на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вопросы правоведения
p align="left">Обязательства вследствие причинения вреда -- это такие гражданско-правовые обязательства, в силу которых потерпевший (кредитор) имеет право требования от причинителя (должника) полного возмещения противоправно причиненного вреда, что направлено на ликвидацию последствий правонарушения, на восстановление имущественного состояния потерпевшего.

1.Вред, причиненный государственными и муниципальными органами или их должностными лицами в результате издания акта, противоречащего закону. Он подлежит возмещению независимо от вины органа, издавшего акт, за счет казны Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования. Также независимо от вины следователя, прокурора, суда подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного применения заключения под стражу и подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

2.Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним). За него отвечают его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. ГК РФ предусматривает правило, согласно которому такой вред, но причиненный в то время, когда несовершеннолетний находился под надзором учебного заведения, воспитательного, лечебного учреждения либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, возмещается этим учреждением или лицом, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Однако, если у них нет имущества, достаточного для возмещения, к ответственности субсидиарно привлекаются их родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

3.Вред, причиненный недееспособным гражданином. Возмещается его опекунами или организацией, обязанной осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

4.Вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Возмещается самим причинителем вреда. Данное правило введено с целью защиты семьи этого гражданина, ведь он был ограничен в дееспособности не просто по причине злоупотребления алкоголем и наркотиками, а потому, что он ставил свою семью в тяжелое материальное положение.

5.Вред, причиненный источником повышенной опасности. За

него ответственность несет собственник источника повышенной опасности, а также лицо, владеющее им на законном основании (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т. д.). Под источником повышенной опасности следует понимать предметы материального мира, которые в процессе использования могут проявить вредоносность, не в полной мере поддающуюся контролю человека: транспортные средства, электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и т. п.

6. компенсация морального вреда, т. е. физических и нравственных страданий гражданина. Моральный вред может быть возмещен не во всех ситуациях, а только в случаях, предусмотренных законом.

Во-первых, моральный вред может быть причинен нарушением личных неимущественных прав, например, распространением сведений, порочащих честь и достоинство, причинением вреда жизни и здоровью, незаконным осуждением, заключением под стражу и др. Подлежит возмещению моральный вред, причиненный любым нарушением личных неимущественных прав.

Во-вторых, моральный вред может быть причинен нарушением имущественных прав гражданина. Такой вред подлежит компенсации только в случаях, специально предусмотренных законом: например, при нарушении прав потребителя и др.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения -- это такие гражданско-правовые обязательства, в силу которых одно лицо обязано возместить вред, причиненный другому лицу в результате приобретения или сбережения имущества за счет другого без достаточных оснований.

1. Приобретение имущества за счет другого лица означает увеличение объема имущества у одного лица без соответствующих затрат и одновременное его уменьшение у другого. Например, лицо повторно отдает заимодавцу сумму долга.

Сбережение имущества за чужой счет -- это ситуация, когда лицо должно было израсходовать свои средства, но не сделало этого благодаря затратам другого лица. Например, по платежному поручению одного лица кредитное учреждение ошибочно списало деньги со счета другого лица.

Имуществом, подлежащим возврату по правилам о неосновательном обогащении, могут быть только вещи, определяемые родовыми признаками (деньги, ценные бумаги на предъявителя, зерно, картофель, молоко и т. п.).

2.Приобретение или сбережение имущества должно произойти без достаточных оснований, т. е. не основываться на законе или на сделке. Случаются такие ситуации, когда в момент приобретения или сбережения имущества у лица имелось законное основание на такие действия, однако впоследствии это основание отпало. Например, суд признал недействительной частично исполненную сделку. В этом случае все полученное по недействительной сделке, если иное не предусмотренное законом, возвращается по правилам о неосновательном обогащении.

3.В действиях приобретающего (сберегающего) не должно быть вины до и в момент приобретения, т. е. это лицо не должно знать о том, что имущество попало к нему без законного основания . Другими словами, лицо должно заблуждаться в том, кому принадлежит имущество. Достаточно часто бывает так, что впоследствии, поразмыслив об источниках получения данного имущества, лицо предпочтет умолчать об этом имуществе и оставить его за собой. С этого момента неосновательный приобретатель отвечает за всякую, в том числе и за случайную, недосдачу или ухудшение имущества, а также должен возместить потерпевшему все доходы, которые он извлек или должен был извлечь из этого имущества. При наличии вины приобретателя имущества до и в момент приобретения (сбережения), т. е. если он знал или должен был знать, что приобретает (сберегает) имущество за чужой счет без законного основания, применяются правила о возмещении вреда.

Обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения, направлены на возмещение затрат лицам, действующим в чужом интересе.

1.К категории действий, произведенных без поручения и дающих право на возмещение убытков, относятся действия по предотвращению вреда личности какого-либо лица, по предотвращению вреда его имуществу, исполнения его обязательства, которое отвечает действительным и вероятным интересам какого-либо лица и совершается для его выгоды и пользы (например, сосед отремонтировал поврежденную ветром крышу дома, жители которого временно уехали).

2.Данные действия совершаются в условиях невозможности уведомления заинтересованного лица, т. е. без его поручения. Если лицо, в интересах которого предпринимались действия, одобрит их, то к отношениям этих лиц применяются правила о договоре поручения. Если заинтересованное лицо не одобрило такие действия, у лица, действовавшего в чужом интересе, сохраняется право на возмещение необходимых расходов, иного реального ущерба, понесенного им при выполнении таких действий.

3.В случае устранения угрозы имуществу размер возмещения не должен превышать стоимости имущества.

4.Действия, совершенные после того, как лицо получило сведения о неодобрении их заинтересованным лицом, не влекут возникновения права на возмещение реального ущерба. Действия с целью предотвращения опасности для жизни лица, оказавшегося в опасности, допускаются и против воли этого лица, а исполнение обязанности по содержанию кого-либо -- против воли того, на ком лежит эта обязанность. Ущерб, понесенный при выполнении таких действий, безусловно подлежит возмещению.

28. Понятие, предмет, источники и функции трудового права

Удовлетворение повседневных потребностей осуществляется человеком в процессе его деятельности. Материальные и нематериальные блага, необходимые для собственного существования, он создает в результате совместной, целенаправленной и осознанной деятельности, которая называется трудом. Эта деятельность и отношения в процессе создания материальных и нематериальных благ нуждаются в регулировании.

Трудовое право - это система правовых норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих. Его нормы регламентируют порядок возникновения, развития и прекращения трудовых правоотношений, режим труда и трудовую дисциплину, меру труда и вознаграждение за него, гарантии и компенсации, вопросы охраны труда, трудовые споры и ряд других важных вопросов трудовой деятельности.

Источниками российского трудового права являются акты компетентных органов государства, регулирующие трудовые правоотношения. К ним относятся: международные договоры с участием РФ, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции (уставы,) субъектов РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров предприятий, фирм и т. п., решения органов местного самоуправления.

Поскольку система рыночных отношений в Российской Федерации лишь создается, то и новое законодательство о труде находится в стадии становления. Народу с Конституцией РФ, которая определяет основополагающие принципы правового регулирования (ст. 37), в стране действует Кодекс законов о труде РСФСР 1971 года (с изм. от 30 апреля 1999 года).

Кроме этого, важную роль играют федеральные законы, например, "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г., с изм. и доп.), или "О коллективных договорах и соглашениях" (1992 г., с изм. от 1 мая 1999 года), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996), "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (1993, с изм. от 17 МЮля 1999 года), "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г., с изм. от 2 марта 1998 года), "Об основах государственной службы Российской Федерации" (1995 г., с изм. от 18 февраля 1999 года).

Сюда же следует отнести указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам труда и занятости, которые призваны быстро реагировать на изменения в сфере трудовых отношений.

Названные нормативно-правовые акты распространяются на все трудовые правоотношения в пределах территории Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования трудовых правоотношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, в значительной мере зависят от дополнительных договоров между РФ и субъектами о разграничении полномочий в этой области. Правовые акты, изданные субъектами РФ, действуют в пределах их территориальных границ.

Правовые акты, издаваемые министерствами, комитетами, ведомствами, действуют, как правило, в пределах соответствующей отрасли. Но из этого правила есть исключения, например, отдельные акты, издаваемые Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом по экологии РФ в области трудовых правоотношений, распространяются и на работников других отраслей.

Правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, фирм и организаций, распространяются на территорию самоуправления, и, соответственно, на членов трудового коллектива. В качестве локальных источников регулирования условий труда выступают коллективные договоры, индивидуальные трудовые договоры (контракты) и т. п. Их значение в условиях рыночной экономики будет возрастать.

Все указанные акты в области трудового права не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и не ухудшать правового положения работников.

Функции трудового права это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Трудовое право выполняет и такие общие для всего российского права функции, как регулятивная и охранительная. Специфичные для трудового права функции направлены на достижение целей и задач норм данной отрасли права. Выделяют пять функций трудового права.

1.Социальная функция. Она отражается в нормах по содействию занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего измени, меры труда, оплаты труда, компенсаций и т. д.

2. Защитная функция. Она выражается в установлении нормального уровня условий труда, в непрерывном его повышении договорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав. Эта функция трудового права действует на всех стадиях правового регулирования труда, т. е. при создании норм трудового законодательства, при их применении, при их профилактике от нарушений и при разрешении трудовых споров, восстановлении нарушенных прав. Поэтому защитная функция трудового нрава отражается в нормах большинства институтов трудового права: института обеспечения занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, охраны труда, надзора и контроля, рассмотрения трудовых споров .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.