на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
сновными задачами обыска проводимого по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий являются:

1) обнаружение и изъятие предметов воздействия на несовершеннолетнего с целью вовлечения в совершение антиобщественных действий;

2) отыскание и изъятие следов, а также других предметов и документов, имеющих значение для дела;

3) отыскание и изъятие средств, ценностей, имущества, полученных от вовлечения в преступление или занятия несовершеннолетним антиобщественными действиями (например, попрошайничеством).

В процессе расследования уголовных дел возможно производство и других следственных действий, таких как, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и другие.

Виды следственного эксперимента, проводимого при расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, зависят, прежде всего, от преступления, в которое был вовлечен несовершеннолетний, а также от способов его совершения.

Следственный эксперимент проводиться с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях. Содержанием данного следственного действия является производство опытов, организация непосредственного наблюдения за реальными явлениями, действиями и процессами.

По мнению специалистов-психологов следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно.

Данное обстоятельство можно продемонстрировать на одном из многочисленных примеров следственной практики. Так, обвиняемый в краже из магазина путем проникновения в помещение через форточку, некто гражданин Н., на допросе заявил, что совершил это преступление в одиночку без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть в помещение таким способом оказались безуспешными, причем это было очевидно для всех участников следственного эксперимента. Обвиняемый вынужден был признаться, что у него был соучастник-несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь Уголовное дело Тракторозаводского РУВД г. Челябинска № 103300..

При расследовании вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления следует шире использовать проверку показаний на месте. В ходе расследования в большинстве случаев на месте приходиться проверять показания подростков, при проведении данного следственного действия несовершеннолетнему должна предоставляться полная самостоятельность и инициатива в выборе маршрута, показе объектов (предметов) и демонстрации определенных действий. В процессе всего следственного действия недопустимо какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки.

Всякий раз при проведении данного следственного действия следует стремиться получить детальные показания несовершеннолетнего. Это позволяет установить роль каждого подозреваемого (обвиняемого) в совершенном преступлении. Нужно чаще использовать тактический прием, заключающийся в том, что несовершеннолетний, чьи показания проверяются, дает объяснения с так называемым "упреждением".

Необходимым тактическим положением данного следственного действия является наблюдение за поведением несовершеннолетнего. Следователь (дознаватель) должен уметь устанавливать действительное соотношение его действий и пояснений, мысленно сопоставлять и правильно их оценивать.

При расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления часто возникает необходимость проверки на месте показаний как несовершеннолетнего, так и взрослого вовлекателя. В этом случае рассматриваемое следственное действие должно осуществляться с каждым из них в отдельности.

§ 3. Особенности допроса свидетелей и вовлеченного в совершение преступления

При допросе свидетелей по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий должны быть выяснены следующие вопросы:

1) кто, когда и где занимался вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий;

2) сколько фактов (эпизодов) вовлечения известно ему; известны ли свидетелю мотивы действий преступника;

3) каков способ (способы) совершения преступления;

4) время, в течение которого длится преступная деятельность подозреваемого;

5) какими сведениями он располагает о личности подозреваемого, вовлекаемого несовершеннолетнего, об их взаимоотношениях, родстве;

6) известны ли ему конкретные причины, побудившие подозреваемого совершить действия, ответственность за которые предусмотрены ст.150 и 151 УК РФ;

7) какие обстоятельства, по мнению свидетеля, способствовали достижению подозреваемым преступного результата Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под редакцией В. Лебедева. - М.: Спарк, 2004. С. 188..

Достоверность показаний свидетелей, являющихся очевидцами преступления, от ряда факторов, объективных и субъективных, среди которых можно выделить:

1) время, прошедшее с момента восприятия события;

2) отсутствие или наличие у очевидца интереса к наблюдаемому событию;

3) мотивы и чувства, побудившие лицо наблюдать;

4) психологический фон, на котором происходило восприятие;

5) опыт допрашиваемого и т.д. Скичко О.Ю. нравственные основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. - 2005. - № 9. - С. 23-24.

Основным недостатком содержания протоколов допроса очевидцев по делам рассматриваемой категории является отсутствие или самое общее описание действий виновного. Типичные сведения о характеристике таких действий в протоколах допроса составляли фразы: "сильно уговаривал.", "угрожал", "что-то обещал" и т.п.

Если свидетель затрудняется вспомнить интересующие следствие событие или какую-то важную часть, следователь для оказания помощи очевидцу может прибегнуть к следующим тактическим приемам:

1) постановке вопросов, активизирующих возникновение у допрашиваемого ассоциаций;

2) предъявление свидетелю различных, связанных с преступлением объектов, имеющих значение вещественных доказательств.

Особую специфику по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений имеет допрос несовершеннолетних, как свидетелей, так и вовлекаемых. Подготовка и проведение допроса таких лиц требует особой тщательности. Несовершеннолетний в зависимости от того, осознает ли он в силу своего возраста характер действий виновного, о которых ему предстоит давать показания, может испытывать стеснение от присутствия знакомых, близких ему лиц (педагога, родителя, родственника).

По делам данной категории, виновными нередко являются родители, иные близкие родственники несовершеннолетнего. Поэтому следователю приходится разъяснять несовершеннолетнему положения ст.51 Конституции РФ о праве не давать показания в отношении самого себя и близких родственников, и здесь же, в присутствии родственников, участвующих в допросе, получать его согласие на дачу необходимых показаний.

Следователю нередко приходится сталкиваться с отказом родителей несовершеннолетнего, ставшего очевидцем совершения преступления, предусмотренного ст.150 и 151 УК РФ, от явки для допроса. При этом, со стороны родителей такие действия объясняются "нежеланием продолжать моральное разложение ребенка" и иными подобными доводами. Поэтому поиск компромисса между интересами следствия и заботой о моральном здоровье подростка является задачей следователя. В данной ситуации можно рекомендовать до начала допроса согласовывать с родителями содержание и форму вопросов, которые следователь намерен поставить перед допрашиваемым Воробьев П.Г. О предмете допроса особой категории свидетелей // Адвокатская практика. - 2008. - № 1. - С. 15-16..

Известную сложность представляет допрос вовлеченного в совершение преступления.

Это связано, во-первых, необходимостью изобличать в совершении преступления нередко своих близких родственников; во-вторых, он должен вспомнить и рассказать как минимум о трех совершенных в отношении него фактов вовлечения за определенный период времени; в-третьих, давать показания о собственном поведении в совершении преступления.

Решая первую задачу, необходимо учитывать, что несовершеннолетний может говорить неправду в угоду родителей, близких родственников, знакомых, если они заинтересованы в исходе дела, в этом случае, если несовершеннолетний достиг 16 лет, ему необходимо разъяснить норму, определяющую ответственность за дачу ложных показаний.

Во второй задаче необходимо учитывать, что несовершеннолетнему нередко трудно вспомнить конкретные факты. Это связано с тем, что они уже участвовали в совершении преступления или антиобщественных действий совместно со взрослыми, и интересующие следствие факты ничем не отличались от других, в связи с чем и не запомнились несовершеннолетнему.

При решении третьей задачи необходимо отметить, что многие несовершеннолетние сами не отличаются образцовым поведением. Понимая, что в ходе допроса им придется оценивать свое поведение, они будут умалчивать отдельные факты. Этому же способствует страх, что их поведение станет известно родителям, близким, друзьям и будут предметом обсуждения. В данном случае следователю необходимо показать, что ему известны не только основные, но и мелкие факты жизни подростка, что приведет последнего к выводу о необходимости дать правдивые показания.

§ 4. Назначение и производство судебных экспертиз

По делам рассматриваемой категории заключение экспертизы является одним из основных источников доказательств. При их расследовании возникает необходимость назначения и производства следующих экспертиз:

1) судебно-медицинской (живого лица в отношении несовершеннолетнего подвергнувшегося физическому насилию; по документам; установления возраста);

2) cудебно-химическая;

3) судебно-пищевая;

4) судебно-наркологическая;

5) судебно-психологическая;

6) судебно-психиатрическая.

Кроме этого, по делам рассматриваемой категории с различной частотой назначались следующие экспертизы: почерковедческая, судебно-баллистическая, дактилоскопическая, судебно-биологическая.

Назначение судебно-медицинской экспертизы в отношении несовершеннолетнего необходимо в связи с причинением ему физического насилия связанного с его вовлечением. Нередко несовершеннолетние имеют различные телесные повреждения и не связанные с совершением данного преступления, однако утверждают об этом. Поэтому одной из целей назначения данной экспертизы является установления времени образования телесных повреждений, механизма их образования при тех обстоятельствах, на которые указывает несовершеннолетний.

Судебно-медицинская экспертиза по документам проводится в тех случаях, когда в материалах предварительной проверки находятся материалы по факту причинения телесных повреждений по первым случаям вовлечения (например, судебно-медицинское освидетельствование).

Судебно-медицинская экспертиза возраста несовершеннолетнего проводится в том случае, когда следователь не располагает сведениями о возрасте и принятыми мерами не найдено документальное подтверждение.

Предметом исследования при производстве судебно-химической экспертизы выступают вещества, используемые виновными в качестве одурманивающих. В зависимости от обстоятельств дела перед экспертом ставятся следующие вопросы:

1) к какой категории веществ относятся представленные образцы: наркотическим, психотропным, сильнодействующим, одурманивающим, ядовитым;

2) если к одурманивающим, не входят ли они в список одурманивающих веществ;

3) если кустарного производства, из каких компонентов изготовлены;

4) если не входят в список, по каким компонентам их можно отнести к одурманивающим;

5) в чем заключается эффект одурманивания;

6) какой способ применения веществ с целью достижения одурманивающего эффекта;

7) имеют ли представленные образцы веществ общую родовую принадлежность (данный вопрос ставится перед экспертом в случае изъятия веществ в разных местах) Майлис Н.П. Об актуальности использования комплекса знаний в различных направлениях судебной экспертизы // Эксперт-криминалист. - 2008. - № 4. - С. 23..

Судебно-пищевая экспертиза по делам данной категории проводится в тех случаях, когда виновное лицо обвиняется в систематическом вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков и необходимо подтвердить, что жидкость, предлагаемая к употреблению, является алкогольной. На разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

1) какой процент алкоголя содержит исследуемая жидкость;

2) соответствует ли имеющаяся информация о спиртном напитке, обозначенном на этикетке, действительному содержанию жидкости, находящейся в данной емкости;

3) каков химический состав исследуемой жидкости;

4) не является ли опаской для здоровья спиртосодержащая жидкость при ее употреблении в пищевых целях.

На почерковедческую экспертизу направляются изъятые в ходе различных следственных действий документы, записки, письма, черновые записи для установления исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей и подписей.

При проведении судебно-наркологической экспертизы решаются следующие вопросы:

1) страдает ли лицо алкоголизмом;

2) если страдает, нуждается ли оно в принудительном лечении.

Необходимо отметить, что по делам рассматриваемой категории практически не назначалась данная экспертиза в отношении вовлеченных несовершеннолетних, что является ошибкой. Если по материалам уголовного дела стало известно, что несовершеннолетний в результате систематического вовлечения в преступления или антиобщественные действия практически стал алкоголиком, назначение данной экспертизы необходимо. Это может быть расценено как причинение вреда здоровью, чему должна быть дана юридическая оценка.

Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы по делам данной категории должны назначаться не только в отношении обвиняемого, но и для установления психического и физического состояния несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, когда возникают сомнения в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу Тетюев С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 5. - С. 9-10..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.