на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Валютный контроль в 2010 году
ные операции, перечень которых определяется Президентом или по его поручению Советом Министров, а также международными договорами РБ и т.д.

В настоящее время перечня иных операций неторгового характера в белорусском валютном законодательстве не содержится. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией, то есть все, что не указано в ст.5 и 6 Закона, считается валютной операцией, связанной с движением капитала.

Пример 6.

Резидент - юридическое лицо ошибочно перечислил денежные средства на счет нерезидента. К какой валютной операции относится получение резидентом от нерезидента ранее ошибочно перечисленных денежных средств и в каком порядке она совершается?

По действующей редакции Закона ответ будет следующим. Получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств на основании ст.7 Закона относится к валютной операции, связанной с движением капитала.

В соответствии с п.20 Правил субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18 и 19 Правил, а также не указанные в ст.10 Закона.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств относится к валютной операции, связанной с движением капитала. Кроме того, осуществление данной операции производится в уведомительном порядке.

Руководствуясь Законом № 22-З, переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств, являются текущими валютными операциями.

Пример 7.

К какому виду валютных операций относится перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции и в каком порядке данная операция осуществляется?

По действующей редакции Закона ситуация выглядит следующим образом. Перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции осуществляется в рамках договора возмездного оказания услуг. Следовательно, данная операция подпадает под расчеты в рамках экспортно-импортных операций. В этом случае имеет место импорт услуг.

В случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг не превышает 180 дней согласно ст.5 Закона, перечисление взноса за участие в конференции является текущей валютной операцией. По общему правилу текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений исходя из ст.10 Закона.

В случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг превышает 180 дней согласно ст.7 Закона, перечисление взноса за участие в конференции является валютной операцией, связанной с движением капитала. В соответствии с п.20 Правил субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18-19 Правил, а также не указанные в ст.10 Закона.

Орган валютного регулирования и валютного контроля высказался, что платеж за участие в семинарах, конференциях рассматривается как платеж в рамках договора возмездного оказания услуг в случае, если подробно расписаны оказываемые услуги и их стоимость и все существенные условия договора оказания услуг. Если же обязательство нерезидента заключается лишь в организации семинара или конференции, без конкретизации, то это является валютной операцией, связанной с движением капитала.

Теперь же в соответствии с Законом № 22-З данные вопросы отпадут сами собой. Перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках, являются текущими валютными операциями. По общему правилу согласно ст.10 Закона данные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала и проводимые между резидентами и нерезидентами, перечислены в ст.7 действующей редакции Закона. Кроме того, ряд валютных операций, связанных с движением капитала, указан в ст.10 Закона и п.18 Правил.

Законом № 22З ст.7 Закона изложена в новой редакции. Отныне валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Полагаем, закрепленный в Законе № 22-З подход более удачен, поскольку перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым и их перечисление в ст.7 Закона носит больше информационный характер. Перечислить же в одной статье все валютные операции, связанные с движением капитала, не представляется возможным.

Закон № 22-З сохраняет подход, закрепленный в ст.9 Закона:

расчеты между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичной форме;

расчеты в иностранной валюте с участием физических лиц, если они разрешены валютным законодательством, могут производиться с использованием наличной иностранной валюты.

Сохранена норма, закрепленная в ч.1 ст.10 Закона, в соответствии с которой текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений. Однако здесь необходимо упомянуть Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 "О некоторых вопросах в области валютного регулирования", которым предоставлено право Нацбанку устанавливать ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами РБ в соответствии с Законом.

Закон № 22-З расширяет перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых физическими лицами - резидентами с разрешения Нацбанка. Согласно Закону № 22-З на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами разрешение Нацбанка требуется только в случаях:

приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;

перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

Вместе с тем сохранена норма ст.10 Закона, в соответствии с которой не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами РБ более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории РБ.

Очень важным изменением является изложение перечня валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка, в новой редакции. Отметим, что из данного перечня исключен ряд валютных операций, таких как:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на оплату товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу;

осуществление переводов иностранной валюты, белорусских рублей в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях.

Поскольку на практике возникали вопросы с квалификацией операций, связанных с расчетами как при создании юридических лиц, так и при приобретении доли в уже созданных предприятиях, в Законе № 22З появились две самостоятельные валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка:

продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

формирование уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством.

Нацбанк стоял и ранее на позиции, что приобретение нерезидентом доли (пая) в уже созданном предприятии­резиденте также является валютной операцией, связанной с движением капитала, не требующей разрешения Нацбанка. Теперь эта позиция официально закреплена в законодательном акте.

Необходимо обратить внимание, что в перечне появились две совершенно новые валютные операции, связанные с движением капитала, не требующие разрешения Нацбанка:

осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Иные изменения.

Статья 11 Закона подверглась некоторым техническим правкам, однако две важнейшие нормы, содержащиеся в ней, остались без изменений. Как и прежде:

запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства;

в отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения, предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими, передачи на хранение и их возврата.

Статья 12 Закона дополнена частью, в соответствии с которой валютно­обменные операции с участием физических лиц осуществляются без регистрации данных документа, удостоверяющего личность этих лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Вместе с тем данную норму Закона необходимо соотносить с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем. В соответствии с п.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 № 601 "Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций" (далее - Указ № 601) Нацбанк, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 тыс. базовых величин, в установленном законодательством порядке проводят идентификацию лиц, совершающих эти операции.

Из ст.13 Закона исключена норма, предоставлявшая право Совмину и Нацбанку по согласованию с Президентом устанавливать иные случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты.

В ст.27 Закона также внесены изменения. Отныне у банка как агента валютного контроля вместо права осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства появилось право осуществлять контроль за полнотой и своевременностью предоставления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства.

Кроме того, исключено право банка приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях. Необходимо отметить, что данная норма до ее отмены в силу различных причин не нашла практического применения.

Дополнительно уточнено, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе осуществлять иные функции, предусмотренные именно валютным законодательством.

В соответствии с Законом № 22-З банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Нацбанка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента и (или) нормативных правовых актов Нацбанка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям;

в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, рег. № 2/219 от 31.10 2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г." 166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

4. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года №226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле". Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.2003, № 85, рег. № 2/978 от 25.07.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

5. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

6. Л.А. Ханкевич "Финансовое право Республики Беларусь". Учебное пособие / Мн. Издательство "Амалфея" 2002г.

7. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство "Юристъ" М., 2003.

8. Финансовое право. Серия "Учебники, учебные пособия" / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство "Феникс", 2002.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.