на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в Республике Беларусь
p align="left">Виды и количество земельных угодий зависят от харак-тера использования земли. Природные ее свойства и факто-ры предрешают целесообразность и возможность хозяйст-венного использования для тех или иных нужд.

По характеру правового режима сельскохозяйственные угодья делятся на:

пахотные земли (пашни),

многолетние насаждения,

сенокосы,

пастбища,

залежь и др.

Для использования каждого вида угодий устанавлива-ются свои правила.

В составе земельных угодий главное место занимают пахотные земли - площади, занятые посевами (однолетни-ми культурами), чистые поля, огороды.

Признание земель (особенно пахотных) пригодными для сельскохозяйственных целей производится на основа-нии данных государственного земельного кадастра.

На пашне производится основная сельскохозяйственная продукция, на эти угодья падает большая доля затрат в сельском хозяйстве. Говоря об основной задаче сельскохо-зяйственного производства, академик В.Р. Вильяме писал: «...Мы производим скрытую (потенциальную) энергию, которая лежит в основе всей жизни человека. Мы произво-дим пищу»2.

К числу важнейших сельскохозяйственных угодий от-носят многолетние насаждения - сады, ягодники и др. На них получают особо ценную продукцию. В отличие от пашни использование этих земель осуществляется для выращивания многолетних древесных и кустарниковых рас-тений. Причем значительный период времени затрачивает-ся на закладку сада, ягодника, их использование для этих нужд потому носит длительный характер.

В числе сельскохозяйственных угодий - сенокосы и па-стбища. Их по обыкновению называют естественными (природными) кормовыми угодьями. Иногда в сельскохо-зяйственной литературе встречается термин «угодья луго-водства», а вместо названия «сенокос» - луг. Эти угодья служат кормовой базой для общественного и личного жи-вотноводства.

В составе сельскохозяйственных земель может быть и залежь (те пахотные угодья, которые временно не исполь-зуются для посевов сельскохозяйственных и иных культур).

Сельскохозяйственные угодья делятся на подвиды. При этом используются различные критерии, степень освоения земель, природные признаки, характеризующие состояние того или иного угодья (например, степень эрозированности, засоленности, закустаренности и др.). Сенокосные и паст-бищные угодья подразделяются на отдельные виды:

заливные,

заболоченные,

суходольные,

пастбищные угодья - летние, осенне-весенние и т.п.

Каждое из угодий состоит из отдельных частей, имею-щих замкнутую границу - контур. Чем больше контур, тем больше возможности для технической обработки земли. Мелкоконтурность создает неудобства в использовании. Для более полной характеристики угодий необходимы све-дения об их контурности.

В ходе сельскохозяйственного производства могут из-мениться состав и соотношение угодий, как позитивно, так и негативно (вовлечение в оборот новых, ранее неисполь-зуемых площадей; перевод одних угодий в другие). Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянными куль-турами, улучшенных сенокосов и пастбищных земель, цен-ных высокопродуктивных земель, в том числе перевод их в менее продуктивные, не допускается, за исключением случаев особой необходимости, определяемых Президентом республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме сельскохозяйственных угодий в данной катего-рии земель имеются несельскохозяйственные земли - уча-стки, призванные обслуживать сельскохозяйственное про-изводство.

В составе данной категории земель могут быть и неис-пользуемые, резервные территории, овраги, болота, крутые склоны и т.п. земли. Они - резерв сельскохозяйственного производства - подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Отдельную группу составляют земли, используемые как предмет труда, служащие для добычи на нужды сельского хозяйства торфа, песка, мела, известняка и т.п.

Действующее земельное законодательство в своих нор-мах не дает понятия правового режима земель сельскохо-зяйственного назначения, а содержит лишь общую регла-ментацию деятельности различных субъектов, владеющих или пользующихся этими землями.

В науке земельного права указывается, что определить правовой режим любой категории земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, - это значит, во-первых, дать понятие этих земель как объекта данного зе-мельного отношения, во-вторых, определить круг земле-пользователей этих земель, установить их права и обязан-ности, в-третьих, выявить порядок управления этими зем-лями, и, наконец, в-четвертых, указать те формы и меры ответственности, которые определены законом для пользо-вателей земель сельскохозяйственного назначения в случа-ях нарушения или неисполнения ими возложенных на них обязанностей.

Необходимо разграничить право землепользования сельскохозяйственного предприятия и право общего сель-скохозяйственного землепользования.

Право сельскохозяйственного землепользования в науке земельного права рассматривается как система правовых норм, регулирующих порядок использования земли в каче-стве основного средства производства в сельском хозяйстве путем установления прав и обязанностей землепользовате-лей1.

В более широком аспекте следует различать сельскохо-зяйственное и все иные виды пользования землей (несель-скохозяйственное, в том числе, лесохозяйственное, водохо-зяйственное и т.п.).

Использование земли в качестве средства производства возможно и в лесном хозяйстве - все, что связано с лесовосстановительными работами, производится на земле, с использованием и обработкой земельных участков. Но об-работка земли (циклы ее и др.) в сельском и лесном хозяй-стве различна.

Разграничение понятий «право сельскохозяйственного землепользования» и «право землепользования сельскохо-зяйственного предприятия» имеет важное теоретическое и практическое значение. Понятие сельского хозяйства как отрасли производства шире понятия сельскохозяйственного землепользования, так как сельское хозяйство не ограничи-вается земледелием.

Право сельскохозяйственного землепользования вклю-чает право владения и внутрихозяйственного управления землей в пределах прав, предоставленных законом; содер-жит совокупность норм, предусматривающих порядок из-менения и прекращения землепользования, охрану прав землепользователей и ответственность за нарушение требо-ваний рационального использования земли в сельском хо-зяйстве.

Действующее законодательство разграничивает право-вой режим земельных участков сельскохозяйственных предприятий, используемых в качестве средства сельскохо-зяйственного производства, и только в качестве территори-ального базиса. Оно регламентирует порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства юридиче-ских и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения. Порядок размещения объектов внутрихозяйст-венного строительства на землях сельскохозяйственного назначения устанавливается Советом Министров Респуб-лики Беларусь (ст. 98 Кодекса о земле).

Гарантии целевого, рационального использования зе-мель сельскохозяйственного назначения предполагают ре-шение ряда задач:

¦ обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения;

охрану и восстановление, повышение плодородия почвы, а также других свойств земли;

предотвращение уменьшения площадей сельскохо-зяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель.

Решение этих проблем осуществляется с помощью сис-темы экономических, организационных, технических и правовых средств.

Среди правовых средств, обеспечивающих сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйствен-ного назначения, важное место занимает закрепленный в нормах земельного и иного законодательства приоритет земель сельскохозяйственного назначения (приоритет пра-ва сельскохозяйственного землепользования). Принцип приоритета означает установление в нормах земельного права преимуществ для субъектов права сельскохозяйст-венного землепользования и сельского хозяйства как от-расли хозяйства.

Приоритет предполагает соблюдение ряда правил субъ-ектами права землепользования и другими участниками земельных отношений, а также органами государства. Он состоит в следующем:

1. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Признание земель пригодными для сельскохо-зяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра (ст. 28 Кодекса о зем-ле).

Предоставление и изъятие земель сельскохозяйствен-ного назначения производится на основании решения ком-петентных органов (ст. 25 Кодекса о земле).

Изъятие сельскохозяйственных земель, расположен-ных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для не-сельскохозяйственных нужд не допускается (ст. 40 Кодекса о земле).

Изъятие других сельскохозяйственных земель, кроме вышеназванных, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений допускается лишь в слу-чаях особой необходимости.

5. Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой свыше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.

6. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, связи, маги-стральных трубопроводов, а также для иных несельскохо-зяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяй-ственного назначения или не пригодные для сельского хо-зяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качест-ва.

7. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и об-щественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Рес-публики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Пре-зидентом Республики Беларусь. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда (ст. 39 Кодекса о земле).

8. На основании Указа Президента Республики Бела-русь № 369 от 30.06 2001 г. «Об утверждении Положения о порядке изменения площадей высокопродуктивных зе-мель» установлен особый порядок изменения площадей высокопродуктивных земель. Одновременно определены случаи, при которых может иметь место уменьшение пло-щадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянные культуры, улучшенных луговых (сенокосных и пастбищных) земель, иных высоко-продуктивных земель, в том числе перевод их в менее про-дуктивные. Юридические и физические лица, заинтересо-ванные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землеполь-зователями, землевладельцами и собственниками земель-ных участков, местными исполнительными и распоряди-тельными органами, а также с другими специально упол-номоченными органами, осуществляющими государствен-ный контроль за использованием и охраной земель, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории (ч. 3 ст. 41 Кодекса о земле).

9. Предоставление земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа юридическим лицам Республики Беларусь производится после осуществления ими рекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, и приведения их в надлежащее состояние для целей, опреде-ленных решением предоставившего эти участки органа (ст. 29 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, при проведе-нии работ, связанных с нарушением земель, осуществляют снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы (п. 8 ст. 136 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков, разрабатывающие месторождения по-лезных ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательное воздействие на земли, расположенные за пределами предоставленных им в поль-зование, пожизненное наследуемое владение, в частную собственность земельных участков, обязаны предусматри-вать и осуществлять мероприятия по предотвращению указанного отрицательного воздействия (ст. 67 Кодекса о земле).

12. Убытки, причиненные изъятием или временным за-нятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников зе-мельных участков, в том числе арендаторов, или ухудше-нием качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая затраты на улуч-шение качества земли за время пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, нахожде-ния земельных участков в частной собственности, исчис-ленные исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду) землепользователям, землевладельцам, собствен-никам земельных участков, в том числе арендаторам, по-несшим эти убытки (ч. 1 ст. 133 Кодекса о земле).

13. При изъятии сельскохозяйственных земель для ис-пользования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также при ограничении прав землепользовате-лей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридиче-ских и физических лиц, возмещаются потери сельскохозяй-ственного производства. Эти потери компенсируются по-мимо возмещения убытков, предусмотренных ст. 133 Ко-декса о земле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.