на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уголовно-правовая характеристика вымогательства
p align="left">В процессе написания дипломной работы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов по уголовному праву, а также нормативные и законодательные акты, Уголовный Кодекс Республики Казахстан и другие источники.

В результате были сделаны следующие выводы:

- Существует множество спорных вопросов по квалификации корыстно-насильственных преступлений.

- Проблемы в отграничении вымогательства от смежных составов преступлений негативно влияют на борьбу с преступностью. И нередко защищенные квалифицированной юридической помощью вымогатели пользуются этим.

- В юридической литературе почти не уделяется внимание всестороннему взаимосвязанному изучению личности преступника и потерпевшего, как субъектов криминального взаимодействия, которые своими действиями способствовали наступлению преступного результата.

И если по проблеме отграничения вымогательства от смежных видов преступлений уже работают некоторые ученые-практики, то комплексное изучение личности корыстного преступника, совершающего вымогательства практически не изучаются.

Необходимо эту проблему решать, так как конечной целью изучения потерпевших является повышение эффективности предупреждения корыстных преступлений путем воздействия непосредственно на потерпевших, а так же организация правового воспитания в широких масштабах, которое ориентировано как на потенциальных потерпевших, так и на возможных преступников.

Список литературы

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы: "Казахстан", 1997г.;

2. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Алматы: Баспа, 1997г.;

3. Уголовно-процессуальный кодекс РК от 13.12.1997г.;

4. Уголовное право Казахстана (Особенная часть).под.редакцией д.ю.н. профессора И.И. Рогова и к.ю.н., профессорв С.М. Рахметова - Алматы, ТОО "Баспа", 2001г. - 536 с.;

5. Комментарии к уголовному кодексу РК, Ответственные редакторы - Борчашвили И.Ш. и др. - Караганда, РГК ПО "Полиграфия, 1999 - 960с.;

6. Комментарии к уголовному кодексу РК, Ответственный редактор Рогов, Алматы, 1999г.;

7. Борчашвили И.Ш., Разимжанова Г.К. Уголовное право РК. Особенная часть (Учебно методическое пособие), Караганда, 1999г.;

8. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Отв. Ред. И.Я., Козаченко - М.: Изд. Группа и Норма-Инфра, М.1998г.;

9. Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие М.:Зерцало, ТЕНС, 1996г.;

10. Иванов Н. Уголовная ответственность за вымогательство// Советская юстиция. 1989. N 10.

11. Борзенков Г.Н. Усиление ответственности за вымогательство// Вестник Москов. ун-та. Серия 11. Право. 1990. N 2.

12. А.М. Кустов, Б.М. Нургалиев.- Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Курс лекций - Караганда, КарЮИ МВД РК, 1999 - 216 с.

13. Постановление Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 07.12.61г. №5 с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного суда Каз.ССР от 12.06.68г. №11 "О судебной практике по делам о грабеже и разбое"// Сб.Пост.Пленума Верх.Суда, РК (Каз.ССР) 1961-1997 г.г., Алматы: Санат, 1997 Т.1

14. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 22.12.95г. №11 с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда РК от 25.07.96г. №10 и от 05.05.97г. "О судебной практике по делам о вымогательстве",// Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РК (Каз ССр) (1961-1997гг.), Алматы: Аян Эдет, 1997г.;

15. Сборник нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1961-2003 годы).-Алматы: ТОО "Издательство "НОРМА-К"", - 2004г. - 472с.;

16. Борчашвили И.Ш. Уголовно-правовые проблемы борьбы с преступлениями против собственности: Монография. Караганда: КВШ ГСК РК, 1997г.;

17. Ахметов Б.И. Уголовно-правовая борьба с вымогательством - Алматы, 1997 г.;

18. Алауов Е.О. Правовые проблемы борьбы с вымогательством, - Алматы, 1997г.

19. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за преступление против собственности, М.: Учебно-консультационный центр Юр. Инфо, 1997г.

20. Минская В. Ответственность за вымогательство // Российская юстиция, 1994, №7.

Приложение 1

Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года № 11 "О судебной практике по делам о вымогательстве"

Постановление - в редакции постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 г. № 10 и от 5 мая 1997 г. № 3. В целях разъяснения возникших спорных вопросов в практике применения действующего законодательства о вымогательстве, Пленум Верховного Суда постановляет:

1. Разъяснить, что вымогательство во всех его видах представляет собой насильственную форму хищения. Объектом данного преступления (так же, как и разбоя и насильственного грабежа) является не только собственность, но и личность потерпевшего. Оно считается оконченным преступлением с момента предъявления требования с применением угрозы.

Предметом вымогательства может быть не только имущество, но и право на имущество. При этом вымогатель может преследовать цель либо однократного получения имущества, либо получения периодических выплат, поэтому действия виновного, связанные с получением от потерпевших периодической платы за принудительно (под угрозой) навязываемые им услуги неэквивалентного содержания (якобы за "охрану" помещения, за "содействие" в реализации продукции и т. п.) должны квалифицироваться как вымогательство.

2. При квалификации действий виновного лица как вымогательство следует устанавливать конкретный вид угрозы, предусмотренный в диспозиции закона, имея в виду, что потерпевшим от угрозы вымогателя может быть как Собственник, так и лицо, в введении или под охраной которого находится имущество, так и их близкие. При этом не имеет значения для наличия состава преступления, кем может быть реализована эта угроза: самим предъявителем имущественного требования, его соучастниками или третьими лицами.

3. Действия виновного, совершившего вымогательство с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо под угрозой применения такого насилия, охватываются ч. 1 ст. 76-7 УК. При этом под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать побои, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а также иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, если это не создавало опасности для жизни и здоровья.

Требование передачи чужого имущества или права на имущество с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, является квалифицированным видом вымогательства. При этом под насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, необходимо понимать причинение потерпевшему телесного повреждения средней тяжести либо легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, а также иное насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда, но в момент применения создавало peальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего.

Действия виновного лица, совершившего вымогательство, сопряженное с умышленным причинением тяжких телесных повреждений или с умышленным убийством, должны квалифицироваться по совокупности этих преступлений.

4. Как вымогательство под угрозой оглашения позорящих сведений следует квалифицировать требование передачи чужого имущества, сопровождающееся угрозой разглашения любых сведений, которые могут нанести вред чести и достоинству потерпевшего или его близких. При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой разглашения которых совершается вымогательство. В тоже время необходимо иметь в виду, что потерпевший стремится сохранить эти сведения в тайне, а угроза их оглашения используется виновным, чтобы принудить его к передаче имущества или права на имущество.

В случае, если о потерпевшем или его близких оглашены сведения клеветнического либо оскорбительного характера, содеянное, при наличии к тому оснований, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 76-7, и соответственно статьями 118 или 119 УК.

5. Когда вымогательство совершается с угрозой уничтожения имущества, для квалификации действий виновного не имеет значения, о каком имуществе идет речь (вверенном потерпевшему для охраны или его собственном, движимом или недвижимом) и каким способом эта угроза будет реализована. В этих случаях следует иметь в виду, что угроза должна быть реальной и способной оказать устрашающее воздействие на потерпевшего.

Требование передачи чужого имущества или права на имущество, сопряженное с уничтожением или повреждением имущества потерпевшего является квалифицирующим видом вымогательства и дополнительной квалификации не требует. Если при совершении вымогательства имущество потерпевшего было уничтожено или повреждено при обстоятельствах, указанных в диспозиции ст. 82 УК, то действия виновного образуют совокупность указанных преступлений.

6. Под вымогательством, совершенным путем создания обстановки, вынуждающей потерпевшего передать имущество или право на имущество, следует понимать действия, связанные с вмешательством в личную жизнь гражданина или нормальную деятельность хозяйствующего субъекта, блокированием объектов хозяйственной или иной деятельности, препятствованием продвижению по службе, ущемлением прав на жилище, а также вмешательством в другие сферы личной жизни потерпевшего или его близких.

7. Действия виновного, совершившего вымогательство с применением любого оружия, должны квалифицироваться по п "а" ст. 76-7 УК, имея в виду, что в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" от 27 октября 1993 года, под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (огнестрельное, холодное, газовое, электрическое, пневматическое).

Если виновное лицо совершило вымогательство с применением огнестрельного или холодного оружия, которым оно владело незаконно, то его действия должны квалифицироваться по совокупности этих преступлений.

8. Вымогательство следует считать совершенным группой лиц, когда в преступлении участвовало два и более лиц. Лица, организовавшие совершение вымогательства или руководившие его совершением, а равно лица, склонившие кого-либо к совершению вымогательства или содействовавшие его совершению, несут ответственность за соучастие в этом преступлении.

В случаях, когда виновные лица, совершившие вымогательство, состоят в организованной группе либо в преступном сообществе, их действия надлежит квалифицировать как вымогательство, совершенное группой лиц.

9. Вымогательство следует считать неоднократным во всех случаях, когда лицо ранее совершило одно из преступлений, указанных в пункте "а" примечания к ст. 76 УК, вне зависимости от того, было ли оно за них осуждено. Вымогательство не может квалифицироваться как неоднократное, если к моменту совершения этого преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, а также если судимость за него погашена либо снята в установленном порядке.

Не образует неоднократности неоднократное требование передачи имущества или права на имущество, обращенные к одному или нескольким лицам, если эти требования объединены единым умыслом и направлены на завладение одним и тем же имуществом.

10. Исключен постановлением Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 5 мая 1997 г. № 3.

11. Под захватом заложника понимается ограничение свободы одного или нескольких лиц, совершенное любым способом (тайно, открыто, путем обмана или с применением насилия), когда необходимым условием их освобождения является выполнение требований вымогателя.

Угроза убийством или причинением телесных повреждений заложнику не требует дополнительной квалификации. В случае же умышленного причинения смерти заложнику содеянное квалифицируется по совокупности как вымогательство с захватом заложника и умышленное убийство из корыстных побуждений.

Поскольку захват заложников является способом совершения вымогательства дополнительная квалификация содеянного по ст. 115-1 УК не требуется, за исключением случаев, когда эти действия повлекли тяжкие последствия.

12. При отграничении вымогательства от самоуправства необходимо иметь в виду, что вымогательство во всех его видах представляет собой насильственную форму хищения, т. е. ему свойственна корыстная цель. При квалификации же действий как самоуправство следует исходить из того, что виновный самовольно, в нарушение установленного порядка, осуществляет свое действительное или предполагаемое право. Обязательным признаком объективной стороны уголовно наказуемого самоуправства является существенное нарушение прав граждан.

13. Решая вопрос об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, следует учитывать, что если при грабеже или разбое насилие является средством завладения имуществом, то при вымогательстве физическое насилие является лишь формой выражения психического насилия и служит для подкрепления угрозы применить более серьезное насилие в случае невыполнения требований вымогателя.

Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем.

Если вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имевшегося у потерпевшего имущества, то эти действия, при наличии реальной совокупности преступлений, должны дополнительно квалифицироваться в зависимости от характера примененного насилия, как грабеж или разбой.

14. Разъяснить, что указанные в ст. 76-7 УК квалифицирующие признаки преступления следует учитывать при совершении вымогательства как в отношении потерпевшего, так и его близких.

Под близкими потерпевшего следует понимать его близких родственников, определенных законом, а также иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, дороги потерпевшему.

Приложение 2

"О мерах по совершенствованию контроля за автоперевозками и искоренению фактов поборов и вымогательства на автомобильных дорогах Республики Казахстан"

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 сентября 2000 года N 519. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23.10.2000 г. за N 1269

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 года, в целях создания условий для развития автоперевозочной деятельности, совершенствования порядка осуществления контроля за автоперевозками и искоренения фактов поборов и вымогательства на автомобильных дорогах Республики Казахстан приказываю:

1. С целью искоренения фактов поборов и вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел на автодорогах:

1) на постоянной основе проводить занятия с личным составом органов внутренних дел по изучению требований нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, регламентирующих порядок осуществления надзора за дорожным движением и взаимоотношения с гражданами;

2) исключить случаи несанкционированного (самовольного) осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками органов внутренних дел;

3) принять меры по организации надзора за дорожным движением в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Казахстан и усилению работы по профилактике коррупционных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел;

4) ввести практику постоянного проведения оперативно-профилактических мероприятий по контролю за деятельностью сотрудников органов внутренних дел на автодорогах.

2. Остановку и проверку сотрудниками дорожной полиции автомобилей, осуществляющих международные и междугородные грузовые и пассажирские перевозки, проводить только в случаях наличия признаков, указанных в ориентировках органов внутренних дел на задержание конкретных транспортных средств и лиц, находящихся в них.

3. Проведение на автомобильных дорогах оперативно-розыскных, профилактических и других мероприятий, предусматривающих остановку и проверку транспортных средств сотрудниками других служб полиции, за исключением мероприятий, проводимых по специальным планам "Перехват", "Сирена", "Юг", "Гонг", осуществлять только с письменного разрешения:

- на автомобильных дорогах местного значения - заместителей начальников ГУВД, УВД областей по службе;

- на автомобильных дорогах республиканского значения - Министра внутренних дел, или лица его замещающего, либо заместителя министра (куратора службы).

4. Запретить обустройство и функционирование на автомобильных дорогах стационарных постов органов внутренних дел, не входящих в Дислокацию стационарных постов заградительной системы "Рубеж".

5. Активизировать деятельность служб полиции по защите участников движения от противоправных посягательств, в том числе от поборов, вымогательства и иных неправомерных действий со стороны работников других контролирующих организаций.

6. Внести в приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 10 ноября 1999 года N 568 "О совершенствовании деятельности дорожной полиции в обеспечении общественной безопасности, пресечении и раскрытии преступлений, а также активизации розыскной деятельности" следующие изменения и дополнения:

1. в Приложении N 5: пункт 1 изложить в следующей редакции:

1) Контрольные посты специальной заградительной системы "Рубеж" являются стратегическими объектами органов внутренних дел, предназначенными для решения специальных задач в период введения чрезвычайного положения или проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по специальным планам МВД. В иное время контрольные посты специальной заградительной системы "Рубеж" являются стационарными постами дорожной полиции, предназначенными для решения задач охраны общественного порядка, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения безопасности дорожного движения, приема заявлений и сообщений о преступлениях от участников движения, оказания помощи участникам движения.";

2) абзац второй пункта 7 дополнить предложением следующего содержания: "Запрещается посадка сотрудников в транспортные средства участников движения для проведения опросов, бесед, выяснения обстоятельств правонарушения и по другим причинам, за исключением случаев проведения установленных законодательством процессуальных действий (досмотр, обыск) и оперативно-розыскных мероприятий";

3) абзац третий пункта 7 дополнить предложением следующего содержания: "Регистрация автомобилей, осуществляющих международные и междугородные грузовые и пассажирские перевозки, осуществляется без их остановки с фиксацией в установленном журнале визуально обнаруженных характерных признаков указанных автомобилей";

2. Приложение N 7 "Перечень служебной документации контрольного поста дорожной полиции специальной заградительной системы "Рубеж" дополнить строкой 8 следующего содержания:

"8. Журнал приема и передачи информаций".

<*>Сноска. Пункт 6 с изменениями - приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 сентября 2003 года N 538.

7. Обеспечить изучение и неукоснительное исполнение требований настоящего приказа всеми сотрудниками органов внутренних дел. 8. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить персонально на начальников ГУВД, УВД областей, городов Астаны и Алматы. . Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в качестве нормативного правового акта в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

10. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-майора полиции Отто И.И. и начальника Департамента дорожной полиции подполковника полиции Туксаитова К.Т.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.