на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка
p align="left">

При бывшем, советско-тоталитарном, управлении, когда требование партийной принципиальности главенствовало при принятии важнейших решений различного уровня, а множество закрытых норматив-но-правовых документов население и в глаза не видело, стоял только вопрос об использовании информационных техноло-гий в юридических службах органов госу-дарственной власти и управления, форми-ровалась автоматизированная общесоюз-ная информационно-справочная законода-тельная база данных. Но правовая грамот-ность населения далеко не была самоце-лью, процесс этот не носил явно выражен-ного характера - в этом не было необхо-димости - за человека большинство его рядовых жизненных проблем директивно решали государственные органы. Система государственного управления была жестко замкнутой сама на себя, к рядовому чело-веку была привязана номинально и вопрос о правовой информатизации, в том виде, как он понимается сейчас, естественно, также не стоял.

Но немаловажна также и управленче-ская трактовка проблемы правовой инфор-матизации: как динамика развития про-цесса правовой информатизации влияет на устойчивость управления обществом, насколько следует бояться временной мо-нополизации рынка информационных ресурсов в области правовой информации, когда и «на сколько» можно либерализовать этот рынок, «отпустить» его от жест-кой государственной опеки?

Очевидно, что государству, включая государственные организации, брать на себя полностью разработку информацион-ных систем для обеспечения граждан пра-вовыми знаниями малоэффективно - ре-зультат заранее известен. С другой сторо-ны, полная либерализация процесса пра-вовой информатизации, предоставление полной свободы развертыванию правовых информационных систем коммерческим организациям в условиях большого числа субъектов управления, неразвитости рын-ка и больших финансовых ограничений приводит к неоправданному дублированию разработок, распылению средств. Да и предпринимательские стимулы, определя-емые осознанной потребностью населения в правовой грамотности, действенностью механизма судебной системы пока нахо-дятся в условиях становления Райков И.В. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы.// Открытые стстемы.1996г. № 6..

Интуитивно ясно, что государство должно как-то регулировать процесс пра-вовой информатизации с учетом множест-ва факторов. Действенным механизмом регулирования является государственный заказ на разработку правовых информационных систем, но этот заказ должен быть предельно концептуально обоснован. Рассмотрим возможные управленческие фак-торы такого обоснования, имея, прежде всего, в виду обеспечение устойчивости государственного управления, информационную безопасность.

Переход от тоталитарного к правовому обществу с точки зрения решения вопро-сов управления представляет собой не что иное, как информационное открытие системы управления - замена замкнутого на себя тоталитарно-иерархического механизма управления более информационно открытым государственным регулированием закономерно саморазвивающихся соци-ально-политических и экономических процессов. Общественное развитие при таком информационном открытии, благодаря свертыванию ограничений механизма же-сткого директивного управления, начинает самореализовываться, включаются механизмы самоуправления. Вместе с тем процессы самореализации и самоуправления не должны носить произвольного, хаотичного характера.

С одной стороны, при информационном «открытии» процессов управления обществом снижается жесткость управленческих механизмов достижения предустановленных целей. С другой стороны, эти процессы предоставляются сами себе, нарастает неопределенность ситуации, размываются цели развития. Чрезмерное информационное открытие системы государственного управления сопровождается нарастанием хаотичных тенденций, может недопустимо снизить уровень устойчивости государственного управления и социальной безопасности, возможна потеря контроля за развитием ситуации. При недостатке и слабой действенности правовой базы, начальном этапе развития правовой грамотности граждан, низком уров-не информационно-технологической поддержки процессов управления хаотичные тенденции могут привести к негативным последствиям, конфликтам и кризисам.

Напрашивается введение стратегии развития механизмов управления, обеспе-чивающей «спадающую директивность» с развитием правового поля снижается жесткость управления и монополизированность рынка информационных ресурсов. Либерализация нужна, но она должна сдерживаться либо естественными, либо искусственными приемами. Либерализация рынка информационных услуг не должна бежать впереди паровоза - для временной опоры нужны спадающие островки монополизма, в противном случае возможна угроза устойчивости управления. Определение динамики этого «спадания» и изменения «величины островков» во времени в закономерно развивающемся гражданском и правовом обществе с рыночной экономикой должно подчиняться некоторым естественным закономерностям. Это один из наиболее фундаментальных научных и практических вопросов, и исчерпывающего ответа на него пока нет.

3.2. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений.

Печать, радио, телевидение, кинематограф являются эффективными средствами профилактики правонарушений и правового воспитания граждан. В связи с этим непрерывно увеличивается поток сообщений, публикуемых в печати, передаваемых по радио и телевиде-нию, в которых отражаются актуальные вопросы укреп-ления правопорядка и обеспечения социалистической за-конности. Однако задача состоит не только в том, чтобы снабжать население определенным количеством инфор-мации нравственно-правового и криминологического ха-рактера, но и в том, чтобы управлять процессом право-воспитательного и профилактического воздействия, раз-вивать общественно полезные потребности личности, формировать ее нравственное и правовое сознание. Ина-че говоря, как и всякая другая деятельность, информа-ционный процесс в сфере профилактики правонаруше-ний нуждается в управлении и целесообразной органи-зации.

Управление в этом случае представляет собой слож-ную динамическую систему, составляющую единство трех основных компонентов: субъекта (системы право-охранительных и иных государственных органов и об-щественных организаций), объекта (аудитории), между которыми с помощью третьего элемента этой системы (учреждений массовой информации) осуществляется целенаправленная связь Индулен И.П. Привлечение общественности к предупреждению преступлении. М., 1995г..

Такого рода управление включает следующие этапы:

1. Упорядочение внутри системы правоохранительных органов организационных отношений, что позволит отоб-рать и подготовить к передаче информацию, в наиболь-шей степени отвечающую задачам правового воспита-ния и потребностям профилактики правонарушений.

2. Отбор материала в соответствии с интересами и ожиданиями аудитории, социально-психологическими особенностями включенных в ее состав социальных групп.

3. Согласование субъектам управления своей деятельности с учреждениями, осуществляющими передачу и трансляцию информации аудитории.

4. Передача информации аудитории.

5. Поддержание обратной связи с аудиторией, ре-гулирование процесса передачи информации с учетом сложившейся обстановки и методов воздействия на ауди-торию.

6. Определение эффективности оказываемого на аудиторию воздействия и степени достижения постав-ленной цели.

Каждый из названных этапов управленческого цик-ла имеет довольно сложную структуру и содержание и потому может быть предметом специального рассмот-рения.

Содержание и характер управления меняются, если инициатором сообщений выступают учреждения массо-вой информации. В этом случае правоохранительные органы могут использовать опубликованные материалы для принятия соответствующих мер (например, возбуж-дают уголовное дело по сигналу о преступлении), а иног-да (если сообщается о недостатках в их работе) сами являются объектом воздействия.

Социальное назначение рассматриваемого нами вида управления заключается в целенаправленном формиро-вании сознания аудитории в соответствии с общей за-дачей, стоящей перед социалистическим обществом, - ликвидацией преступности и правонарушений. Эта ге-неральная цель определяет подцели управления процес-сом массовой информации в сфере профилактики право-нарушений. К ним следует отнести:

Ш создание модели правоосознанного поведения; регулирование поведения людей в соответствии с конкретными задачами борьбы с правонарушениями;

Ш создание духовной атмосферы, препятствующей со-вершению правонарушений;

Ш устранение, блокирование либо нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению право-нарушений.

Однако и они определяют только основные направления использования средств массовой информации правоохранительными органами и управления этим процес-сом. Каждое сообщение печати и передача по радио или телевидению преследует свои конкретные цели, вытекающие из общих. В основу выбора частной цели сообщения или передачи, но нашему мнению, должны быть положены три главных обстоятельства: 1) потребность оперативной обстановки конкретного региона в регулировании процессов, носящих криминогенный или аптикриминогенный характер; 2) типичность и представительность фактов, подлежащих освещению, их общественная и политическая значимость; 3) социальные ожидания и потребности массовой аудитории.

Учет данных целей позволит избежать случайного подбора фактов, избрать объектом воздействия такую сферу общественной жизни, которая больше других нуждается в регулировании. На практике, к сожалению, это; положение не всегда соблюдается и профессиональными журналистами, и сотрудниками правоохранительных органов, выступающими в печати, по радио и телевидению. Так, отдельным журналистам свойственно желание увлечь аудиторию необычностью сюжета, авторы-юристы, наоборот, зачастую бесстрастию излагают материал, не учитывая интересов слушателей.

Следует отметить, что специфика управления в рассматриваемой области в значительной степени определяется особенностями объекта. Задача состоит в том; чтобы внести такие изменения в сознание слушателей, читателей и зрителей, которые соответствовали бы поставленным профилактическим целям. В определенном смысле применение правоохранительными органами средств массовой информации сводится к проблеме овладения искусством управления сознанием аудиторий Успешное управляющее воздействие на аудиторию возможно лишь тогда, когда известны ее потребности, интересы, запросы, социально-демографические характеристики, социально-психологические свойства и уровень имеющихся у нее правовых знаний. При этом важно выявить как индивидуально-психологические, так и социально-психологические особенности общественных групп, к которым принадлежит реципиент (потребитель информации).

Известно, что средства массовой информации являются только одним из многих каналов распространений правовой информации. Следует учитывать, что правой опыт человека складывается также под воздействием непосредственного восприятия фактов и явлений действительности, правовых знаний, полученных в процессе обучения и воспитания, межличностных контактов, устной правовой пропаганды и др. В совокупности они формируют систему взглядов и установок, являющихся рычагами социально-психологического механизма сознания человека, которые либо включают его в процессе активного восприятия и усвоения информации, либо препятствуют этому. Соответственно сложившимся взглядам реципиент фильтрует и трансформирует воспринятое, отбирает нужное и одновременно исключает то, что противоречит его установкам и имеющемуся опыту.

Следовательно, для того чтобы управлять правовоспитательным воздействием средств массовой информации на сознание аудитории, необходимо, прежде всего, таким образом, ее ориентировать, чтобы она могла активно усваивать нравственную и правовую информацию, то есть речь, по существу, уже идет об управлении процессом приобретения социального опыта. Семья, школа, трудовой коллектив, литература, искусство и вся система идейно-политического воспитания должны вносить свой вклад в развитие положительного отношения человека к правовым ценностям, систематически прививать ему интерес к информации правовоспитательного характера. Это позволит подключить индивида к системе сложных социальных связей в обществе, повлиять на сокращение сферы стихийного в непосредственном его кружении, воздвигнуть надежный барьер на пути проникновения в его сознание негативных взглядов и представлений.

В зависимости от характера социального опыта лица уровня полученных им правовых знаний степень его матирования на воздействие средств массовой информации различна: от незначительного интереса к передаче до готовности действовать в заданном информатором направлении. Высшей ступенью усвоения и реализации правовой информации является тот качественный скачок, которым характеризуется переход от убеждений к побуждениям, к поступкам, к правоосознанной деятельности по соблюдению и укреплению правопорядка.

Характер реагирования аудитории па переданную правовую информацию позволяет говорить о степени достижения целей управления, а также об эффективности воспитательного воздействия средств массовой информации. При этом под эффективностью понимаете величина и характер изменений в общественном, групповом и индивидуальном .правовом сознании, обусловленных воздействием средств массовой информации, степень устранения криминогенных факторов, которые были предметом критического освещения. Для установления эффективности такого процесса необходимо выявить конкретный вклад массовых информационных средств в дело укрепления правопорядка и профилактики правонарушений. Это позволит проследить связь между системой правовых и нравственных ценности заложенных в преподносимом материале, и степень восприятия этих ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.