на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воинская часть, ее гражданско-правовое положение
озможность участия военных организаций в договорных отношениях, их выступления в суде от своего имени ввиду отсутствия нормативного оформления статуса юридического лица нередко отрицается в судебной инстанции, хотя фактически закреплена в Положении о войсковом (корабельном) хозяйстве, а также в Наставлении по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации и других нормативных правовых актах.

По общему правилу, установленному гражданским законодательством, военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации (поскольку иное в отношении военных организаций в законе не установлено) путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется налоговыми органами по месту нахождения (дислокации) военной организации. При осуществлении такой регистрации необходимо руководствоваться письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "К вопросу об особенностях государственной регистрации воинских частей" от 9 декабря 2002 г. N ФС-6-09/1894, в соответствии с которым при приеме налоговыми органами сообщений от организаций, подведомственных органам управления (специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в области обороны), в Единый государственный реестр государственных лиц включаются сведения только о юридических лицах. Запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица, может содержаться в распорядительном акте о создании и в обязательном порядке должна содержаться в уставе (положении) юридического лица. В случае если статус организации как юридического лица не определен, запись в Единый государственный реестр юридических лиц не вносится, а заявителю выдается (направляется) соответствующее уведомление. Вместе с тем согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами" от 22 сентября 2003 г. N ММ-6-09/986 ИНН присваивается воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации независимо от их правового статуса.

Таким образом, государственные органы (в частности, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) фактически признают юридическими лицами военные организации, официально не зарегистрированные в качестве юридического лица (поскольку согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в качестве налогоплательщиков налоговые органы могут учитывать лишь организации - юридические лица).

К такой точке зрения зачастую склоняется и судебная практика (см., например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 апреля 1998 г. N 6068/97) при решении вопроса о наличии у той или иной воинской части или другой военной организации необходимых признаков юридического лица, уточняя при этом, что факт отсутствия регистрации военной организации как юридического лица не может быть принят во внимание, если на момент ее создания государственная регистрация военных организаций не требовалась.

Следует также отметить обязанность военных организаций встать на налоговый учет во всех местах их дислокации и независимо от наличия у них статуса юридического лица, поскольку в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

В связи с вышесказанным следует обратить внимание на то обстоятельство, что указанная норма не учитывает специфику деятельности военных организаций, которая предполагает зачастую скрытность как места дислокации войск, так и места нахождения военного имущества, поэтому сведения, содержащие такую информацию, могут иметь ограниченный доступ и составлять государственную тайну. Поэтому выполнить данные требования закона военным организациям представляется порой достаточно сложным, поскольку это может привести к разглашению секретной информации и нанести ущерб государственным интересам, подорвать обороноспособность государства, его безопасность.

Статус юридического лица может быть придан как ранее созданной, так и вновь создаваемой военной организации и реализуется в порядке, установленном гражданским законодательством. Вместе с тем следует учитывать, что военные организации, ведущие свое хозяйство на правах отдельной воинской части, по сути, в полном объеме обладают признаками юридического лица, установленными действующим гражданским законодательством.

Решение о придании военной организации статуса юридического лица принимается, как правило, Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который, по сути, осуществляет в определенной ему мере права собственника имущества указанной военной организации.

Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального казенного предприятия, является Правительство Российской Федерации.

Военная организация действует, как правило, на основании устава или положения о ней, которые могут утверждаться Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, или руководителем иного органа военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Так, в частности, Президент Российской Федерации утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями, в соответствии с которыми оно утверждает положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Министр обороны Российской Федерации утверждает положения о главных командованиях видов Вооруженных Сил, о группах войск, флотах, об органах военного управления Вооруженных Сил и подразделениях, входящих в структуру Министерства обороны.

В учредительных документах военной организации - юридического лица должны содержаться сведения, предусмотренные ГК РФ и другими федеральными законами.

Военная организация как юридическое лицо может создавать свои представительства и филиалы в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Органом военной организации - юридического лица является руководитель этой военной организации. Если согласно штатному расписанию военной организации, ее филиалов или представительств должность руководителя является воинской, то назначение руководителя военной организации - юридического лица, руководителей ее представительств или филиалов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе для назначения военнослужащих на воинские должности. Такое же правило действует и в отношении других должностных лиц военных организаций.

Следует отметить, что военным законодательством на руководителя военной организации как командира-единоначальника возлагаются широкие полномочия по всестороннему обеспечению жизни и быта личного состава, поддержанию высокого правопорядка и воинской дисциплины, боеготовности вверенной ему военной организации, а в военное время - выполнению боевых задач. Кроме того, следует учитывать, что гражданская правосубъектность воинской части (другой военной организации) реализуется ее органом - командиром (начальником) военной организации, который по своему статусу является распорядителем кредитов. Свои полномочия распорядителя кредитов командир (начальник) военной организации реализует, распоряжаясь средствами военной организации, находящимися на ее лицевом счете, открываемом в соответствующем территориальном органе федерального казначейства.

Военные организации согласно действующему гражданскому законодательству могут создаваться и действовать как юридические лица в следующих организационно-правовых формах:

- федеральное государственное учреждение;

- федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие);

- федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Вместе с тем в некоторых войсках, формированиях и органах прямо устанавливается порядок регистрации военных организаций - юридических лиц и перечень организационно-правовых форм, в которых они могут существовать. Так, например, в соответствии с п.5 Положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. N 1418) воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут выступать в качестве федеральных государственных унитарных предприятий или государственных учреждений, являющихся юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Организационно-правовая форма военной организации - юридического лица определяется учредителем при ее создании или реорганизации.

Таким образом, условно все военные организации можно разделить по гражданско-правовому статусу на военные организации - юридические лица (т.е. имеющие в наличии все установленные законодательством признаки юридического лица) и военные организации, не являющиеся юридическими лицами (т.е. не имеющие всех необходимых признаков юридического лица). В качестве наглядного примера военной организации, не являющейся юридическим лицом, можно привести военную кафедру невоенных образовательных учреждений, которая является структурным подразделением этого учреждения и подчиняется его ректору, несмотря на то, что должности профессорско-преподавательского состава замещаются военнослужащими, осуществляющими свою служебную деятельность в соответствии с военным законодательством, воинскими уставами и другими актами военного права.

В свою очередь, военные организации - юридические лица могут подразделяться на коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками). К некоммерческим военным организациям относятся в первую очередь воинские части, военные госпитали, военные суды и военные прокуратуры, военные комендатуры, военные комиссариаты, военные образовательные учреждения и др. К коммерческим военным организациям можно отнести военные заводы, военные совхозы, предприятия военной торговли, предприятия военно-строительного комплекса и т.п.

Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов могут создаваться для участия в гражданском обороте только в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения (далее - военное учреждение).

Военным учреждением признается состоящая на полном или частичном финансировании из федерального бюджета некоммерческая военная организация, созданная государством в лице уполномоченных им органов для осуществления функций в области обороны страны и безопасности государства.

Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, является, как правило, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который осуществляет права собственника имущества указанной военной организации в пределах предоставленных ему полномочий.

В частности, в соответствии с действующим законодательством министр обороны Российской Федерации наделен полномочиями, в соответствии с которыми он создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил, а также принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Формирование военной организации - сложный и многоступенчатый процесс, который осуществляется, как правило, на основании директивы (приказа) вышестоящего уполномоченного командира (командующего), в которой указывается следующее: воинская часть (соединение), на которую возлагается формирование; сроки формирования; порядок укомплектования личным составом, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами; порядок выделения земельных участков, казарменно-жилищного фонда и квартирного имущества, а также другие наиболее важные организационные вопросы.

В установленных законодательством случаях учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, является Правительство Российской Федерации. Например, такое правило установлено для высших военно-учебных заведений в п.2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.