на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние иностранного права на русское право
p align="left">При этом петровская рецепция права сопровождается и значительными изменениями в системе государственного управления. Созданы регулярные армия и флот, знатность происхождения как основание занятия государственных должностей заменена принципом выслуги и служилой пригодности (Табель о рангах 1722 года), приказная система управления и боярская дума уступили своё место министерствам, создавались предпосылки для формирования профессиональной школы, в том числе и юридической, создание Синода, которое лишний раз подтвердило главенство светской власти над церковной Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 164-167.. Фактически Россия подверглась «темповой модернизации», в том числе её государство и право, на базе западных ценностей и идей.

Система государственного управления при этом заимствовалась у Швеции, модели профессиональной подготовки юристов и государственных служащих - у Франции и Германии. Одновременно предпринималась попытка восприятия западной идеи, согласно которой право рассматривалось как особый способ решения социальных противоречий. Развитие российского права на западный манер стало определяться все более нарастающим стремлением к приведению жизни в порядок на основе разумного понимания целей индивидуальной и общественной жизни.

Достаточно интересным представляется тот факт, что рецепция западного права не ограничивалась копированием только правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, заимствовались также основные правовые институты и принципы функционирования правовых систем. Так, составленный в 1766 году Екатериной II «Наказ», направленный Уложенной комиссии, содержал принципы правовой политики, а также принципы, которым должно соответствовать российское законодательства. В «Наказе» заимствования из трактата Ч.Беккариа "О преступлениях и наказаниях", трактата Ш.Монтескье "О духе законов", "Энциклопедии" Д.Дидро и д'Аламбера составили более 80% статей (всего их было 526) и 90% текста. Проникновение в XVIII веке в Россию идеи естественного права послужило, по мнению В. Н. Синюкова, основой для формирования современной российской теории права, возникшая как компиляция сугубо европейских доктрин естественного права в его абсолютистских интерпретациях, чуждых русскому правовому сознанию и традициям русской общественно-политической и философской мысли Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994. С. 119-120. .

XVIII век в истории русского права был ознаменован тотальной рецепцией права западноевропейского образца, тем не менее довольно существенные реформы, затронувшие все сферы общественной жизни, не получили должного отражения в области частного права. «Русский народ продолжал жить в соответствии с обычаями, только управляла им более эффективная и властная администрация. Два русских царя - Петр I и Екатерина II - не смогли осуществить предполагавшийся ими пересмотр Уложения царя Алексея Михайловича, чтобы принять по предложению

Петра кодекс шведского образца, а по предложению Екатерины - кодекс, составленный в духе школы естественного права» Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967..

Во многом определяющим событием для России в начале XIX века стала Отечественная война 1812 года и последовавший за ней заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.). Результатом этих событий стало практически первое непосредственное знакомство русского народа с западноевропейской культурой. Однако однозначной оценки в русском обществе цивилизация Западной Европы не получила. Для одной части общества это стало очередным подтверждением самобытности пути развития России, для других - возможностью созерцания наглядного примера зарубежного образца жизни общества, в том числе и правового. Первыми, кто наиболее колоритно заявил о необходимости кардинальных изменений, стали декабристы, придерживавшиеся получивших распространение на Западе идей конституционализма. К середине века как результат ознакомления русского общества с западным возникли течения западников и славянофилов. Первые, как и декабристы, выступали за продолжение культурного диалога с Западом, вторые - за самобытность развития России, поддерживая идею официальной народности. Спор между этими течениями внёс немалый вклад в развитие русской общественной мысли, в том числе и правовой.

XIX век в истории права получил название века кодификаций. В первую очередь это относится к государствам Западной Европы, где широкое распространение получили буржуазные идеи, основанные на принципах общественного договора и естественного права. Среди таких государств наиболее ярким примером является Франция, где в начале XIX века были приняты пять кодексов, называемых кодексами Наполеона. В России же систематизация законодательства тесно связана с именем М. М. Сперанского, результатом работы которого стало создание Полного собрания законов Российской Империи, а затем и Свода законов Российской Империи. Новеллой Свода явилось деление права на публичное и част-ное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к рим-скому праву. Эти группы законов М.М. Сперанский называл государственными и гражданскими Летяев В.А. Рецепция римского права в России ХIХ -- начала ХХ в.(историко-правовой аспект). -- Волгоград: Издательство Вол-ГУ, 2001. C. 53.. Можно говорить о том, что в первой половине XIX века рецепция иностранного права в России проявилась не столько в восприятии конкретных правовых норм, институтов, отраслей или других элементов правовой системы, сколько в заимствовании идеи систематизации законодательства как наиболее рационального способа стабилизации и упорядочивания законодательной базы и правовой системы вообще,.

Рецепция же непосредственно права в Росси воспринималась неоднозначно, и, в первую очередь, это касалось права гражданского. Систематизация гражданского права в 1832 году была проведена впервые. По мнению М. М. Сперанского российское законодательство должно основываться исключительно на национальных правовых нормах. Однако, начиная с момента принятия первой редакции Свода законов, немало исследователей оспаривали факт использования при его составлении только национальных норм и институтов. Точки зрения на эту проблему были различны: одни считали, что Свод законов полностью копировал статью Французского гражданского кодекса 1804 года, другие полагали, что из Французского кодекса была позаимствована лишь конституирующая часть, основанная ещё на римском праве, третьи отстаивали национальную исключительность и неповторимость Свода.

В начале XIX века как результат диалога с Западной Европой в России продолжает своё интенсивное развитие юридическая наука. Тенденции её развития во многом совпадают с развитием права, то есть заимствуется большое количество материала различных правовых школ (исторической, естественно-правовой) и философских течений (немецкая философия), который через некоторое время перерабатывается и приобретает неповторимый российский «оттенок». Так, например, идеи немецкой исторической школы права в России трансформировались в идею официальной народности и «государственную школу» историков русского права и государства. Хотя, с другой стороны, следует говорить не столько о влиянии на отечествен-ное правоведение немецкой исторической школы права, сколь-ко об идейном совпадении немецкой концепции с русской идеологией «православия, самодержавия, народности» Летяев В.А. Рецепция римского права в России ХIХ -- начала ХХ в.(историко-правовой аспект). -- Волгоград: Издательство Вол-ГУ, 2001. С. 64.. Развитие юридической науки, в свою очередь, определило и развитие школы подготовки профессиональных юристов.

По мнению В. А. Летяева, XIX век стал ключевым этапом восприятия российской правовой системой римского правового наследия: «Наследие римского права стало важнейшей составляющей, на которой выстраивалось развитие русского права и отечествен-ного правоведения. Оно помогало русскому праву, при сохранении своих самобытных черт, довести свою систему до научных тео-ретических образцов, содержащихся в римском праве. И это, на наш взгляд, нисколько не принижало отечественное право, напро-тив, поднимало его понятийно-категориальный аппарат, русскую правовую науку и образование юристов до современного уровня развития европейской юридической науки» Рецепция римского права в России XIX - начала XX в. (Историко-правовой аспект) : автореферат дис. на соиск. учен. степ. д. ю. н. Саратов, 2001./ Летяев В. А. С. 16...

Хотя, нужно отметить, что римское право не реципировалось, да и не могло реципироваться напрямую, от первоисточника. Сложно представить, что более чем через тысячелетие, пройдя через далеко не одну правовую систему, оно полностью сохранило свой первозданный вид и в этом самом виде влилось в русское право, однако его роль в формировании современного образа права, в том числе и российского, сложно переоценить.

Тотальная рецепция западного права российской правовой системой протекала несколько отлично от стран Запада по причине существенных различий в общественном мировоззрении между этими цивилизациями.

Вестернизация государства и права в России осуществлялась в результате реформ, т.е. она осуществлялась по воле и по инициативе монарха, а, следовательно, в России продолжало существовать восприятие права как приказа власти. Этот взгляд был необычайно близок русско-византийской традиции правопонимания и сильно отличался от копируемого западного образца, который ориентировался на разделение государства и гражданского общества и включал в качестве универсальной правовой парадигмы "борьбу за право" (выражение, приписываемое одному из самых известных немецких правоведов XIX в. Р.Иерингу Иеринг Р. Цель в праве. Т.1. Спб., 1881.), то есть борьбу индивида за свои права, которая является его обязанностью, как в отношении его самого, так и идеи права, на которой основывается стиль судопроизводства западных стран. Тем самым рациональность права и государства, внедрявшаяся в России была всего лишь одной из форм западного рационализма. Вместо рациональности как свободы разумного выбора каждым индивидом своего варианта действия, была воспринята рациональность как утилитарный расчет, объединение различных социальных факторов ради того, чтобы добиться наиболее оптимального, с точки зрения объединяющего, поведения своего и окружающих. В России этим "объединяющим" выступила публичная власть, а ее воля -- воплощением разумности права.

Копирование западного опыта в сфере правового развития страны шло от прямого копирования (перевода и принятия) источников зарубежного права к созданию собственных источников на основе заимствованных принципов. Например, в области уголовного права, правового регулирования земства, государственных финансов, государственного управления и административного права в XVIII веке Россией был заимствован практически весь массив действовавших нормативно-правовых предписаний и применявшихся юридических конструкций Абрамов В.Ф. Теория местного самоуправления на отечественной почве // Полис. 1998. № 4. С. 152-154. Мушкет И.И., Хохлов Е.Б. Полицейское право России: проблемы теории. Спб.: СПбГУ, 1998. С. 62-78. Наумов А.В. Сближение правовых систем как итог развития уголовного права в ХХ в. и его перспектива в ХХ1 в. // Государство и право. 1998. № 6; Погосян Н.Д. Формирование статуса счетной палаты Российской Федерации (историко-правовые аспекты и некоторые современные проблемы) // Государство и право. 1998. № 4; Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: "Комплект", 1992. С. 334-345.. Однако в дальнейшем, российское правоведение, восприняв идеи западного права, вполне самостоятельно формулировало конкретные нормативно-правовые предписания в данных отраслях законодательства. Что даже получило идеологическое подкрепление в укрепившемся в XIX в. русской юридической науке убеждении, согласно которому: «...Закон есть отчина в каждом обществе. Самостоятельное общество, пока оно самостоятельно, не может подчиниться чужим законам, принесенным со стороны; подчинение чуждым законам есть уже явный признак падения общества. Законы должны вытекать из исторической жизни народа» Беляев И.Д. История русского законодательства. Спб.: Лань, 1999. С. 22.. В 1804 году на это обстоятельство указал в своем докладе императору Александру I князь П.В.Лопухин Беляев И.Д. Указ. соч. С. 22., заведовавший тогда комиссией составления законов Российской империи. Аналогичное представление о праве, как специфически национальном явлении, возобладало в деятельности комиссии М. М.Сперанского, составившей по поручению Николая I Полное собрание законов и Свод действующих законов Российской империи Кола Д. Противоречия в конституционной истории СССР/России и строительство многонационального правового государства // Полис. 1998. № 6. С. 68. . Очевидно, что к началу XIX века российское право уже было по своей природе и внутренней организации скорее западным, чем византийским. Но столь же очевидно, что в XIX веке Россия была в состоянии не просто копировать западные образцы, а применять идею западного права творчески и самостоятельно. Для России такой путь постепенной рецепции западного права -- от прямого копирования к творческому освоению -- был тем более естественным, поскольку Россия сохраняла свою суверенность и православное своеобразие в рамках христианского мира.

Рецепция иностранного права в России в течении XVIII-XIX веков носила волновой характер. Таких «импульсов» рецепции западного права было несколько. Первым стали государственно-правовые реформы начала XVIII века, результатом которых стали заимствования из шведского, датского, немецкого и французского права, а также формирование многоотраслевой системы права. Далее последовали обширные систематизирующие и кодификационные работы начала XIX века, которые сопровождались утверждением юриспруденции как науки, сферы профессиональной деятельности и образования, а также отказом от тотального копирования зарубежных нормативно-правовых актов и попытками создания собственной правовой системы, построенной на принципе рационализма. Следующим этапом стали государственно-правовые реформы второй половины XIX века, ставшие результатом поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.). Государственно-правовые реформы и развитие теоретического правоведения были ориентированы преимущественно на Германию и Францию, наиболее важные законопроекты подготавливались с учётом мирового опыта решения проблем в соответствующих сферах общественной жизни Гессен И.В. История русской адвокатуры. Т. 1. Адвокатура, общество и государство (1864-1914). М.: "Юристъ", 1997. С. 38-58., судебная реформа привела к упрочению высокого общественного статуса юристов Кони А.Ф. Присяжные заседатели // Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. Л.: Лениздат, 1991. . Реформы начала XX века сопровождались волной демократизации, образцом для которой выступили западные страны, добившиеся политического, культурного и экономического превосходства в мире, стала развертываться международная унификация права, по крайней мере, в рамках европоцентричного мира Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы. М.: "Международные отношения", 1998. С. 9-11, 85-98..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.