на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление финансами негосударственных пенсионных фондов
тношения по доверительному управлению пенсионными резервами также регулируются иными нормативными актами. Так, согласно ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.) доверительное управление пенсионными резервами является лицензируемым видом деятельности. Соответствующую лицензию до настоящего времени выдавала ФКЦБ РФ Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 495.. Но поскольку требования к порядку размещения пенсионных резервов устанавливаются и контролируются иным регулирующим органом - Инспекцией негосударственных пенсионных фондов Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 г. № 1117., федеральный орган по рынку ценных бумаг лишен каких-либо полномочий в части контроля за деятельностью управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных резервов.

Доверительный управляющий обязан учитывать операции с имуществом, составляющим пенсионные резервы, на отдельном балансе в соответствии с учетной политикой фонда и формами учета, установленными для негосударственных пенсионных фондов приказом Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15нПриказ Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15н "О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов".. При составлении бухгалтерской отчетности негосударственного пенсионного фонда в нее включаются показатели бухгалтерской отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. К сожалению, нормативные акты министерства финансов не разъясняют, чьей учетной политикой должен руководствоваться управляющий при составлении бухгалтерской отчетности по договору доверительного управления, своей собственной или же принятой учредителем доверительного управления.

Еще одним достаточно серьезным упущением законодателя является ограничение для инвестиций пенсионных резервов в российские паевые фонды. Этот инвестиционный инструмент идеально подходит для пенсионных фондов, реализующих пенсионные планы с установленными взносами (defined contribution plans). План с установленными взносами предполагает, что вкладчик (участник) или его работодатель делает фиксированные взносы, а величина выплат, которые будет получать вышедший на пенсию участник, пропорциональна росту стоимости пенсионных резервов. При этом вкладчик принимает участие в определении инвестиционной декларации и несет инвестиционные риски. Именно такие пенсионные схемы позволяют негосударственным пенсионным фондам размещать пенсионные резервы в паевые фонды. В США почти половина всех активов фондов, реализующих подобные пенсионные планы, инвестируются во взаимные фонды. Taking a Fancy to Mutual Funds, Institutional Investor (May 1992), p. 119.

Тем не менее, действующее законодательство Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432 позволяет размещать средства пенсионных резервов в векселя, причем не предъявляет каких-либо требований к плательщикам по таким ценным бумагам.

Нормативно неопределенными остаются такие важные элементы договора доверительного управления пенсионными резервами, как:

- содержание понятия «должная заботливость управляющего»;

- показатель эффективности управления и алгоритм его расчета;

- исходные данные для расчета показателя эффективности управления, вознаграждения управляющего;

- содержание понятия «упущенная выгода»;

- порядок расчета вознаграждения доверительного управляющего;

- возможность предоставления доверительным управляющим гарантий относительно результатов управления;

- соотношение учетной политики негосударственного пенсионного фонда и управляющего пенсионными резервами.

Примечателен также тот факт, что ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов, не содержит термина "инвестиционная декларация" применительно к инвестированию средств пенсионных резервов (однако, этот термин широко используется законодателем, когда речь идет о пенсионных накоплениях). Указанные акты оперируют более широким понятием - “план размещения пенсионных резервов”. Но план размещения пенсионных резервов составляется для внутренних целей негосударственного пенсионного фонда с учетом его обязательств по пенсионным планам и актуарных расчетов. В договор же доверительного управления пенсионными резервами должна быть включена инвестиционная декларация, составленная в соответствии с планом размещения пенсионных резервов. Управляющий, особенно в случаях, когда у негосударственного пенсионного фонда несколько доверительных управляющих либо управляющему переданы в управление не все пенсионные резервы, объективно не в состоянии следить за соответствием своих действий плану размещения пенсионных резервов. Таким образом, управляющий обязан действовать согласно инвестиционной декларации, которая должна включать все необходимые ограничения. Соответствие действий управляющего требованиям инвестиционной декларации является главным элементом понятия «должная заботливость».

На практике, как управляющие, так и негосударственные пенсионные фонды, мало внимания уделяют составлению инвестиционной декларации, несмотря на то, что в случае разногласий относительно тех или иных действий управляющего, именно этот документ имеет решающее значение. Достаточно подробная инвестиционная декларация, с одной стороны, обеспечивает соответствие инвестиций управляющего плану размещения пенсионных резервов, а, с другой стороны, защищает последнего от необоснованных претензий со стороны негосударственного пенсионного фонда в части возмещения убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Специфика российских негосударственных пенсионных фондов (преобладание пенсионных планов с установленными выплатами (defined benefit plan) и смешанных схем), обусловленная обязательствами по пенсионным договорам, предполагает такое размещение части пенсионных резервов, которое гарантирует некий фиксированный доход. В связи с этим вполне естественным выглядит стремление негосударственных пенсионных фондов разделить с доверительным управляющим ответственность за предусмотренный условиями действующих пенсионных планов прирост стоимости пенсионных резервов. Однако, гарантии управляющего относительно прироста стоимости вверенного ему имущества всегда ограничены наличием на рынке объектов инвестирования с соответствующей фиксированной доходностью. Очевидно, что именно такие объекты инвестирования должны составить основу инвестиционной декларации. При этом указанная в инвестиционной декларации доля пенсионных резервов, подлежащих инвестированию в объекты, которые не имеют заранее известной стоимости погашения (реализации) и/или не приносят фиксированного дохода, должна определяться исходя из того уровня фиксированной доходности, который известен для остальных объектов инвестирования. В противном случае гарантии управляющего лишены материальных оснований.

Наличие либо отсутствие в договоре доверительного управления пенсионными резервами гарантии управляющего обеспечить фиксированный уровень доходности влияет на определение показателя эффективности управления. Если такая гарантия есть в договоре, то степень достижения заданного уровня доходности как раз и служит таким показателем. В противном случае, результат управления может соотноситься с показателями, характеризующими рыночную доходность объектов инвестирования, включенных в инвестиционную декларацию, либо их близких аналогов, в т.ч. с индексами финансового рынка.

При определении в договоре показателя эффективности управления пенсионными резервами существенное значение имеет выбор исходных данных для его расчета. Исходные данные представляет своего рода систему координат, в которой существуют такие важные элементы договора доверительного управления, как показатель эффективности управления и вознаграждение управляющего.

По своему усмотрению стороны договора доверительного управления пенсионными резервами могут избрать в качестве исходных данных либо информацию бухгалтерского учета, либо сведения о рыночной стоимости объектов доверительного управления.

Существенным недостатком использования в качестве исходных данных информации бухгалтерского учета является то обстоятельство, что в бухгалтерском учете не отражаются текущие изменения рыночной стоимости объектов доверительного управления. Следовательно, данные бухгалтерского учета о наличии прибыли не могут достоверно свидетельствовать о том, что текущая рыночная стоимость объектов доверительного управления составляет не менее их балансовой стоимости. Альтернативой является использование в качестве исходных данных сведений о рыночной стоимости объектов доверительного управления.

Однако существует лишь один нормативный акт, устанавливающий порядок определения рыночной цены объектов, в которые могут быть инвестированы пенсионные резервы, причем он действует исключительно в отношении эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли. Постановление ФКЦБ РФ от 23.01.2004 г. № 5480. При этом возможность применения положений указанного документа для оценки ценных бумаг, составляющих пенсионные резервы, данным постановлением не предусмотрена.

Рассчитывая вознаграждение на основе рыночной стоимости объектов доверительного управления необходимо учитывать положение ст.1023 ГК РФ, согласно которому право на получение вознаграждения возникает у управляющего лишь при наличии дохода от использования имущества доверительного управления. Следовательно, управляющий вправе получить вознаграждение, размер которого не превышает величину прибыли, отраженной в балансе доверительного управления за соответствующий период.

1.3 Отношения по доверительному управлению пенсионными резервами, требующие нормативного регулирования

С учетом изложенного, основные задачи законодателя в регулировании отношений по доверительному управлению пенсионными резервами состоят в следующем:

Формулирование четкого определения аффилированных лиц для негосударственных пенсионных фондов.

Установление более жестких ограничений на инвестирование средств пенсионных резервов в ценные бумаги учредителей и вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, а также их аффилированных лиц.

Установление запрета на размещение средств пенсионных резервов в векселя.

Формирование налоговых условий, стимулирующих работников и работодателей к вложению средств в негосударственные пенсионные фонд. Смирнов А.Н. Налоговые условия негосударственного пенсионного обеспечения // Пенсионные фонды и инвестиции, № 6 (12), 2003 г.

Разрешение пенсионным фондам, реализующим пенсионные планы с установленными взносами, инвестировать пенсионные резервы в паевые инвестиционные фонд.

Передача функций регулирования и контроля деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний единому государственному органу либо четкое разграничение полномочий действующих регуляторов по сферам деятельности.

Формулирование условий типового договора доверительного управления средствами пенсионных резервов (по аналогии с типовыми правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом и типовым договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений)

Установление правил определения рыночной стоимости объектов инвестирования, в которые размещаются средства пенсионных резервов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА

2.1 Анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда

До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.

Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2000 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров.

Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.