p align="left">Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Основные его функции - обеспечение деятельности Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета, выработка предложений о стратегии Содружества, правовая проработка документов, анализ хода реализации решений, договоров и систематическое информирование высших органов Содружества и др. В своей деятельности Исполнительный Комитет руководствуется Положением об Исполнительном Комитете, который детально регламентирует его полномочия и порядок функционирования.Глава II. Уставные органы СНГ.2.1. Совет глав государств. Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся: · внесения поправок в Устав СНГ; · создания новых или упразднения существующих органов Содружества; · оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; · заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ; · назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции; · делегирования полномочий нижестоящим органам; · утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов. Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств. Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями. Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ. Решением Совета глав государств от 25 января 2000 года Председателем Совета глав государств Содружества Независимых Государств утвержден Президент Российской Федерации В.В.Путин. Представители России председательствуют и в других уставных органах Содружества: Совете министров иностранных дел, Совете министров обороны, Совете командующих Пограничными войсками. 2.2. Совет глав правительствСовет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств Содружества решает вопросы: · реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств; · реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли; · принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования; · развития систем транспорта, связи, энергетических систем; · сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; · разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства; · создания органов Содружества в рамках его компетенции; · назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции; · финансового обеспечения деятельности органов Содружества. Совета глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. 2.3. Совет министров иностранных дел.Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности. В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения. СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящим Положением. Основными задачами СМИД являются: · организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; · содействие развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб; · содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества; · поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве; · содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества. СМИД осуществляет следующие функции: · рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений; · дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; · проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес; · содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах; · рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив; · осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров; · рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов (2, С. 112). СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений. 2.4. Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО).Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года. Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества. Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны. Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца. Совет Министров Обороны: · рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств- участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств; · осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества; · разрабатывает предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств-участников Содружества и их внешних границах; по сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; · осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. 2.5. Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года. Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих. Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций. Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Функции Совета командующих Пограничными войсками: · согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов; · координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них; · развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества; · содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров. 2.6. Межпарламентская Ассамблея.Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. В 1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина. 26 мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств ~ участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств. Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|