p align="left">Предприятие или организация, организуя производство на основе заемных средств, несет ответственность за их расходование перед инвестором (кредитором), а в случае размещения ценных бумаг - перед их владельцами. По российскому и международному законодательству предприятия и организации отвечают также в случае причинения какого-либо вреда окружающей среде, жизни и здоровью или имуществу граждан, а также юридическим лицам. Причем в случае предприятия - источника повышенной опасности - действующее законодательство прямо указывает на необходимость страхования таких рисков. Учитывая развитие потребительского движения как в мире, так и в России, весьма актуальным для российских предпринимателей становится страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг) 1).
Рис. 3 Схема объектов и субъектов страхования для государственных предприятий и организаций В случае поставки сырья и (или) комплектующих материалов также возникают свои риски. Понятно, что любое предприятие всегда подстерегает риск воспроизведения его продукции как с нарушением патентного законодательства, так и легального воспроизводства с использованием информации, ставшей известной в ходе патентования объектов промышленной собственности 2). Как видно, страховые отношения распространены практически во всех секторах рынка, повышая конкурентоспособность тех, кто привлекает к своему бизнесу средства страховой защиты. Снижение степени риска в ряде случаев является условием продолжения предпринимательской и инновационной деятельности, в которой заинтересовано российское государство. Использование страхования особенно важно в предпринимательской деятельности, когда решение об организации нового дела принимается в условиях недостаточности собственных средств и при повышенных рисках. Таким образом, правильно подобранный пакет страховой защиты и конкретных превентивных мероприятий позволяет минимизировать риск при минимальных финансовых затратах, что в конечном итоге ведет к развитию российского предпринимательства, отечественного товаропроизводителя и товаропотребителя, развитие которых для российской экономики, переживающей сейчас сложное время, крайне необходимо. В то же время, современная экономическая политика, продолжая нести в себе инерцию подходов "огосударствленного" народного хозяйства, традиционно не уделяет страхованию должного внимания. "Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000гг"., которые были приняты 1 октября 1998 года Постановлением № 1139, определяют порядок и приоритеты развития страхового рынка до настоящего времени. Надо признать, что большинство мер, предусмотренных в Основных направлениях, до сих пор не реализованы. Многие законопроекты находятся на различных стадиях согласования в министерствах и ведомствах. Все это привело к неоднократному переносу сроков исполнения и, в конечном итоге, - к включению тех же законодательных инициатив в новый план действий российского правительства, о котором будет идти речь ниже. С июля 2000г. действует постановление Правительства России от 31 мая 2000г. №420 "О внесении изменений в пункт 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", в соответствии с которым предприятиям и организациям разрешается относить на себестоимость "платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию". При этом устанавливается предельный размер отнесения на себестоимость, который равняется 3 процентам объема реализуемой продукции (работ, услуг). Кроме того, данное постановление Правительства конкретизирует норматив по отнесению на себестоимость в зависимости от вида страхования: "суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2 процентов объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, - 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг)". Ожидается, что данная мера увеличит объем российского страхового рынка как минимум на 20%. Разделение в данном постановлении отнесения затрат на страхование по имущественным и личным видам страхования (2+1%) должно стимулировать руководителя предприятия или организации проводить политику управления имущественными рисками в комплексе с активным использованием социально значимых видов страхования (добровольное медицинское, пенсионное, от несчастных случаев), что непосредственно лежит в русле государственных интересов, хотя, конечно, данная норма в 3% явно не достаточна. Согласно Плану 3) действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001гг., утвержденному распоряжением правительства России от 26 июля 2000г. №1072-р среди основополагающих приоритетов в деятельности российского правительства является развитие страховых, финансовых рынков и институтов. Данной проблематике в Плане посвящен достаточно объемный раздел, в котором страхованию отведено далеко не последнее место. Главной задачей российского правительства на 2000 - 2001 годы в области страхования было признано развитие российских страховых компаний, создание соответствующих стимулов, разработка инвестиционных инструментов, формирование сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора. Кроме того, запланировано оказание государственной помощи в развитии системы страхования инновационных рисков. Среди внушительного перечня законопроектов следует особо упомянуть следующие: "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", "Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты"; "Об обязательном страховании ответственности производителей отдельных категорий товаров, работ и услуг". Проект Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает отнесение затрат на страхование на себестоимость в полном объеме, но глава" Налог на прибыль (доход) организаций", в которой детально расписываются затраты, относимые на себестоимость, до сих пор не принята. Мировой опыт говорит о невозможности сколько-нибудь устойчивого развития без активной политики в области управления рисками, неизбежно сопутствующими любому производству товаров или услуг, и, соответственно, без привлечения возможностей страхования. В свою очередь, сама практика функционирования государственной собственности настоятельно требует обеспечения ее комплексной застрахованности от основных видов рисков. При этом следует иметь ввиду, что подходы к организации страхового покрытия в сфере материального и нематериального производства, с одной стороны, и на рынке государственных ценных бумаг, с другой, - будут существенно отличаться. Там, где в сфере материального и нематериального производства экономические интересы государства как собственника затрагиваются в существенной степени ( унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, организации бюджетной сферы и т.п.), представляется целесообразным обеспечить застрахованность всех видов ресурсов, применяемых в процессе использования госсобственности, а также страхование гражданской ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц, которое может стать следствием функционирования объектов государственной собственности. В этой связи предпринимателю (управляющему), как минимум, необходимо: · организовать страхование всего используемого имущества от воздействия огня, воды, стихийных бедствий, кражи со взломом, злоумышленных действий третьих лиц; · осуществлять страхование объектов государственной собственности от перерывов в деятельности, вызванных вышеобозначенными событиями ( страхование текущих расходов на время вынужденного перерыва в деятельности, страхование дополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий страховых событий, страхование затруднений в исполнении договорных обязательств на поставку готовой продукции и т.п.); · в случае проведения реконструкции и/или строительных, монтажных работ осуществлять страхование строительно-монтажных рисков; · обеспечивать страхование от поломки машин и оборудования, используемых в процессе функционирования объектов государственной собственности; · осуществлять страхование гражданской ответственности за возможное причинение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц в результате функционирования объектов государственной собственности; · обеспечить застрахованность персонала предприятия от несчастного случая; · обеспечить страхование ответственности за качество выпускаемой продукции(оказываемых услуг); · при реализации производственных проектов, предполагающих лизинг государственного имущества, следует помимо перечисленных выше мер страховой защиты государственной собственности предусмотреть страхование оборудования и исполнения финансовых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем; · при решении вопросов привлечения иностранных инвестиций для функционирования и развития объектов государственной собственности возможна организация страхования от политического риска конфискации и национализации инвестированных активов. Как отмечалось, потенциал страхования может быть задействован в рамках системы управления рисками при рыночных операциях с государственными ценными бумагами. При этом не может быть и речи о так называемом "страховании" запланированного уровня доходности с помощью использования страховых инструментов и институтов. Следует подчеркнуть, что такого рода финансовые операции не имеют ничего общего с сущностью управления рисками и страхования. В то же время с помощью отдельных видов страхования могут быть обеспечены благоприятные условия для стабильного функционирования и эффективного развития рынка государственных ценных бумаг. Речь идет о страховании политических рисков конфискации и национализации объектов инвестиций, запрета на вывоз из страны прибыли, получаемой от операций с государственными ценными бумагами и т.п. Страхованием от политических рисков и следует, главным образом, ограничиваться предпринимателю, когда речь идет об управлении операциями на рынке государственных ценных бумаг с помощью механизмов страхования. Обеспечение страхового покрытия такого рода представляется вполне возможным делом. В то же время следует иметь ввиду, что практически значимыми здесь могут быть страховые гарантии только зарубежных и при том весьма авторитетных страховых организаций, а сама работа по представлению подобных страховых проектов на международном страховом рынке требует высокого профессионализма. 4. ЭТАП. Финансирование программ управления рисками. Этот компонент предполагает планирование и возмещение расходов на осуществление всех других составных частей программ управления рисками, а также обычно включает в себя расходы на возмещение ущерба, образовавшегося в результате неблагоприятных событий. Под этим последним видом финансирования УР обычно понимаются как мероприятия по прямому ( самостоятельному ) возмещению собственником убытков, возникших на принадлежащих ему объектах, так и по приобретению услуг страховых организаций, созданию так называемых кэптивных страховых компаний и др. 5. ЭТАП. Административное управление программой. В рамках административного управления программой устанавливаются и осуществляются процедуры как стратегического, так и оперативного характера, обеспечивающие ее практическую реализацию. Например, решение вопроса об оптимальном сочетании предупредительных (превентивных) мероприятий, самостоятельного несения ответственности по рискам или передаче части этой ответственности страховым организациям относится к специальной компетенции административного управления программой. Без профессионального знания и понимания вопросов и техники выделения и оценки рисков, финансирования предусматриваемых мероприятий, без четкой ориентации в составе необходимого и возможного страхового покрытия, программа УР не может эффективно проводиться в жизнь. Для этого также обязательно необходимо достижение практического соответствия такой программы целям, ресурсам и возможностям функционирования организации в целом. Все это обусловливает повышенные требования к лицам, осуществляющим разработку и реализацию мероприятий, относящихся к сфере управления рисками - риск-менеджерам. 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ОБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ Представляется, что необходимость целенаправленных действий по разработке и реализации программ УР применительно к специфике каждого конкретного объекта государственной собственности не нуждается в каких-либо дополнительных обоснованиях. Современная экономическая практика жестко требует от руководителей государственных структур укрепления и совершенствования плановых основ внутрифирменного управления. В свою очередь программа УР, рассматриваемая как важный элемент системы управления государственной организацией, безусловно, должна развиваться на плановой основе, разрабатываться и осуществляться как составная часть общего бизнес-плана предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|