Виды источников административного права и определение их сущности
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Источники административного права. Их виды 2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 3. Система источников административного права Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Административное право - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти. Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. С.61. В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Во-вторых, нужно знать, что нормы права возникают не самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются в результате сознательно-волевой деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания, а затем включаются как статьи, параграфы, пункты и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Вследствие вышеизложенного, акты, содержащие такие правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения. В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской федерации. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С 56. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Так, на шестых «Лазаревских чтениях» в апреле 2002г. одним из первых направлений было обоснование необходимости дальнейшего совершенствования теоретической основы, т.е. переосмысления и в определенном смысле разработки современной теории административного права, определением существующих в нем понятий, вычленением и обоснованием различных его институтов, подотраслей административного права. Важным также является решение проблем, связанных с его системой и структурой, принципами и функциями, созданием нового административного законодательства, его дальнейшей систематизацией и кодификацией. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля, активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.См., напр.: Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных нарушениях?// Российская юстиция. 1996. №1. С. 50-52.; Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России?// Российская юстиция. 1996. №5. С. 50. Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей. Структурно работа выполнена следующим образом: введение, три главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы. При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература. 1. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ ВИДЫ К источникам административного права относятся те нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном ведомстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. К источникам административного права не относят правовые акты ненормативного характера. Обширность, многообразие отношений предмета административно-правового регулирования влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов. Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации (акты управления), конкретизирующие законы др. Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.). В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно правовые акты, т.е - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько групп: · Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов; · акты Президента Российской Федерации; · акты государственной администрации; · акты муниципальных органов; · публичные договоры; · акты правосудия; · административные обыкновения. I. В первой группе источников можно различать: 1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР: а) Конституция Российской Федерации; б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.); в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.); г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации. 2. Законодательные акты субъектов Федерации: а) конституции, уставы субъектов Федерации; б) законы субъектов Федерации. II .Вторая группа - акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения). Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права. III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам группа. 1. Административные акты федеральных органов и организаций: а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.; д) акты Банка Российской Федерации 2. Административные акты субъектов Федерации: а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации; в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации; г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве); д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации. IV. Любые нормы права, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. V. Правовая роль публичных договоров, содержащих нормы административного права в России достаточно велика. Существуют четыре вида публичных договоров: 1. Международные договоры. В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам Российской Федерации. 2. Федеративные договоры - договоры между Российской Федерацией и ее субъектами. 3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д. 4.Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации. VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных странах суды стали главными творцами современного административного права. Такое явление было вызвано тем, что они первыми столкнулись с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным регулированием административной деятельности и начали активно формулировать процессуальные и даже материальные нормы административного права. В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права: 1. Акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. 2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о соответствии Конституции России и федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они нормативно нигде не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (например, распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти. 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Нормативные правовые акты подразделяются по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); - совместные акты (государственных и негосударственных организаций); - нормативные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: - общефедеральные; - акты субъектов Федерации; - акты органов местного самоуправления; - локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают: - акты неопределенно длительного действия; - временные акты. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Нормативно-правовые акты также подразделяются по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, семейное, уголовное, трудовое законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они объединяют нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, военное, морское, торговое законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.
Страницы: 1, 2, 3
|