на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него

Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него

Методология науки Теория государства и права. Философские подходы и общенаучные методы науки Теория государства и права

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

Теория государства и права использует следующие методы:

1. Общенаучные (задаются используемым философским направлением):

а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;

а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;

б) диалектика -- учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;

в) метафизика -- явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

2. Частнонаучные (общие для конкретной науки):

а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

б) специальные методы, позаимствованные из других наук -- используются лишь в части исследований;

в) частноправовые -- используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др. ; формально-юридический.

4 Функции науки Теория государства и права Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в науке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

Прикладная функция теории права и государства связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Место среди обществ. наук

Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную природу. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение, в свою очередь, также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:

а) теории права и государства (общая теория права и общая теория государства);

б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);

в) науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и т. д. );

г) науки, изучающие международное право (международное публичное и международное частное право);

д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).

Место теории права и государства в системе юридических наук в частности и в системе наук вообще определяется:

а) ее функциями;

б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.

Место науки Теория государства и права в системе юридических наук

История правовых и политических учений

История правовых и политических учений -- наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. Теория государства и права охватывает лишь современные учения о государстве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права. История государства и права

История государства и права -- наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу. Теория же государства и права изучает государство и право в теоретической абстрактной форме, т. е. общие черты государства и права всех обществ. Отраслевые юридические науки

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т. е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон.

Общество, его институты и регуляторы

Общество - выделившаяся из природы и неразрывно связ в нею часть материального мира, сущность котор. Заключается в многообразии взаимосвязанных и взаимод-е людей друг с другом в процессе жизнедеятельности. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты -- племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др. ), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Управление, власть и социальное регулирование в первобытном обществе

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей. Нормативное регулирование. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т. п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

Пути и формы возникновения государства и права

1)восточный путь. Главным фактором выступают земельная община, коллективная собственность, постепенное превращение родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления, а коллективной собственности - в государственную. Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими, т. е выступало организатором производства. 2)западный путь. Главный государствообразующий фактор - классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

Примером может служить Древняя Греция. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба 2 группировок свободных членов родоплеменного общества-патрициев и плебее

Сущность государства, основные теории, классовое и общесоциальное в сущности государства

Сущность государства - качеств внутр основа, характеризующая его внутр свойств и взаимосвязи, определяющие его предназначение и роль в ж. об-ва.

Сущ-ет огр кол-во теорий. К гл теории сущности относятся теологич, договор, органич, психологич, классовую, историко-матер., т. соц гос-ва, теор прав. гос-ва.

1)классовый - в рамках которого государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса

2)общесоциальный - в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп

Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления

Гос. Власть - концентрированное выражение силы и мощи гос-ва, его спос-стью и возможность управлять делами общ-ва, деятельность уч-ков обществ отношений ч/з сист гос. Органов и служащих с использованием методов гос принуждения и убеждения.

Св-ва гос власти:

1Соц характер проявляется в общ отношении

2гос власть-это власть публичная

3полит характер

4суверенитет (независимость)

5легитимность-соц обоснованность, т. е. поддержка принятия вл. Всем обществом либо его большинством.

Основные подходы к типологии государства и права. Типология государств в формационном подходе

Тип государства - взятые в единстве наиболее похожие общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономической формации. По мнению представителей данного подхода именно тип производственных отношений, является фактором общественного развития.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ:1)эксплуататорские (рабовл., феодальные, буржуазные)- характеризуются наличием частной собственности и непримиримыми противоречиями между классом угнетателей и угнетенных. 2)неэксплуататорские (социал. государство)-на смену частной собственности на средства производства приходит государственная собственность, противоречия между классами перестают носить антагонистический характер, имеет место тенденция к слиянию основных классов и образованию социально однородной общности - советских людей,

Цивилизационный подход к типологии государств

За основу классификации государства и правовых систем берется их причастность к той или иной цивилизации. Цивилизация-это социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.