлечения к "тягловым" натуральным государственным повинностям, которые реализовывались на строительстве всевозможных объектов. Вольнонаемный труд использовался для комплектования военизированных сил, для чего в 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю изъявивших желание служить холопов и крестьян. Вольнонаемным способом частично комплектовались и ведущие отрасли промышленности, но в подавляющем числе это касалось привлечения на контрактной основе зарубежных специалистов. Вспомогательные работники согласно Указу от 18 января 1721 г. "О покупке к заводам деревень" могли просто прикупаться купцами и дворянством к любым промышленным предприятиям целыми деревнями, но с условием "дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно".

В 1736 году уже при Анне I (1730-1740 гг.) был издан указ, закрепивший на неопределенный срок квалифицированных наемных работников за теми работодателями, у которых работали вольные рабочие на момент издания указа. С этого времени во всех отраслях производства стал доминировать промышленно-крепостной труд.

Следующим прогрессивным этапом развитии социальных отношений стало время правления Екатерины II (1762-1796 гг.), получившее название "просвещенного абсолютизма". В первые два десятилетия императрица и Сенат издают указы, присущие "социально-экономическому либерализму". В 1762 г. в очередной раз купцам запрещен прикуп крестьян к мануфактурам. В 1763-м предписано оставить при фабриках и заводах строго лимитированную часть приписных крестьян, а из вольноотпущенных, при необходимости, набирать на работу по найму на срок выдачи им паспортов, что можно отнести к зарождению "сельского пролетариата".

В XIX в. Россия вошла под управлением императора Александра I, правившего с 1801 по 1825 год. С его воцарением вновь наступил период просвещенного абсолютизма. Правда, длился он недолго, но и за это время были изданы указы, облегчающие участь главной созидающей силы общества - крестьян. Так, Указом от 12 декабря 1801 г. "О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли" была предоставлена возможность всем российским подданным, кроме причисленных к помещичьим владениям, оформив купчую на приобретение земли, но без крестьян, использовать поверхность земли и ее недра в земледельческих и промышленных целях.20 февраля 1803 г. в ответ на обращение графа Сергея Румянцева был издан Указ "Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных", которым позволялось освобождать крепостных крестьян, изъявивших желание выйти из-под помещичьей опеки, поодиночке и целыми селениями с утверждением в установленном порядке за ними права собственности на недвижимое имущество на любых согласованных с помещиком условиях.

Подводя итог развитию российского законодательства, созданного к началу XIX в., можно констатировать, что правители России неоднократно предпринимали попытки регламентировать отношения между работодателем и работником (на уровне помещик - крестьянин), но это была лишь попутная императивная регламентация при решении проблем сословных отношений в объеме публичного права.

Очередной прогрессивный период связан с правлением императора Николая I (1825-1855 гг.). Годы правления Николая I знаменательны тем, что при нем впервые в России был изданы конкретные специальные нормативные акты, регулирующие правоотношения работодателей с работниками, и начали формироваться в системе гражданского права институты фабрично-заводского законодательства. Так, 24 мая 1835 г. в состав российского фабричного законодательства вошло Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму, а 7 августа 1845 г. - Положение о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста. Хвощинский А.В. Развитие российского трудового права // Трудовое право. - 2004. - №10. - С.6.

Особая позитивная роль в истории преобразования государства отводится Александру II, который был непреклонно целеустремлен и решителен в деле изменения социально-экономических отношений в России. В 1857 г. им был создан Секретный комитет по крепостным делам, в котором он лично председательствовал до преобразования его в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта, обнародованный 5 марта.

С 1861 г. Российская империя окончательно встала на капиталистический путь развития, который в итоге привел к свержению самодержавия. С отменой крепостного права начались миграция рабочей силы в промышленно развитые города и преобразования государственного предпринимательства в многоукладную экономику.

Затянувшееся формирование рабочего класса привело к запоздалому возникновению трудового законодательства России. Только с ростом в конце ХIХ в. активного недовольства рабочих условиями труда государство стало уделять особое внимание проблемам трудовых отношений в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства. С 1882 по 1903 г. было принято девять законов, утвержденных Александром III и Николаем II, содержащих меры охраны и защиты труда наиболее уязвимых категорий работников - детей и женщин, а также административно-контрольные меры за соблюдением работодателями и работниками законодательства о труде. Среди этих законов были такие, которые вводили правила заключения договоров трудового найма. Это Закон от 3 июня 1886 г." Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" и Положение от 12 июня 1886 г. "О найме на сельские работы". Впоследствии названные акты вошли в Полное собрание законов Российской империи, а законы об индустриализации труда - в Устав о промышленном труде, являвшийся специализированной составляющей инкорпорированного и частично кодифицированного тома XI Свода законов Российской империи (1913 г).

Уже в начале ХХ в. в стране были законодательно созданы условия для трудовых отношений, обеспеченных правоохранительными мерами и контролируемых силами государства.

Итак, оценки современников относительно заслуг личностей и обстоятельств, способствовавших или повлиявших на появление в России передового в мировом масштабе трудового законодательства, диаметрально противоположны.

Существенный и перспективный научный вклад в теоретические основы социального, или, как он его называл, трудового, права внес российский профессор Л.С. Таль, имя которого на долгие годы было предано забвению. В значительной степени благодаря научным исследованиям этого ученого и преподавателя сначала в проектах законов Временного буржуазного правительства, а затем и при разработке советского законодательства, в первых КЗоТах, были применены его концептуальные положения о природе трудового и коллективного договоров, хозяйской власти, о конструировании промышленного рабочего права. В своих изысканиях в области рабочего права он учитывал специфику экономической и организационно-управленческой зависимости работника от работодателя. Таль объяснил правовую природу хозяйской власти как неотъемлемую составляющую трудовой дисциплины, возложенную законодательной властью на отдельных лиц для решения общегосударственных задач. Им предлагались различные подходы и решения проблемы взаимодействия системы работодатель - работник и пути выравнивания их трудовых отношений в сторону социального партнерства. Впоследствии, в частности, его трудоправовая архитектоника решения рабочего вопроса нашла свое отражение в нормах мирового сообщества. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право.- 1994. - №4. - С.2.

Дальнейшее развитие такого взаимосвязанного многопланового юридического явления, как трудовой договор, играющего значительную роль при отборе, подборе, расстановке и использовании кадров, проходило в условиях послереволюционной России, когда во главу угла были поставлены иные производственные отношения и иные общественные ценности.

Практически через год после Октябрьской революции, в декабре 1918 г., ВЦИК и СНК приняли первый Кодекс законов о труде РСФСР. В нем даже не упоминалось о трудовом договоре, хотя характерные ему правовые элементы присутствовали, а сам договор (в устной форме) подразумевался в части IV Введения, содержащей следующие гарантии: "Все соглашения о труде, как ранее состоявшиеся, так и впредь заключаемые, поскольку они противоречат постановлениям настоящего Кодекса, недействительны и необязательны ни для трудящихся, ни для применяющих чужой труд". Такая неопределенность с формой и содержанием трудового договора была вызвана в первую очередь известной исторической обстановкой, связанной с гражданской войной и заменой права на труд на конституционно установленную трудовую обязанность (повинность) в период военного коммунизма. Частичное восполнение письменной формы, содержащей элементы трудового договора, взяла на себя обязательная в практическом применении трудовая книжка. По определенному законом информационному содержанию трудовой книжки работник и работодатель в случае возникновения спорных ситуаций о нарушении правовых гарантий, содержащихся в КЗоТ, могли искать юридической защиты в местном и кассационном отделе труда Народного комиссариата труда. Иванов Ю.М. Очерки теории и практики тоталитарного социализма М., 1997. С. 33.

С изменением внешней и внутриполитической обстановки в стране и с провозглашением нэпа ВЦИК в октябре 1922 г. одобрил введение в действие нового КЗоТ РСФСР. Во втором КЗоТе законодатель легализовал трудовой договор, отведя ему отдельную специальную гл. V, содержащую в дефинитивной ст.27 определение его юридического понятия как "соглашение двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение".22 статьи этой главы довольно подробно регламентировали порядок возникновения, исполнения и прекращения трудовых отношений, но в них отсутствовало требование к конкретной форме договора, а его существенные условия определялись соглашением сторон и должны были соответствовать нормам законов о труде и условиям локальных нормативно-правовых актов. При этом действие всеобщей конституционно установленной трудовой обязанности (повинности) ограничивалось случаями и контингентом, определенными в КЗоТе, с распространением государственного контроля на частнособственнические трудовые отношения в рыночных условиях.

Третий КЗоТ РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР в декабре 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Его введение было обусловлено необходимостью перехода после победы социализма в СССР к построению коммунизма и созданию свойственных ему производственных отношений. Впервые за годы советской власти было продекларировано именно право на труд граждан СССР, "обеспеченное социалистической организацией народного хозяйства: " (ч.1 ст.2). Под этой фразой понималось применение к лицам нетрудящимся (тунеядцам), помимо различных мер общественного презрения типа воспитательного воздействия силами домоуправления, "товарищеского суда" еще и уголовной ответственности за тунеядство. Поэтому декларативное право на труд можно характеризовать так же, как и в более раннем советском законодательстве, т.е. как трудовую обязанность. Александров Н.Г. Советское трудовое право. М., 1963. С.57.

К позитиву следует отнести то, что законодателем были установлены способ и форма реализации права на труд - заключение письменного трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации. Но данное положение осталось для многих, кроме отдельных спецкатегорий трудящихся (вахтовики, работа за границей и т.п.), чисто декларативной ссылкой идеологического характера. В реальной практике трудоустройства работодатель и работник шли по менее сложному пути и пользовались только устной формой трудового договора, ибо закон допускал ее наряду с письменной (ч.1 ст.18). Изменилась дефиниция трудового договора - это "соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон" (ст.15). И наконец, практическая защищенность трудовых прав работников была довольно высока, а достигалось это силами тотального партийного контроля с помощью руководства как производственным административным персоналом, так и кадровым составом судейского и прокурорского исполнительского звена.

В дальнейшем основополагающие правовые положения трудового договора были изменены дважды, когда вступили в силу (6 октября 1992 г) Закон РФ от 25 сентября 1992 г., практически преобразовавший третий КЗоТ в четвертый, и Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 69-ФЗ, внесший значимые дополнения и изменения в ст.15. На основании этих законов нормы КЗоТа претерпели существенные изменения. Закон 1992 г. однозначно установил, что трудовой договор должен заключаться только в письменной форме и ввел второе его наименование - "контракт". Закон 1998 г. переименовал "трудящихся" в "работников", а "предприятия, учреждения и организации" заменил на обобщающий термин "работодатель", которым могло быть не только юридическое, но и физическое лицо.

Четвертый КЗоТ за десять лет действия подвергся многочисленным изменениям и дополнениям, но сохранил правовой подход к реализации россиянином своего права на труд путем самостоятельного поиска контрагента для трудовых отношений и путем свободного заключения с ним трудового договора. При этом, как и ранее, государство гарантирует судебную защиту работника в случае его неудовлетворенности мотивировкой работодателя при отказе в заключении трудового договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.