на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление природоохранной деятельностью в регионе
p align="left">Управление природопользованием - организация рационального и сбалансированного взаимодействия хозяйственной деятельности человека с природной средой, с уровнем потребления природных ресурсов и уровнем способности самой природной среды восстанавливать свои качества (на уровне возобновляемых ресурсов); создание условий перехода на нетрадиционные и заменяемые невозобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей человека. Это совокупность мер по рациональному, сбалансированному и синергичному использованию природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, направленных на удовлетворение его потребностей в улучшении качества жизни, в результате которых уровень давления на окружающую природную среду компенсировался бы восстановлением ее качества.

Основными задачами в сфере обеспечения устойчивого природопользования являются: неистощительное использование возобновляемых и рациональное потребление невозобновляемых природных ресурсов; внедрение комплексного природопользования, включающего экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение разнообразия биологических ресурсов и их способности к саморегуляции и воспроизводству и т.д.

1.2 Управление природоохранной деятельностью

Процессы социально-экономического переустройства, происходящие в современной России, порождают новые проблемы в области экономики природопользования, в вопросах природоресурсного и природоохранного регулирования. К основным механизмам управления экологоориентированным природопользованием относят экономические, правовые, организационно-управленческие механизмы. В данных условиях, сопровождающихся необходимостью экологизации экономики, наиболее эффективно внедрение системы экономического регулирования природопользования.

Выделяют три, наиболее развитых механизма реализации эколого-экономической политики:

· Государственное воздействие (то есть, прямое регулирование)

· Рыночные механизмы (экономическое стимулирование)

· Смешанные механизмы.

Кроме того, некоторыми авторами выделяются еще социально-психологические методы управления природопользованием.

Теория и практика последних лет подтверждает, что использовать только рыночные или только государственные механизмы нельзя, так как и те и другие механизмы имеют свои сильные и слабые стороны. Кроме того, есть ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Необходимо грамотное слияние этих двух различных сфер экономического регулирования.

В связи с этим наиболее приемлемы и эффективны смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Государственное регулирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды включает широкий спектр инструментов: ведение ограничений на природопользование (лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, лимиты изъятия природных ресурсов из экосистем), лицензирование, экологическое нормирование и экологический контроль, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, плату за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизацию, экологическую сертификацию продукции и т.д.

Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов:

1) Методы директивного регулирования - воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

2) Методы экономического регулирования - совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации.

Другими словами, к директивным методам относят административно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами.

Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента:

1. Экологическое законодательство.

2. Лицензирование хозяйственной деятельности.

3. Экологические стандарты и нормативы.

4. Инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности.

Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль.

В целом, систему регулирования природопользования можно представить в виде рис. 1.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей социально-экономического развития страны.

Основной задачей в данной области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного и сбалансированного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

В соответствии со ст. 14. ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. применяются различные методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.

К экономическому механизму природопользования относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов,

учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий,

планирование и финансирование экологических программ, природоохранной деятельности и рационального природопользования,

обязательность договорной основы и лицензирования природопользования,

лимитирование использования природных ресурсов,

платность природопользования,

экономическое стимулирование экологически безопасного производства,

внедрение эффективного кредитно-финансового механизма природопользования,

экономическое принуждение и воздействие на нарушителей природоохранного законодательства,

ужесточение экологического нормирования качества ОС, системы сертификации и стандартизации продукции, технологий,

экологическое страхование,

создание и развитие экологических банков и экологических фондов,

формирование рынка экологических работ и услуг.

Рисунок 1.1 - Система регулирования природопользования

Экономический механизм управления природопользованием - это целостная система управления народным хозяйством, которая основывается на следующих принципах:

1. принцип определения перспективного и стратегического направления природоохранной деятельности;

2. принцип разработки единой системы стандартов и нормативов на международном уровне;

3. принцип сочетания местного и централизованного управления, для рационального использования природных ресурсов и экологической обстановки в регионах;

4. принцип единства в принятии решений по вопросам улучшения качества природной среды и повышения уровня жизни и устойчивого развития экономики.

Экономическое регулирование включает:

* платность природопользования:

а) оплата использования природных ресурсов, включая повышение цен на первичные природные ресурсы, вовлекаемые в экономическую сферу;

б) плата за загрязнение окружающей среды, причем платой облагаются как нормативные, так и сверхлимитные выбросы и стоки как по валовой массе загрязнителей с учетом их токсичности, так и по отдельным «индикаторным» загрязнителям;

в) прогрессивный налог на отходоемкие технологии, виды сырья и продукции;

* создание рынка экологических издержек и лицензий:

а) распределение между предприятиями, находящимися на одной территории, издержек достижения определенного стандарта качества среды, предотвращения или компенсации отрицательных техногенных эффектов в зависимости от вклада в общий уровень загрязнения территории;

б) продажа управляющими органами лицензий на временные выбросы ограниченных количеств загрязняющих веществ при условии сохранения зональных стандартов качества среды;

в) покупка предприятием права на определенный объем эмиссий загрязнителей у соседнего предприятия, располагающего «экономией» по выбросам;

* инвестиции и субсидии на:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы средозащитного направления;

б) внедрение новых малоотходных технологий с низкой природоемкостью;

в) строительство очистных сооружений и средозащитных устройств;

г) совершенствование контроля качества среды;

* стимулирование природоохранных функций путем:

а) льготного экологического налогообложения при осуществлении мер реального снижения природоемкости производства;

б) премирования за осуществление эффективных средозащитных мер;

в) введения режима ускоренной амортизации природоохранных фондов;

г) льготного кредитования и выпуска специальных низкопроцентных займов на приобретение средозащитного оборудования и внедрение малоотходных технологий.

Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически приоритетном направлении. Экономическими рычагами могут быть: плата (в т. ч. арендная) за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, компенсационные платежи за ухудшение качества используемых ресурсов, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически вредных технологий, методы экономического стимулирования, включающие налоговые льготы, ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, экологический лизинг, продажа квот на загрязнение природной среды и т.д.

В ряду экономических рычагов и стимулов в регулировании охраны и использования природных ресурсов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение.

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в целом достаточно полно определяют правовые основы обеспечения и защиты экологических прав граждан, однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации.

Представляется необходимым изложить свои взгляды на проблемы и тенденции развития важнейших институтов конституционного экологического законодательства (ст. 42 Конституции РФ).

1. Права граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.