на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участники уголовного процесса со стороны обвинения
p align="left">Санкция (согласие) прокурора (без судебного решения) требуется в следующих случаях: при возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК); при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК); при применении залога в качестве меры пресечения (ч. 2 ст. 106 УПК); при продлении срока предварительного следствия (ст. 162 УПК); при исключении из протокола следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК); при выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Прокурор также утверждает обвинительное заключение, составленное следователем в порядке ст. 220 УПК.

По общему правилу в силу ч. 3 ст. 37 УПК письменные указания прокурора следователю являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия следователя со следующими решениями и указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого (подозреваемого); об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.

В случае несогласия с вышеуказанными решениями или указаниями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо соглашается с доводами следователя и отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.

3. Начальник следственного отдела

В соответствии с п. 18 ст. 5 УПК начальником следственного отдела является особо уполномоченное государством должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель. Данный участник уголовного судопроизводства осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные и иные управленческие, а также методические функции.

Начальник следственного отдела наделен следующими полномочиями:

поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

создавать следственную группу, изменять ее состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела или его большого объема);

отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

В случае необходимости начальник следственного отдела может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие по нему в полном объеме. При этом он наделяется полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и ст. 163 УПК.

Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовному делу. Он вправе проверять находящиеся у следователей материалы уголовного дела. При обнаружении допущенных ошибок и нарушений закона начальник следственного отдела принимает меры к их устранению. Он вправе давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела. Прокурор, в зависимости от обстоятельств, либо отменяет указание начальника следственного отдела, либо дает указание о необходимости передачи дела для его дальнейшего производства другому следователю.

4. Орган дознания

Понятие органа дознания законодатель сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под ним понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

Милиция возглавляла список органов дознания по УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по праву занимала (и занимает) первое место в нем, ибо является наиболее массовой, самой разветвленной системой государственных органов исполнительной власти. В силу этого именно ею в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются преступления и принимаются меры к их раскрытию, осуществляются иные виды уголовно-процессуальной деятельности.

Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.

Не дает определения понятию "милиция" и Закон о милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция милиции, данная в ст. 1 этого Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в рассматриваемый вопрос не привносит.

--------------------------------

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Существенно новым в Законе о милиции является подразделение ее на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ч. 1 ст. 7). Таким образом, законодатель разделил, вопреки Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, единый орган дознания на два. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" закрепляет это положение, установив, что и та и другая милиции являются органами дознания (соответственно ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9).

Законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

По сути, здесь нет определения органа дознания. Определять "органы" через органы - тавтология, неверно гносеологически.

С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления.

Должностное лицо - не учреждение, а потому оно не может рассматриваться как орган дознания.

Часть 1 статьи 40 УПК дает совершенно иное представление об органах дознания. Она относит к ним не "государственные органы", а органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Налицо явное и неоправданное противоречие между нормами, определяющими одного и того же участника уголовного судопроизводства. Они не корреспондируют между собой, ибо "государственные органы" (ст. 5) и "органы исполнительной власти" (ст. 40) - понятия, не совпадающие друг с другом. Кроме того, "осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия" и "полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности" - тоже разные "вещи".

В связи с явно неудачным выражением законодателем органов дознания в юридической литературе высказаны самые различные соображения по данному вопросу.

Во многих источниках, говоря об органах дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что "Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов дознания. Есть лишь примерный и не совсем точный их перечень.

И.Б. Колчевский полагает, что гл. 6 УПК РФ "содержит в себе перечень органов дознания - государственных органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно" . Предпринятая попытка дать общее определение органов дознания по сути игнорирует дефиниции, содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, вольно их трактует. Несколько позднее И.Б. Колчевский изменил свое представление об органах дознания и классифицировал четыре их группы. Первую группу составляют, по его мнению, "органы внутренних дел, а также другие органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)" .

Представляется, что подобный взгляд на органы дознания отстаивает и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла к органам дознания не милицию, как было ранее, а органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ..." . В.И. Качалов к органам дознания относит "органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий", в том числе "органы внутренних дел", которые "свою деятельность... осуществляют в соответствии с Законом РСФСР "О милиции" .

Из этих определений можно понять только одно - их авторы в качестве органов дознания рассматривают органы исполнительной власти, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к оперативным подразделениям. Но тогда надо признать, что из числа органов дознания выпадает милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена осуществлять указанную деятельность.

Своеобразно представление об органах дознания Ю.С. Жарикова . Воспроизведя определение органов дознания, данное в п. 24 ст. 5 УПК РФ, и учитывая положения ст. 40 Кодекса, он подразделяет их на две группы. Первая - органы дознания "широкой компетенции (иначе - "собственно органы дознания"): органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности", в частности: 1) органы внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Вторая - органы дознания "узкой компетенции": должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом случаях осуществлять процессуальную деятельность - фиксацию доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий органами предварительного расследования.

Любопытны суждения о статусе органов дознания А.А. Чувилева, который полагал, что органы дознания - это органы предварительного расследования . Подобный разброс мнений об органах дознания и их статусе в уголовном судопроизводстве свидетельствует, в частности, о неопределенности термина "орган дознания".

По В.И. Далю, дознание производно от слова "дознавать, дознать что-то, допытываться, узнавать, разузнать, разведывать,.. удостовериться в чем-нибудь" . Поэтому УПК РСФСР 1922 г. в ст. 103 определял: "Органы дознания принимают меры к тому, чтобы до начала предварительного следствия или до разбора дела по существу, если предварительное следствие не производится, были сохранены следы преступления и была устранена для подозреваемого возможность скрыться".

УПК РСФСР 1960 г. устанавливал, что дознание заключается, во-первых, в производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ч. 1 и ч. 2 ст. 119, п. 2 ст. 115). Другое дознание выражалось в принятии всех предусмотренных законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 и ч. 2 ст. 120, п. 2 ст. 115 УПК РСФСР). Дознание было одной из форм раскрытия преступления (ст. 3 УПК РСФСР), исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР), расследования преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР). Таким образом, утверждение, что дознание не есть расследование, противоречит не только элементарной логике, но и закону.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.