на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Веймарская Конституция 1919 года
p align="left">Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительским и законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент. Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.

Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». Веймарская конституция. Ст. 68. //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом - верхней палатой - наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» (suspensives veto) мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решение вопроса принадлежало президенту республики. «Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму. Рейхстаг также имел право добиваться проведения референдума, но в истории Веймарской республики это не было реализовано». Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - С.423. Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членов рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.

«Президент империи избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет». Веймарская конституция. Ст.48//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.

Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.

Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированное большинство.

Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).Но все же главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости - вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153». Веймарская конституция. Ст.48//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.

В положении президента и, особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.

Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102) Веймарская конституция. Ст.102//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.

. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка». Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т.35. - С. 270.

Конституция предусматривала образование специальной Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные конфликты. Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную конституцией. Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-демократами. Конституция устанавливала, что «чиновники назначаются пожизненно» (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось также «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью подчеркнуть их мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально говорилось, что «чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий». Эта декларация не могла отменить того известного факта, что чиновничество было насквозь пропитано антидемократическим духом, связано тысячами нитей с правящей верхушкой. В отношении органов власти и управления земель, а также местных органов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли должны иметь республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе всеобщего избирательного права, а правительства земель опираются на доверие ландтагов (ст.17). Веймарская конституция, Ст.17. //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.

Организация власти и администрации земель была неоднородной. В Пруссии ландтаг избирался на четыре года, также здесь был Государственный совет (Staatsrat) из представителей провинциальных ландтагов. В других землях этого органа не было, а правительство участвовало в законодательстве. В Бадене, Гессене, Вюртемберге главой был президент, он же являлся и премьер-министром. Различным было и административное деление земель. Пруссия делилась на 13 провинций, а те, в свою очередь, на округа, уезды, общины; Бавария имела восемь округов; Гессен - три провинции. В Пруссии провинции возглавляли обер-президенты, которые назначались прусским правительством, в то время как провинциальные ландтаги имели ограниченные функции. Во главе округов стояли государственные чиновники, во главе сельских уездов - ландраты, которые считались государственными чиновниками, хоть и избирались крейстагами. Местные органы самоуправления в сельских местностях имели общинное представительство, возглавляемое бургомистром или старостой, т.е. лишь в общине было самоуправление, а на уровне уездов, округов и провинций власть находилась в руках чиновников. Ноябрьская революция не уничтожила засилья бюрократии, а конституция не устранила органов власти, назначавшихся государством, не осуществив важнейшего условия действительной демократизации управления.

Для Веймарской республики было характерно всеобщее избирательное право, которое распространялось на выборы президента, ландтагов земель (на которые возрастной ценз не устанавливался); местные органы (для которых допускается ценз оседлости, не превышающий 1 год). Это право устанавливалось ст.22 Конституции, в которой говорилось, что депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Конституция установила и пропорциональную систему представительства (Германия был поделена на тридцать пять избирательных округов). Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за какой-нибудь список. Однако депутаты не были ответственны перед избирателями, а подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст.21). Веймарская конституция, Ст.21//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.

Из всего вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно единым (унитарным) государством. Это подтверждает и заглавие первого раздела Веймарской конституции, который назывался «Империя и земли».

Представитель немецкой народной партии Каль подчеркивал по этому поводу, что создаваемое этой конституцией государственное образование представляет собой не единое государство, а объединение государств.

Веймарская конституция определила вопросы и конкурирующего права, т.е. те вопросы, которые могли быть предметом законодательства и ведения земель в случае, если центральные органы власти не использовали своих прав.

Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции

3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии

Веймарская конституция широко регламентировала права и свободы граждан. Из двух частей конституции вторая полностью посвящена правам граждан Германии и их свободам. Например, первый отдел описывал права личности, в частности, гарантировались неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, прямое, равное, тайное избирательное право, свобода слова, печати, отмена цензуры, право немцев образовывать свои союзы и товарищества, «не противные уголовным законам». Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

Однако закон допускал нарушения этих прав. Так, согласно ст.48 конституции, президент имел большие права: он мог ввести чрезвычайное положение, ограничить свободу граждан и даже применить вооруженные силы «для восстановления гражданского порядка».

Конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства вне зависимости от его социального статуса и происхождения.

Так первый отдел части второй конституции Веймарской республики показывает насколько демократическими правами и обязанностями обладали граждане. Конституция гарантировала защиту прав немцев, «как находящихся в пределах имперской территории, так и вне ее». Там же.

В период Веймарской республики по конституции не один иностранец и не один человек, не являющийся немцем не был притесняем. Каждый немец имел право по собственному желанию эмигрировать, но эмиграция могла быть ограничена имперскими законами, в случае совершения какого-либо противоречащего законам поступка. По конституции человек, которого обвиняли в преступлении имел право находиться на свободе пока его виновность не будет доказана (Ст.116).

На протяжении всего развития демократической формы правления, ее основой считалось право на свободу мыслей, вероисповедания, печати и т.д.

По конституции 1919 года граждане Германии обладали этими правами. Не допускалась цензура, исключение существовало только для кинематографии.

Допускались «мероприятия по борьбе с порнографией и для охраны молодежи на публичных выставках и представлениях» Веймарская конституция, Ст.118//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.

Вторым и важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений между обществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попытка бюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначались пожизненно, поскольку в законе не установлено иного» Там же. В дальнейшем это обеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата. Впоследствии национал-социалисты выдвинули идею сокращения числа привилегий, которыми обладали чиновники.

Всего две статьи во втором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством Конституции. Он основан на равноправии обоих полов». Там же. Следующая статья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке». Там же.

Там же. Первая статья показывает, что женщина в браке имела одинаковые права наравне с мужчиной, что было новым для патриархальной Германии. Внебрачные дети имели право на полноценное развитие, без каких-либо ограничений. И самое главное семья и внебрачные дети находились под «особым покровительством государства». Думается, что это было важным шагом государства в регулировании брачно-семейных отношений.

Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было». Веймарская конституция, Ст.137.//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность.

Отдел четвертый второй части называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится под охраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственных чиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей из малообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию в школах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания и обучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ в неисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.

Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребёнка.

Теологические факультеты в высших учебных заведениях сохраняются» Веймарская конституция, Ст149//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. . Школы и их деятельность обладали достаточными свободами и находились под защитой государства. Также можно отметить, что государством поощрялось правовое и гражданственное воспитание школьников в духе немецкой народности.

Следующий и последний отдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этой части конституции, прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободу личности. Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделе Конституции можно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частной собственности. Сохранив незыблемость частной собственности, Конституция одновременно объявила, что «собственность обязывает» Там же. и что пользование ею должно быть и «служением общему благу», Там же, Ст153. а потому в случае необходимости отдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могут быть социализированы.

В условиях послевоенного кризиса государство заручается поддержкой рабочих и служащих, что достаточно хорошо прописано в Статье 165 Конституции: « Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием.

Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.

Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский экономический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.

Социально-политические и хозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно всё-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов.

Рабочим и экономическим советам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических советов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам, относятся к исключительному ведению империи». Веймарская конституция, Ст. 165//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. В данном случае государство с помощью хозяйственных объединений делало попытку контроля над сектором экономики.

После Первой мировой войны, страны, проигравшие войну и прошедшие социально политические изменения в структуре государственной власти такие как Германия и Россия уделяли внимание социальной сфере общественной жизни. Так по Веймарской Конституции некоторым слоям населения: старикам, детям, матерям, рабочим, государство создает возможность страхования.

Проанализировав вторую часть Конституции, посвященную правам и обязанностям граждан, мы приходим к выводу, что в данном вопросе разработчики, прежде всего, отстаивали принцип демократизма. Для них первоочередной задачей, было, наделит граждан правами и свободами, многих из которых у них не было до установления Веймарской республики. На тот период времени не одна Конституция не регламентировала столь широкий круг прав и свобод. Веймарскому правительству в полной мере удалось справиться с задачами, которые стояли перед ними в тот не легкий период истории Германии.

Заключение

Веймарская конституция - документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.

Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.

Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону.

Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.

Конституция предусматривала образование государственной палаты, в обязанности которой входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.

Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборах не только мужчин, но и женщин.

Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения.

Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.

Библиография

1. Баев В.Г. Изучение истории парламентаризма и политических партий в ФРГ// Вопросы истории, 1984, № 3. - С. 164-169.

2. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И. Батыра. - М.: «Былина», 1995. - 257 с.

3. Драбкин Л.В. Становление Веймарской республики. - М., 1978. - 256 с.

4. Лазор Л.И., Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. - Луганск, 1997. - 215 с.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т.35.

6. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права//Вест. Моск. Ун-та, ПРАВО. 2000. № 3. - С. 30 - 43.

7. Овчинникова Я.С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. - М., Издательство Московского университета. 1983. - 321 с.

8. Патрушев А.И. Германия в XX веке. - М.: Дрофа, 2004. - 169 с.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.

10. Садовская Г.М. В. Ратенау и Ф. Науман - идеологи буржуазного реформизма в Германии/'/Новая и новейшая история. Межвузов, сб. Вып. 17. Саратов, 1998. - С. 180 -201.

11. Стамфер Ф. Конституция, рабочий класс и социализм.

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. -520 с.

13. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран : Учебное пособие. - К.: Высшая школа, 1994. - 464 с.

14. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - 576 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.