на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Трудовые споры
p align="left">ТК включает в круг вопросов, рассматриваемых органами по рассмотрению трудовых споров, как споры по вопросам применения законов и нормативных правовых актов и условий трудового договора, так и споры по поводу установления условий труда.

Стороной спора может быть не только работник, непосредственно работающий у работодателя, но и его бывший работник - по вопросам, относящимся к содержанию трудового отношения, в котором он состоял с этим работодателем в прошлом. В равной степени стороной спора может оказаться и гражданин, который изъявил желание вступить с работодателем в трудовое отношение, однако получил отказ в заключении трудового договора (если данный гражданин считает этот отказ необоснованным).

Инициаторами рассмотрения индивидуального трудового спора могут выступать и лица, не являющиеся стороной конкретного трудового отношения, например, выборный орган первичной профсоюзной организации, не согласный с решением комиссии по трудовым спорам; прокурор, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам (ст. 391 ТК).

Весьма эффективным звеном в системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров при умелом использовании их потенциала могут быть комиссии по трудовым спорам (КТС). Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС определен ст. ст. 384 - 389 ТК.

КТС является первичным (досудебным) органом по рассмотрению этих споров, возникающих между работником и работодателем. В ней может рассматриваться абсолютное большинство индивидуальных трудовых споров (если комиссия создана и если работник изъявил желание в нее обратиться). Исключение составляют некоторые категории споров, для которых установлен иной порядок рассмотрения (ст. 391 ТК).

Как правило, в КТС рассматриваются следующие основные категории индивидуальных трудовых споров: об изменении некоторых условий трудового договора, определенных его сторонами; об оплате труда (по большинству ее аспектов); о гарантийных и компенсационных выплатах; о снятии дисциплинарных взысканий и др.

Их деятельность строится на общих принципах рассмотрения трудовых споров. Один из главных - доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры. Как правило, споры вначале рассматриваются в организации, что упрощает процедуру сбора доказательств и сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение спора переходит в суд (трудовые споры могут быть рассмотрены там же и изначально).

КТС образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Важным положением является закрепление обязанности как работодателя, так и представительного органа работников при получении в письменной форме предложения от другой стороны о создании КТС направить в комиссию своих представителей. Законодатель устанавливает срок, в течение которого работодатель и представительный орган работников обязаны направить в КТС своих представителей. Для этого им отводится максимум десять дней.

  • Представители работников могут быть избраны в КТС на общем собрании (конференции) работников организации. Они могут быть делегированы туда представительным органом работников, однако и в этом случае требуется их последующее утверждение на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенные представления о трудовом законодательстве (юристы, экономисты по труду, работники кадровых служб и т.д.).

КТС могут создаваться не только на уровне работодателя в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции). Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Компетенция зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения.

Спор, рассмотренный в КТС подразделения, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением переходит сразу в суд, а не в КТС организации (работодателя).

Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя.

Работник может обратиться в КТС за разрешением спора в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Следовательно, и правом обращения в комиссию наделен лишь работник, но не работодатель.

Пропуск работником установленного для обращения в КТС срока не означает невозможности рассмотрения спора. Все зависит от причины пропуска срока и от оценки комиссией этого факта.

Законодательство не устанавливает какой-либо специальной формы заявления, подаваемого в КТС. Главное, чтобы в нем были сформулированы все требования заявителя. Заявление должно быть зарегистрировано в КТС.

ТК устанавливает достаточно жесткие сроки для рассмотрения спора в КТС - десять календарных дней с момента поступления заявления.

По общему правилу спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается, если работник представит в комиссию соответствующее письменное заявление.

В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается и назначается другая дата. Если же работник или его представитель не являются на заседание комиссии повторно без уважительных причин, последняя вправе снять заявление с рассмотрения.

В пределах установленного законом трехмесячного срока работник может вновь обратиться в комиссию с заявлением о рассмотрении своего вопроса.

Трудовое законодательство не содержит детального регулирования процедуры рассмотрения трудовых споров в КТС и определяет ее лишь в общих чертах. Поэтому КТС имеет право самостоятельно решать эти вопросы. Целесообразно на локальном уровне разработать регламент работы КТС, включив в него основные положения, закрепленные в ТК, и предусмотрев специфические особенности организации или ее структурного подразделения, в рамках которых действует комиссия.

КТС вправе приглашать на свое заседание и выслушивать свидетелей и специалистов, а также представителя работодателя.

Кроме того, комиссия вправе запрашивать все необходимые для рассмотрения спора документы. Для работодателя их представление является юридической обязанностью. Более того, работодатель (его представители) обязан представлять необходимые документы в срок, установленный комиссией.

Принцип паритетности, положенный в основу создания и деятельности комиссии, реализуется и при определении кворума. На каждом заседании должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Ход работы комиссии и ее результаты отражаются в протоколе, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью.

В подавляющем большинстве индивидуальных трудовых споров вынесение решений связано с исследованием документов, подтверждающих или опровергающих заявленные работником в КТС требования.

В заявлении работника, подаваемом в КТС, должны быть четко выражены его требования и приложены подтверждающие эти требования документы.

КТС принимает решения тайным голосованием. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Каждый член КТС принимает решение самостоятельно, не будучи связанным своей принадлежностью к представителям работников или работодателя. Он должен руководствоваться лишь законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами и материалами по конкретному заявлению, ставшему предметом рассмотрения его в комиссии.

Рассмотрев трудовой спор, комиссия выносит мотивированное решение. В резолютивной части решения в императивной форме излагается существо решения. Это решение может обязать работодателя совершить определенные действия или отказать в удовлетворении заявленных работником требований. Если требования работника удовлетворяются частично, в решении перечисляются конкретные действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования работника, в удовлетворении которых отказано.

Решение должно быть максимально конкретным, не допускающим различного толкования. Если спор касается денежных требований работника, то указывается точная сумма, подлежащая выплате.

Решение должно быть обосновано ссылкой на конкретные юридические нормы (закон, иной нормативный правовой акт).

В решении КТС необходимо указать результаты тайного голосования ее членов.

В соответствии со ст. 389 ТК решение КТС подлежит исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Этот срок исчисляется с момента вручения работодателю копии решения КТС, вынесенного по спору.

Работодатель может добровольно исполнить решение КТС. Если же он в указанные сроки не исполнил решение КТС, то вступает в действие механизм принудительного исполнения решения: КТС в установленный срок выдает работнику удостоверение, которое входит в перечень исполнительных документов (ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве").

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке.

В случае поступления жалобы на решение КТС реализация вынесенного комиссией решения может быть приостановлена.

Рассмотрение трудового спора в суде является второй стадией для большинства индивидуальных трудовых споров, за исключением случаев, когда такие споры рассматриваются непосредственно в судах (см. ст. 391 ТК).

Право на обжалование решения КТС принадлежит работнику, работодателю и профсоюзу, защищающему интересы работника (ст. 391 ТК).

  • Для обжалования в суд решения, вынесенного КТС, установлен 10-дневный срок, который исчисляется со дня вручения работнику или работодателю копии решения.

Заключение

Конфликтогенность сегодняшней России многократно увеличилась. Это вызвано силовой и быстрой трансформацией страны в постсоциалистическое общество (для части общества этот процесс протекает крайне болезненно). Глубокие изменения в его социально - политической структуре сопровождаются и частично вызываются радикальным перераспределением собственности и власти. Коренной ломке подвергаются практически все стороны жизни общества и человека. Положение усугубляется снижением жизненного уровня подавляющего большинства населения. К тому же в российском обществе слабо развиты традиции компромисса, терпимость к мнениям и позициям других людей. Лишь немногие из нас способны спокойно воспринимать позиции и действия, которые нам чем-то не по душе. Неудовлетворительным является и отношение властных структур к интересам различных групп населения.

Изменения, происходящие в российской экономике, также сопровождаются конфликтами, что в большинстве случаев объясняется культурой управления, которая может быть инновационной и традиционной, социально направленной и клановой, функционально или личностно ориентированной и проч. Различия в культуре управления неизбежно приводят к столкновениям, вызывают неадекватное поведение.

Даже внешне преуспевающие новые собственники и менеджеры нового типа находятся в хронической конфликтной ситуации. С одной стороны, они подвергаются постоянному давлению властей и ежедневно ожидают от них негативных экономических или правовых решений либо санкций, с другой - испытывают неоднозначное отношение к себе больших масс населения.

Государство с помощью трудового права создает механизм, нацеленный на взаимный учет интересов сторон - участников трудовых отношений. Однако не следует переоценивать роль права, которое само по себе не в состоянии решить политические и экономические проблемы. Поэтому крайне важно наличие в правовой системе норм, гарантирующих эффективный механизм рассмотрения конфликтов, их справедливого разрешения и реализации вынесенных решений.

Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция РФ закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

  • Список использованных источников и исследований
  • 1. Трудовое право России. К.Н Гусов., В.Н. Толкунова., издание 3 переработанное и дополненное, М., 2001., с. 394-451.
  • 2. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 1997. с. 312-355.
  • 3. Комментарий к ТК РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2006.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.