на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность
p align="left">Поскольку выше предлагалось ввести новую ч. 3 ст. 164 УК, необходимо определить санкцию за рассматриваемый вид особо квалифицированного хищения предметов, имеющих особую ценность. В связи с этим было изучено мнение экспертов относительно возможности установления в новой ч. 3 ст. 164 УК РФ санкции в виде лишения свободы на срок от девяти до семнадцати лет с обязательной конфискацией имущества.

Изменения, которые произошли за последнее десятилетие в нашем обществе и государстве, привели к осознанию необходимости критически относиться к зарубежному опыту правоприменительной деятельности и, по возможности, использовать его положительные моменты в соответствующей отечественной практике. Это в полной мере относится и к такой поистине международной проблеме как борьба с преступными посягательствами на культурные ценности. С начала 60-х годов нашего столетия в мире подобные преступления получили беспрецедентное распространение, выйдя во многих странах на второе место после контрабанды наркотиков.

По данным Интерпола, в мире ежедневно похищается 450-500 произведений живописи, ваяния, предметов религиозного культа, археологических ценностей и других произведений и памятников культуры разных эпох и народов. Ежегодно похищается указанных предметов на сумму несколько миллиардов долларов. Кражи и перепродажи предметов искусства официально признаны Интерполом преступлениями международного характера Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями./ В.П. Панов,- М., 2007. С. 14..

Поэтому как международное сообщество в целом, так и отдельные страны, наиболее страдающие от этого бедствия, стали принимать действенные меры. На международном уровне борьба с этими преступными посягательствами происходит по двум основным направлениям: заключение специальных соглашений и практическое сотрудничество в рамках специализированных международных организаций.

Количественные и качественные характеристики преступлений, посягающих на культурные ценности в России и за рубежом, имеют как схожие, так и специфические черты. Основным объектом преступных посягательств в зарубежных странах являются, как и в России, частные коллекции и церкви. Значительные потери несут также государственные и частные музеи, антикварные магазины и места археологических раскопок. Однако различаются предметы преступного посягательства: в России основное количество преступлений совершается в отношении икон и других предметов культа, за рубежом на первых местах - картины, гравюры, литографии, эстампы и рисунки, за ними следуют старинная мебель, предметы культа (церковная утварь и т. д.), ковры (гобелены), коллекции оружия, скульптура и часы.

Такое различие мы можем объяснить историческим своеобразием развития отечественной культуры, выразившемся в значительно более запоздалом принятии идей Ренессанса и переходом искусства из церковной в светскую сферу жизни общества. Это привело к тому, что наиболее ценные произведения искусства XIV - XVII веков на Западе создавались в виде картин, скульптуры и т. д. (хотя многие из них были религиозной тематики), а в России - в основном в виде произведений иконописи. Поскольку большинство рассматриваемых преступлений совершаются исходя из потребностей антикварного рынка, столь явственно просматриваются указанные различия в выборе предметов посягательства.

Следует отметить, что хотя от посягательств на культурные ценности страдает большинство стран мира, однако распространённость этих деяний не является однородной. Больше их совершается в США, Мексике, Египте, Великобритании, Германии, Франции, Италии.

С учётом этого обстоятельства остановимся на положительном опыте, достигнутом правоохранительными органами перечисленных стран, так как он вполне сопоставим с отечественной практикой расследования преступных посягательств на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности в России и зарубежных странах свойственны общие формы - создание специализированных подразделений, занимающихся этой проблемой. Однако, к сожалению, при рассмотрении конкретного содержания выявляются существенные различия.

В ряде МВД УВД субъектов Российской Федерации не выделены специальные сотрудники для расследования данной категории дел. В других подразделениях такая специализация осуществлена формально, их сотрудники занимаются в основном другими делами и практически повсеместно привлекаются для решения посторонних проблем. Специальное обучение следователей и оперативных сотрудников организовано только в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В штатах экспертно-криминалистических управлений отсутствуют эксперты-искусствоведы. Отсутствие опыта и знаний по методике расследования этих уголовных дел существенно затрудняет поиск похищенного, допускаются ошибки и промахи при постановке похищенных предметов на учёт.

Несколько иначе обстоит дело в зарубежных странах. В США сотрудник, зачисленный в Отдел произведений искусства ФБР, в обязательном порядке проходит специальную программу обучения. Она охватывает следующие вопросы: методика расследования данных преступлений; история искусства; рынок произведений искусства; развитие способностей к распознанию поддельных произведений искусства; взаимодействие полиции с лицами, занимающимися искусством; вербовка информаторов в преступном мире и среди лиц, занимающихся искусством; проблемы защиты и охраны произведений искусства; современные процедуру составления описания произведений искусства.

Сходную подготовку проходят сотрудники специальных подразделений других стран. В большинстве случаев к её организации привлекаются сотрудники музеев, университетов, крупнейших аукционов и ассоциаций какого-либо вида искусства. Это связано с более тесным, чем у нас, сотрудничеством правоохранительных органов с указанными организациями. Их взаимодействие является взаимовыгодным для обеих сторон, так как оно в конечном счёте способствует нормализации криминальной ситуации на рынке антиквариата.

Более тесные контакты правоохранительных органов с организациями и лицами, занимающимися искусством, выражаются также в том, что специализированные полицейские подразделения внимательнейшим образом отслеживают все изменения конъюнктуры антикварного рынка.

В сфере борьбы с указанной преступностью имеются и другие особенности. Так, деятельности правоохранительных органов зарубежных стран по данной проблематике оказывается существенная помощь со стороны всего общества и прежде всего различных негосударственных организаций. Гораздо более активно, чем в России, используются возможности страховых компаний. Они заставляют владельцев застрахованных ценностей составлять их описание и делать видео- и фото- изображение своего имущества, а также принимать иные меры для обеспечения его безопасности. Неоценимую помощь оказывают полиции недавно возникшие специализированные организации, которые порой выполняют за неё работу по розыску похищенных предметов. Получившая в последнее время огромный размах незаконная торговля художественными ценностями (согласно оценкам экспертов, ежегодно совершаются сделки на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долл.) породила новый, только набирающий силу вид деятельности - поиски и возврат украденных произведений искусства.

Одной из таких компаний является английская фирма Тгасе, издающая ежемесячный одноимённый журнал, целиком посвященный поиску и возвращению украденного антиквариата и произведений искусства. С момента выхода в свет своего первого номера в 1988 г. он помог вернуть ценностей на общую сумму 20 млн. долл. Журнал, в котором публикуются объявления о кражах и списки утраченных предметов с их изображениями, используется полицией, любителями и торговцами произведениями искусства, частными коллекционерами и работниками аукционов в 150 странах мира. Нередко читатель журнала, где-либо видевший украденный предмет, сообщает о его местонахождении.

Другая служба - британский Art Loss Register (АLR) представляет из себя базу данных об украденных произведениях искусства и антиквариате, которую используют в своей работе, наряду с полицией, торговцы произведениями искусства и коллекционеры. В 1991 г. ALR. начал сотрудничать с подобной американской компанией - нью-йоркским Международным фондом исследований в области искусства (IFAR), некоммерческой организацией, занимающейся предотвращением торговли украденными или неправильно атрибутированными произведениями искусства, а также их подделками. Десять раз в году они совместно публикуют отчёты о пропавших произведениях, давая их описания и изображения. С ними тесно сотрудничает Международная служба подтверждения подлинности произведений искусства. В настоящее время имеется договорённость о сформировании указанными организациями, а также правоохранительными органами ряда стран мира всемирной базы данных Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование./ отв. ред. С.А. Припаднов,- М., 2002. С. 292..

В конце 90-х годов прошлого века Art Loss Register (АLR) открыл свое представительство в г. Санкт-Петербурге, которое рассматривает тесное сотрудничество с правоохранительными органами как один из методов своей деятельности.

В Великобритании в 1993 году также была создана специальная служба аукционного поиска Тезаурус - сложная компьютеризованная информационная программа. Эта служба открывает широкие возможности тем, кто хочет отыскать ценности, составляющие национальное или мировое культурное наследие, которые были похищены или вывезены за пределы своих стран без соответствующего разрешения. Тезаурус тесно сотрудничает с антикварным отделом Скотланд-Ярда, обеспечивая его возможностями поиска и идентификации более 40 % предметов, ежедневно выставляемых на аукционную продажу в 500 аукционных залах.

Мы считаем, что, учитывая участившиеся случаи выставления на крупнейших западных аукционах похищенных российских культурных ценностей, отечественным правоохранительным органам также необходимо установить деловые связи с указанными организациями. Это можно сделать уже в ближайшее время, так как эти службы не являются коммерческими, и оплата их услуг вполне под силу заинтересованным российским ведомствам (например, оплата присоединения к IFAR составляет для физических лиц - 50 долларов, для юридических - 65; отдельные поиски ALR. - 20; регистрация украденных предметов - 10 долларов).

Обращает на себя внимание более активное использование правоохранительными органами зарубежных стран возможностей информаторов в преступной среде и среди лиц, занимающихся искусством, а также секретных агентов, работающих среди лиц указанных категорий под прикрытием («undercover»). Например, ФБР и департаменты американской полиции (федеральной, штатов и местной) всячески поощряют интерес своего персонала к работе секретным агентом по таким делам. Широко используются способности некоторых полицейских сыграть роль оценщика произведений искусства или оценщика страхового агентства, а также покупателя или продавца произведений искусства. Всё это зарекомендовало себя как чрезвычайно эффективное средство для выявления преступников и возвращения украденных предметов искусства.

У специализированных органов полиции имеется заслуживающий внимания опыт и по такой важной проблеме, как идентификация похищенных и найденных культурных ценностей. Она решается по двум основным направлениям: превентивные меры и меры, принимаемые в процессе расследования.

К первому направлению относится применение технологии фирмы Microtrace, с помощью которой можно со стопроцентной гарантией определить украденные произведения искусства и предоставить в руки полиции и владельца неопровержимые доказательства. Суть предлагаемого метода состоит во включении особого рода кода в молекулы микрокристаллов в разных частях предметов. Огромное преимущество данной технологии над другими методами маркировки состоит в том, что записанный код абсолютно невозможно сфальсифицировать или повредить даже если похитители переплавят предмет, прежде чем продать скупщику краденного.

Таким образом, решаются проблемы идентификации похищенных предметов, а также доказывания вины скупщика краденного вызывающие и у отечественных и у зарубежных органов правопорядка значительные затруднения.

Область применения технологии Microtrace необычно широка и разнообразна: с её помощью можно маркировать картины скульптуры, керамику, драгоценности, ковры, мебель, книги и другие предметы без всякого для них ущерба. После одобрения данной техники маркировки Европейским комитетом по научному сотрудничеству Совета Европы (РАСТ), специальные полицейские органы в сотрудничестве со страховыми компаниями стали добиваться широкого её использования владельцами ценных предметов Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование./ отв. ред. С.А. Припаднов,- М., 2002. С. 160..

Второе направление состоит в использовании полицией для идентификации изъятых в процессе расследования предметов антиквариата и установления их владельцев с помощью определённых технических и организационных приёмов.

Так, полицией г. Офенбаха (Германия) на квартире задержанных было изъято свыше 1,5 тыс. предметов антиквариата. Задержанные упорно молчали и установить связь предметов с конкретными уголовными делами было затруднительно. Поэтому было принято решение показать все предметы на выставке похищенного, которую посетило большое количество потерпевших Выставка демонстрировалась в Баварии, Баден-Вюртемберге Рейнланд-Пфальце и Гёссене. Её посетило около 17000 граждан среди них 3000 потерпевших. Аналогичное мероприятие было организовано и по другим уголовным делам данной категории. При этом учитывалось место и время совершения преступлений, активность преступников, вероятный круг пострадавших, наличие подходящего места для проведения выставок. При подготовке к демонстрации изъятые предметы маркировались (по нумерации уголовных дел, по которым проводилось изъятие, инициалами подозреваемых). Все предметы предварительно фотографировались, тщательно описывались и заносились в специальную опись, а также проходили искусствоведческую экспертизу. При опознании предмета сотрудник полиции фиксировал его маркировку и вновь осматривал с потерпевшим все экспонаты. Затем записывал в протоколе установочные данные опознавшего, время и место совершения хищения, адреса соответствующих органов полиции, прокуратуры и социального страхования. Потерпевший был обязан представить необходимые документы, подтверждающие право его собственности на предмет.

Полагаем, что данная практика вполне может найти своё применение в России при расследовании многоэпизодных преступлений прошлых лет, совершенных организованными преступными группами.

Особый интерес представляет организация работы наиболее мощных специализированных полицейских служб Европы - Франции и Италии. Эти страны несут наибольшие потери от преступных посягательств на культурные ценности. С 1954 года во Франции исчезло 12 тыс. произведений искусства, в Италии - 40 тыс. Поэтому вопросам борьбы с данными, преступлениями здесь уделяют повышенное внимание.

Итальянский опыт особенно интересен тем, что специализированная полицейская служба - государственное управление по розыску художественных ценностей здесь не только расследует преступные посягательства на культурные ценности, но и контролирует все их перемещения, выдавая разрешения на ввоз и вывоз, лицензии на антикварную торговлю, страховую и иную деятельность в этой сфере. В штат службы включены также высококвалифицированные эксперты-искусствоведы, что снимает необходимость обращаться в иные организации для проведения экспертизы.

Во Франции ещё в 1975 г. в рамках МВД было создано Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны.

Структурно Бюро входит в состав НЦБ Интерпола во Франции, что даёт ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Бюро делает на профилактику указанных преступлений. Для' этого оно постоянно организует лекции для музейных хранителей в различных департаментах Франции, для работников антикварного рынка, страховых агентов, а также ассоциаций частных собирателей, нуждающихся в рекомендациях по обеспечению безопасности коллекций. В своей деятельности Бюро тесно взаимодействует с национальными (Управление музеев Франции, Управление по проблемам наследия при Минкультуры, епархиальные власти) и международными (Международный комитет по безопасности музеев, Международный совет музеев, Европол) организациями. Сотрудники Бюро принимают активное участие в контроле за соблюдением законов в отношении национальной и международной торговли произведениями искусства. Служба документации Бюро централизует и обрабатывает всю информацию о кражах произведений искусства, совершённых во Франции, и постоянно включает самые свежие данные в свою компьютерную картотеку похищенных произведений искусства. Кроме того, она обслуживает действующую на национальном и международном уровне базу данных, в которой хранится информация о воровской сети и о скупщиках краденого. Также Бюро проводит регулярные оперативные совещания с различными полицейскими службами, разрабатывает конкретные операции, связанные с действиями банд похитителей произведений искусства, проводит работу по унификации описаний предметов искусства с Целью улучшения обмена информацией.

Начиная е 1988 г., Бюро при помощи Минкультуры и представителей антикварного рынка организует специальную подготовку полицейских, занятых в этой сфере, с тем, чтобы добиться ясного понимания ими имеющейся информации, успешной идентификации произведений искусства и, следовательно, максимального эффекта в работе. Существуют курсы подготовки для следователей, работающих для Бюро, старших полицейских офицеров и инспекторов, занимающихся расследованием краж произведений искусства в местных криминальных следственных управлениях, судей и следователей прокуратуры, а также полицейских из других стран, желающих получить специальную подготовку. Французское Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства поддерживает постоянные контакты с полицейскими органами различных стран мира. В последние годы развивается сотрудничество и со странами Восточной Европы.

Мы считаем, что в отечественной практике необходимо более активно использовать такие формы положительного опыта их коллег из Франции и Италии и других стран, как:

1) сосредоточение в рамках специализированного органа полномочий по контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей, а также за торговлей ими;

наделение специализированных подразделений большими координационными полномочиями по отношению к другим структурам, участвующим и содействующим расследованию преступлений данной категории;

3) включение в состав специализированных подразделений высококвалифицированных экспертов-искусствоведов;

тесное сотрудничество с представителями антикварного рынка, страховых компаний и других заинтересованных организаций;

профилактика данных преступлений;

непосредственный контакт с заинтересованными международными организациями;

проведение большой работы по вербовке информаторов из преступной среды и среды людей, занимающихся искусством, а также по внедрению в эти сферы кадровых специальных агентов;

проведение работы по каталогизации предметов культуры и созданию баз данных компьютерной информации.

Заключение

В последние годы хищение культурных ценностей стало национальным бедствием: наблюдается устойчивая тенденция к увеличению преступных посягательств на культурные ценности и другие предметы, имеющие особую ценность (ст. 164 УК РФ). Начиная с 1989г. как указывается в специально проведенных по данной проблематике исследованиях, в 2008 г. их количество стремительно увеличилось в 16 раз, а хищения из частных коллекций за этот же сравнительный период времени -- возросло более чем в 22 раза.

Резкий рост хищений культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в частных коллекциях не случаен. Для профессиональных преступников совершить кражу (а они занимают основную долю в хищениях ценностей), даже при установленной сигнализации в пустой квартире всегда проще, нежели проникнуть не только в поставленные на сигнализацию, но и охраняемые музеи, и иные места хранения историко-культурных ценностей.

Наиболее эффективно устранить все рассмотренные выше проблемы возможно только на законодательном уровне. Прежде всего, необходимо законодательно определить понятие «предметов, имеющих особую ценность». Требует уточнения момент окончания данного преступления. Вопрос о субъекте данного преступления также нуждается в уточнении, так как по общему правилу уголовная ответственность за такие формы хищения, как кража, вымогательство, грабеж, разбой, ответственность наступает с 14-ти летнего возраста, по ст. 164 УК РФ - с 16 лет. Представляется, что назрела необходимость изменить конструкцию состава, предусмотренного ст. 164 УК РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ [офиц. текст]: от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993 - 25 декабря

2. Гражданский Кодекс (Ч. 1) [Текст]: от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3. Уголовный кодекс [Текст]: от 13.06. 1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24. 05. 1996) // «Собрание законодательства РФ».

4. Уголовно-процессуальный кодекс [Текст]: от 10. 12. 2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.10.2001)// «Собрание законодательства РФ».

5. Пленум ВС РФ О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое [Текст]: постановление от 27 декабря 2002 г. № 29 // Вестник ВАС №5, 2003

6. Братанов, В.В. Хищения культурных ценностей[Текст]./В.В. Братанов, -- Н-Новгород, 2002, 300с.

7. Кудрявцев, В. Н., Наумова, А. В.Курс российского уголовного права. Особенная часть [Текст] /отв. ред. Кудрявцев В. Н.,- М., 2002, 350с.

8. Борзенков, Г.Н., Комиссаров, В.С.Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть [Текст] /отв. ред. Г.Н. Борзенков,. - М.:Зерцало,2002, 250с.

9. Приданов, С.А., Щерба, С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование [Текст] / отв. ред. С. А. Припаднов.- М., 2002. 200с.

10. Сабитов, Г.Р. Охрана культурных ценностей. Уголовно-правовые и криминологические аспекты [Текст]/ Г.Р. Сабитов, -Омск. 2002,180с

11. Щерба, С.П., Приданов, С.А. Уголовно-правовая охрана предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность: практическое пособие [Текст]/ отв. ред С.П. Щерба. -М.: «ЮрИнфоР», 2000., 300с.

12. Щерба, С.П. Проблемы уголовно-правовой охраны исторических, научных, художественных и культурных ценностей государств СНГ от преступных посягательств.// Уголовное право. [Текст]/ С. П. Щерба, 1999. № 1.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.