на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление социальным развитием региона
p align="left">Таким образом, актуальность данного направления вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, финансовых, организационных и правовых задач, как обоснование методологических, концептуальных и методических основ создания системы управления социальными процессами в регионе.

Анализируя развитие систем социального управления на региональном уровне, на мой взгляд, необходимо:

- выявить особенности функционирования системы управления социальными процессами в регионе в условиях существенного изменения факторов хозяйствования, реформирования социально-экономической сферы;

- обосновать социально-экономическую результативность применения общесистемных, особенных и специфических принципов создания эффективной системы управления социальными процессами в регионе;

- разработать методические положения многоуровневого управления процессом оказания социальных услуг населению региона, а также программу вычислений потенциала доходов бюджета региона;

- определить стратегические направления программно-целевого развития системы управления социально-экономическими процессами, стратегию развития учреждений социальной сферы.

В качестве условий, формирующих среду, а также особенностей функционирования и причин, вызывающих необходимость реформирования системы социального обеспечения и защиты населения в регионе и социальной сферы в целом, на наш взгляд, могут выступать:

- формирование и становление новой социально-экономической среды, проявляющиеся в возникновении рынков социальных продуктов и услуг, в изменении механизмов социальной защиты различных слоев, групп и категорий населения, в становлении новых государственных и обществен-ных структур - органов занятости населения, общественных объединений предпринимателей, новых профсоюзов, бирж труда, выступающие как предпосылка возникновения новых возможностей управления социальной сферой в регионе, значительно отличающихся от существовавших ранее;

- отсутствие адекватного существующим социально-экономическим условиям развития регионов законодательного и нормативно-правового обеспечения, регулирующего взаимоотношения органов управления и учреждений, осуществляющих социальную политику, в том числе и на всех этапах развития социальной сферы, приводящего к нескоординированной, разнонаправленной в своей целевой ориентации деятельности государственных учреждений и рыночных организационно-правовых структур социальной сферы не только в целом по Российской Федерации, но и ее регионов, областей, городов;

- многократное сокращение объемов финансирования социальной сферы из средств федерального бюджета, не позволяющее осуществлять социальную помощь и оказывать социальные услуги населению региона в необходимом объеме и обладающих качественными характеристиками, адекватными требуемым на рынке социальных продуктов и услуг, обусловливающее создание многоканального, многоуровневого финансирования;

- отсутствие координации при взаимодействии элементов системы социального обеспечения в регионе, не способных, в свою очередь, создать научно обоснованную и эффективную систему управления социальным процессом в соответствии с новыми социально-экономическими стандартами и с учетом вносимых изменений в планы социально-экономического развития региона, а также обеспечить привлечение иных, кроме государственного, каналов, источников финансирования;

- недостаточность научных обоснований результатов маркетинговых исследований рынка социальных продуктов и услуг на федеральном, региональном и местном уровнях управления, не позволяющая осуществить сегментирование рынков потребителей социальных услуг, позиционирование экономических свойств и качеств социальных продуктов и услуг, а также выявить потребности социального рынка и установить его особенности в каждом регионе, области, городе, районе в соответствии с наличием и перспективами структурных изменений доли и объемов промышленного производства и инфраструктуры, обусловленными тенденциями развития хозяйственных обществ, товариществ, предприятий (крупных, мелких, средних) различных организационно-правовых форм;

- отсутствие многоступенчатой системы мониторинга развития социальных процессов как на территории Российской Федерации в целом, так и отдельных ее регионов, областей, городов, районов, создающей препятствия в осуществлении контроля качества социальных продуктов и услуг как в отраслевом, так и в территориальном аспектах с целью адаптации государственного социального стандарта к потребностям общества и конкретным направлением перспективного развития социальной сферы, а также вызывающей необходимость создания эффективной системы мониторинга в регионе;

- неэффективность и несогласованность принимаемых целевых программ по управлению развитием социальных процессов не только на территории района, города, но и в рамках региона, не позволяющие создать действенную региональную систему критериев определения качества, единых требований к объему социальных продуктов и услуг, и. в свою очередь, обусловливающие необходимость разработки и внедрения организационно-социальных и управленческих мероприятий по созданию координирующего органа.

Современные объекты социально-экономической сферы являются сложными организациями, успех деятельности которых зависит от усилий всех работников, направленных на достижение общей цели. В связи с этим существенное влияние на общую эффективность работы оказывает структура взаимодействий, а учесть данную структуру можно лишь с позиций системного подхода. Такая организация в качестве системы представляет собой единство функции и структуры. Причем структура как совокупность связей объединяет элементы в систему, а функция определяет основное назначение системы, что позволяет выделить систему из среды и исследовать ее как целое. Вместе с тем основной принцип раскрытия предмета при целостном подходе состоит в движении от целостного к составляющим его частям, т.е. от функции к структуре [53].

Результатом функционирования системы управления социально-экономическими процессами являются управленческие решения, которые оказывают непосредственное влияние на все составляющие системы, и, следовательно, на ее продукцию (экономические составляющие, услуги здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем и др.)

Вместе с этим система управления социально-экономическими процессами может быть представлена в виде трехмерной модели, построенной на принципе формального разделения системы на подсистемы: целевые, функциональные, линейного руководства, ресурсного обеспечения. При этом каждая подсистема имеет ряд функций, реализация которых необходима для успешного функционирования учреждения социальной сферы или процесса управления социальной сферой в целом. Система управления находится в состоянии перманентного обновления из-за изменений в системе и влияния факторов внешней среды.

Социальный маркетинг - это сфера управленческой деятельности, ориентированная на создание системы маркетинговых исследований как основы для формирования процесса оказания социальных услуг. Для достижения высокой степени результативности как маркетинговых исследований, так и процесса осуществления социальных услуг необходимо создать эффективную систему управления социально-экономическими процессами.

Мероприятия по формированию и развитию системы управления социальными процессами в регионе по отраслевому признаку (торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура) должны образовывать комплекс отраслевых подпрограмм, направленных на достижение целевых показателей развития конкретной сферы социального обслуживания.

Основное содержание разработки системы управления социально-экономическими процессами в регионе сводится к обеспечению учета социально - экономических различий и особенностей административно-территориальных преобразований, содействию региональным органам управления социальной сферой в реализации мероприятий в рамках действующей системы за счет мобилизации местных ресурсов. Кроме того, для социальной сферы региона центральная координирующая роль в разработке и реализации мероприятий, связанных с функционированием создаваемой системы управления социальными процессами в регионе, принадлежит региональным исполнительным структурам, представляющим соответствующие субъекты Федерации, которым федеральные власти делегируют соответствующие полномочия и ответственность за состояние и перспективы развития социальной сферы на местах. Таким образом, при разработке системы управления социальными процессами в регионе, формировании и реализации социальных целевых программ региона необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями и решениями Правительства РФ и соответствующих субъектов Федерации в социально-экономической сфере.

В настоящее время социально-экономическая сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом функционирования которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных потребностей. При этом объем и качество потребляемых соци-ально-культурных услуг и оценка состояния соответствующих отраслей, на наш взгляд, рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни населения, а такие показатели, как состояние здоровья, общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных индикаторов, характеризующих степень развитости общества. Однако, например, региональные органы управления не могут оказывать прямого воздействия на процессы реформирования социально-экономической сферы, а делают это лишь через улучшение материальной базы социальной инфраструктуры и организацию деятельности ее учреждений. Поэтому основой для принятия тех или иных решений является, в первую очередь, сопоставление фактического состояния материальной базы социально-экономической сферы с нормативами, обеспечивающими удовлетворение потребностей на уровне, считающемся обществом достаточным, исходя из существующих производственных и финансовых возможностей и сложившихся представлений о рациональных потребностях населения в услугах социально-экономической сферы.

Вместе с тем основные проблемы, связанные с развитием социально-экономической сферы на современном этапе в условиях экономического кризиса возникают из-за того, что государство не гарантирует населению определенного минимума объема и качества социально-культурных услуг.

В свою очередь, в сфере материального обеспечения населения такие гарантии по ряду социальных показателей (минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, пособий, некоторых других видов социальных выплат) существуют, несмотря на то, что их реальные размеры далеки от прожиточного минимума. В сфере потребления социально-культурных услуг таких гарантий со стороны государства, как показывает практика, почти не существует. В соответствии с этим для устранения множества негативных последствий, связанных с либерализацией цен, по-требуется сочетание свободных цен совместно с их государственным регулированием на жизненно необходимые для населения товары и услуги. Необходимо также осуществлять контроль совместно с регулированием пропорции роста цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности и строительства для нужд этих отраслей. В области бюджетной политики необходимо определить основные направления взаимоотношений федерального и регионального бюджетов, направленные на предоставление большей экономической самостоятельности регионам, в частности Республике Марий Эл, а также укрепление финансовой и платежной дисциплины.

Реализация концепции и программы социально-экономического развития регионов, переход к новой организационной структуре регионального управления и самоуправления позволят усилить целевой подход к организации работы структур и органов управления социальной сферой в регионе [48].

Использование программно-целевого метода управления имеет свои особенности на каждом уровне управления и обусловливается спецификой объекта управления, его местом в общественном разделении труда, степенью развитости производственной и социальной инфраструктуры. На региональном уровне управления необходимо, в частности, учитывать влияние таких факторов, как «открытость» экономики региона, непосредственная подчиненность большинства хозяйствующих субъектов и организационно-правовых структур региональным и отраслевым органам управления, массовое распространение миграции населения. Кроме того, развитие региона подвержено влиянию многообразных факторов отраслевого характера, поэтому требуется учитывать и то, что многие проблемы социально-экономического развития региона в полной мере могут быть решены лишь на уровне региона в целом.

Наряду с особенностями необходимо учитывать общие типические закономерности социально-экономического развития регионов. Это, в частности, наличие в каждом из них комплекса отраслей, предприятий и организаций преимущественно регионального значения, связанных, прежде всего с социально-культурным обслуживанием населения района, а также местным жилищным и коммунальным хозяйством, благоустройством.

Целевая программа задает определенную организационную структуру аппарата управления, призванного реализовать поставленные цели, задачи, формы и методы взаимодействия органов управления и различных хозяйствующих субъектов. Именно поэтому в отраслевом управлении осуществляется переход от линейно-функциональных к проблемно-целевым и программно-целевым организационным структурам управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.