на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Возбуждение дела как стадия хозяйственного процесса
т цены иска, связанного с взысканием денежных средств, зависит размер госпошлины.

Ставки госпошлины за подачу в хозяйственные суды заявлений и жалоб устанавливаются пунктом 3 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 402 от 26.03. 2003 года (далее - Постановление).

Госпошлина за подачу искового заявления имущественного характера (включая и иск о взыскании денежных средств) не может быть менее размера базовой величины, установленной на день подачи иска. Пошлина рассчитывается в процентном соотношении к цене иска. При цене иска, составляющей менее 1000 базовых величин, размер госпошлины равен пяти процентам от цены иска, но не менее одной базовой величины (подпункт 3.1 Постановления). Тем не менее, неисполнение этого требования является частым основанием для оставления искового заявления без движения.

Еще одной часто встречающейся ошибкой является уплата госпошлины за подачу иска в хозяйственный суд не в республиканский бюджет, что противоречит статье 127 ХПК, а также нарушение порядка оформления документов, подтверждающих уплату пошлины, установленного Инструкцией. Самым распространенным здесь нарушением является несовершение банком на платежном поручении об уплате госпошлины надписи: "Зачислено в доход бюджета _______________ рублей (прописью)". Эта надпись заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляется печатью банка с проставлением даты выполнения платежного поручения (пункт 9 Инструкции). Отсутствие такой записи или незаверение ее подписями уполномоченных лиц и печатью банка рассматривается судом как непредставление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, и является основанием для возврата иска (пункт 32 Инструкции).

Кроме того, платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины именно по тому исковому заявлению, к которому документ приобщен, либо просьбу заявителя о зачете ранее уплаченной пошлины по другому делу. Такие платежные документы представляются только в оригинале.

Пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату подачи искового заявления. Уплата пошлины, произведенная в свободно конвертируемой валюте (в том числе российских рублях или украинских гривнах), должна быть подтверждена справкой инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о фактическом зачислении пошлины в доход республиканского бюджета.

При предъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.

Несмотря на то, что статья 159 ХПК РБ не обязывает указывать в исковом заявлении сумму перечисленной в республиканский бюджет госпошлины, на практике она чаще всего указывается.

Расчет цены иска не обязательно должен быть включен непосредственно в текст иска. Если расчет цены иска производится не в самом исковом заявлении, а прилагается к нему, то такой расчет должен быть подписан руководителем предприятия или лицом, уполномоченным на это по доверенности (доверенность прикладывается к иску) и содержать наименование, позволяющее установить, к какому именно исковому заявлению данный расчет относится.

4. Указание обстоятельств, на которых основаны исковые требования, и доказательства, подтверждающие основания исковых требований.

В этой части искового заявления излагаются все обстоятельства, которые имели место и касаются правоотношений, возникших между сторонами в связи с заключением и исполнением договора поставки, а также обстоятельства, послужившие основанием для иска. В числе фактов, которыми истец обосновывает свои требования, должны быть указаны обстоятельства материально - правового характера. Предопределившие возникновение спорного обязательства, его исполнение, факты, являющиеся основанием для применения мер ответственности. Такие обстоятельства излагаются в произвольной форме, но с использованием формулировок, доступных для понимания.

Каждый факт, указанный в иске, должен быть подтвержден доказательствами. Например, факт заключения договора поставки, имеющего обязательную силу для покупателя, подписанного лицом, уполномоченным покупателем по доверенности, должен быть подтвержден ссылкой на таковую и ее обязательным приложением к иску. Факт поставки товара, помимо прочего, подтверждается отметкой о приеме товара, произведенной уполномоченным лицом покупателя в товарно-транспортной накладной в соответствии с требованиями законодательства. Ссылаясь на это обстоятельство, мы в исковом заявлении указываем номер и дату ТТН с предъявлением ее оригинала суду. Указание в исковом заявлении конкретного основания иска не исключает возможности его дополнения или изменения на более поздних стадиях процесса (ч.1ст.63 ХПК РБ).

5. Требования истца со ссылкой на акты законодательства.

Это одна из важнейших частей искового заявления. В ней истец квалифицирует правоотношения, возникшие между ним и ответчиком по договору поставки и в связи с его исполнением, а также указывает, какие нормы законодательства, по его суждению, должны быть применены в данном случае. Так, например, в исковом заявлении об установлении факта ничтожности сделки или признании оспоримой сделки недействительной истец обязан указать конкретную статью Гражданского кодекса Республики Беларусь, по признакам которой он просит установить факт ничтожности сделки либо признать ее недействительной. В исковом заявлении о применении последствий недействительности сделки истцом должно быть указано, какие именно последствия в отношении каждой из сторон в отдельности он просит применить (п.27-28 постановления Пленума ВХС РБ "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" от 27.05. 2005г. №11

6. Сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Важное значение имеют сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Такой порядок законодательством Республики Беларусь предусмотрен по делам о сделках, связанных с перевозкой грузов, обжалованием действий должностных лиц государственной налоговой инспекции и т.п.

О соблюдении такого порядка перед обращением в хозяйственный суд истец обязан указать в исковом заявлении и подтвердить это соответствующими документами.

Досудебный порядок урегулирования спора устанавливается законодательными актами в одной из двух форм: юрисдикционной и неюрисдикционной.

При юрисдикционной форме досудебного порядка заинтересованное лицо обязано до предъявления соответствующего требования в хозяйственный суд обратиться за разрешением своего требования в несудебный юрисдикционный орган.

В соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок решение о применении экономических санкций должно быть принято до предъявления заинтересованным лицом в хозяйственный суд заявления о его оспаривании, обжаловано данным лицом в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или частично; отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии). Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения направляется подававшему жалобу заинтересованному лицу (вручается его уполномоченному представителю). Последнее вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением об оспаривании решения о применении экономических санкций при несогласии с решением должностного лица вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы, если ответ на нее не получен, либо по истечении месячного срока со дня подачи. Однако соблюдения досудебного порядка при оспаривании в хозяйственном суде решения о применении экономических санкций не требуется, если специальным законодательным актом предусмотрена возможность его оспаривания непосредственно в хозяйственный суд. Так, в соответствии с п.3.1 Указа Президента "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" от 02.06. 1997г. №311 решения органов Комитета государственного контроля, инспекций Министерства по налогам и сборам, управлений Национального банка о применении экономических санкций, предусмотренных данным Указом, могут быть обжалованы непосредственно в хозяйственный суд в 14-дневный срок со дня их доведения до заинтересованного лица. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в данном случае не требуется.

Решение вышестоящего административного органа, вынесенное по жалобе субъекта предпринимательской деятельности на решение о применении экономических санкций, может быть оспорено в хозяйственном суде только в случае, если решением вышестоящего органа вносятся в решение нижестоящего органа изменения, нарушающие права и законные интересы субъекта (п. 19 Обзора практики применения судами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споров хозяйственным судам, утв. постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 25.09. 2003 № 24). В этом случае решение вышестоящего органа может быть оспорено в хозяйственном суде без соблюдения досудебного порядка.

Если вышестоящий орган откажет в удовлетворении жалобы на решение о применении экономических санкций вследствие пропуска заинтересованным лицом установленного 5-дневного срока на подачу жалобы, это обстоятельство не препятствует оспариванию заинтересованным лицом решения в хозяйственный суд. Досудебный порядок в этом случае должен считаться соблюденным.

Согласно ст.86 Налогового кодекса Республики Беларусь решения налоговых органов (включая решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пени), действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд. Таким образом, соблюдения заинтересованным лицом досудебного порядка при оспаривании в суде решений (действий, бездействий) налоговых органов не требуется. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственному суду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичному заявлению (жалобе) плательщика или иного обязанного лица (п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 № 21). Однако решения налоговых органов о применении экономических санкций за нарушения налогового законодательства могут быть оспорены в хозяйственный суд при условии соблюдения досудебного порядка в соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок (письмо Высшего Хозяйственного Суда от 05-11. 2004 № 04-03/2882). О порядке оспаривания в хозяйственный суд решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пени и применении экономических санкций за нарушение налогового законодательства, оформленного в виде единого документа, см. комментарий к ст.162 ХПК.

В соответствии со ст.34 Закона от 05.01. 2004г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" лица, обратившиеся с заявкой на сертификацию или с заявкой о регистрации принятой ими декларации о соответствии, могут обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) только после подачи жалобы в Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров.

Таким образом, при юрисдикционной форме досудебного порядка урегулирования спора заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд, если несудебный юрисдикционный орган не удовлетворил соответствующую жалобу заинтересованного лица либо не рассмотрел ее в срок, установленный актами законодательства.

При неюрисдикционной (претензионной) форме досудебного порядка заинтересованное лицо до обращения в хозяйственный суд обязано предъявить обязанному в материальном правоотношении лицу (потенциальному ответчику) требование (претензию) о добровольном исполнении им своих обязанностей.

В соответствии со ст.751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление к нему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Аналогичные нормы содержатся и в специальных законодательных актах, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении отдельных видов перевозок. В силу ч.1 ст.87 Закона от 21.07. 2001"Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" до предъявления любого иска, вытекающего из автомобильной перевозки (т.е. не только иска к перевозчику), обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке, предусмотренном законодательством.

В то же время иски, вытекающие договора из международной автомобильной перевозки, подпадающей под действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (г. Женева, 1956 г), участницей которой является Республика Беларусь, должны приниматься к производству хозяйственными судами без соблюдения досудебного порядка, так как данной Конвенцией не предусмотрена обязательность предъявления претензий перевозчику (п.5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 26.04. 2005г. №13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов").

Исковое заявление об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной договора в хозяйственный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.422 ГК). Данное предложение должно содержать определенное требование стороны изменить или расторгнуть договор, а, например, не предложение исполнить какие-либо вытекающие из договора обязательства.

Особенности имеет и досудебный порядок урегулирования спора по делам о расторжении договора аренды. В случае предъявления арендодателем искового заявления о расторжении договора аренды арендодатель согласно ст.590 ГК до обращения в суд обязан направить арендатору не предложение о расторжении договора, а письменное предупреждение о необходимости исполнения в разумный срок вытекающих из договора обязательств. При ненаправлении такого предупреждения досудебный порядок урегулирования спора является несоблюденным. В случае же предъявления искового заявления о расторжении договора аренды арендатором последний до обращения с иском должен направить арендодателю предложение расторгнуть договор по общим правилам п.2 ст.422 ГК (п.11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 №20 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из арендных правоотношений").

Исходя из п.4 ст.60 ГК предъявление в суд иска к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, возможно только после предварительного предъявления кредитором требования в ликвидационную комиссию этого юридического лица и отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования или нерассмотрения ликвидационной комиссией данного требования. В силу ст.38 Закона от 15.12. 2003г. "О почтовой связи" пользователь услуг почтовой связи до обращения в суд с иском к оператору почтовой связи, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения последним обязательств по оказанию услуг почтовой связи, обязан предъявить к оператору почтовой связи соответствующую претензию. Только после отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные указанной статьей закона (15 дней или один месяц в зависимости от основания претензии) пользователь услуг почтовой связи вправе обратиться в суд.

Следует учитывать, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора может быть установлена только законодательными актами (законами, декретами и указами Президента). При наличии таких указаний в законодательных актах стороны не могут исключить обязательность досудебного порядка урегулирования спора соглашением между собой. Однако иными актами законодательства (например, актами министерств, государственных комитетов, иных центральных органов государственного управления, Национального банка, актами местных органов управления и самоуправления) обязательность соблюдения досудебного порядка по каким бы то ни было категориям дел (требованиям) установлена быть не может. Нормы, содержащие указания на необходимость соблюдения досудебного порядка, включенные в акты законодательства, не являющиеся законодательными актами, не должны приниматься хозяйственными судами во внимание при решении вопроса о возбуждении производства по делу.

7. Документы, прилагаемые к исковому заявлению.

В статье 160 ХПК содержится перечень документов, которые должны быть приложены к исковому заявлению. Большинство этих документов необходимы для проверки хозяйственным судом соблюдения истцом установленного законом порядка реализации права на предъявление иска, среди них:

уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере (оригинал платежного поручения с отметкой банка или иной документ, предусмотренный инструкцией);

соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором (копия претензии и уведомление о вручении почтового отправления);

обстоятельства, на которых основаны исковые требования (договор поставки; доверенность на лицо, подписавшее договор, если он подписан не руководителем предприятия; ТТН, доверенность лица, уполномоченного покупателем на получение товара у продавца; неакцептованное банком покупателя платежное требование продавца, если по условиям договора товар оплачивается путем выставления платежного требования; расчет цены иска, если он не приведен непосредственно в исковом заявлении; и т.д.);

государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации), а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной компании (международной организации) в соответствии с законодательством страны ее учреждения, переведенная на белорусский (русский) язык (при этом подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена);

полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска (доверенность лица, подписавшего иск (если он подписан не руководителем предприятия) и / или доверенность лица, предъявляющего иск в суд).

К иску прилагается его копия (для отправки ее судом в адрес ответчика) или несколько их экземпляров (если иск предъявляется к нескольким ответчикам), соответствующих количеству ответчиков.

Документы, прилагаемые к иску, могут быть направлены в суд в виде удостоверенных копий (за подписью руководителя и печатью предприятия с простановкой надписи "Копия верна"). В последующем, в ходе подготовительного судебного заседания или в судебном разбирательстве, суду должны быть представлены оригиналы таких документов для обозрения.

Исковое заявление должно быть подписано самим истцом или его представителем:

от юридического лица исковое заявление подписывается его руководителем;

от имени ликвидируемого юридического лица - председатель ликвидационной комиссии;

от имени юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и открыто конкурсное производство - антикризисный управляющий;

от имени филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений юридического лица вправе подписать руководитель филиала, при наличии у них специальной доверенности, соответствующей требованиям статей 78,79 ХПК Республики Беларусь.

Несоблюдение указанных выше требований к форме и содержанию искового заявления влечет оставление искового заявления без движения, согласно статьи 162 ХПК Республики Беларусь.

Заключение

Хозяйственно-процессуальная форма защиты прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности призвана обеспечить принудительную реализацию их прав в сфере гражданского оборота. В соответствии с этим ст.2 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, принятого Национальным собранием в 1998 году, предоставляет право обращения в хозяйственный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и законных интересов всем предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, а также гражданам, занятым в сфере предпринимательской деятельности. Вместе с тем существование права на возбуждение конкретного дела связано с наличием определенных предпосылок и соблюдением заранее установленного законодательством порядка обращения в хозяйственный суд. Отсутствие предпосылок или нарушение порядка реализации права на обращение в суд делают невозможным возбуждение хозяйственного производства, в рамках которого материально-правовой спор рассматривается и разрешается по существу.

Список использованных источников

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З // (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 138-139, 2/1064)

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.

Закон Республики Беларусь "О государственной пошлине".

Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", от 12 февраля 2001 года.

Закон Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998 г. № 217-З.

Закон Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь", от 13 января 1995 г. №3514-12.

Закон Республики Беларусь "Об основах налоговой системы Республики Беларусь".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. №1706 "О внесении изменений в ставки государственной пошлины".

Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 декабря 200 г. № 26 "О введении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам".

В. Блажеев. Возбуждение и рассмотрение дел в арбитражных судах. М., 1994.

Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.

Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.

Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн., 2001.

Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.

Арбитражный процесс. / под ред. Р.Е. Гукасяна. М., 1996.

Арбитражный процесс. / под ред. В. В. Яркова. М., 1998.

Арбитражный процесс: Россия, Украина, Беларусь. Н. Новг., 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.