на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимодействие права и информатики
p align="left">Соответственно, первой задачей, для решения которой стали применяться компьютерные технологии, стало хранение больших массивов правовых актов в электронном виде. Практика показала, что компьютерные базы данных для хранения правовых актов должны иметь значительную специфику, поскольку они предназначены для хранения и обработки неструктурированной (текстовой) информации. Специфика информационно-правового обеспечения обусловила и появление специализированных компьютерных справочных систем, с помощью которых конечный пользователь работает с текстами правовых актов - информационно-справочных юридических систем. Эти компьютерные системы обеспечивают пользователю весь необходимый ему информационно-правовой сервис при работе с правовыми базами данных.

Вторая задача, в решении которой компьютерные технологии демонстрируют свою эффективность - это систематизация законодательства. Вообще проблема систематизации законодательства не связана с компьютерными технологиями - она постоянно стояла (и до появления компьютеров) перед обществом - и обусловлена тем, что законодательные акты надо приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня (отменять, изменять устаревшие акты, издавать новые, более совершенные и более обобщенные акты и т.д.). Однако без использования компьютерных технологий проводить систематизацию законодательства, включающего сотни тысяч текстов правовых актов, чрезвычайно затруднительно.

Именно компьютерные технологии предоставляют необходимый инструментарий для проведения всеобщей инвентаризации (ревизии) правовых актов, а затем инкорпорации и консолидации законодательства.

Пользователь правовых баз данных для успешной работы с законодатель-ными актами должен также владеть методологией анализа законодательства и средствами юридической техники. Любая современная компьютерная информационно-справочная юридическая система уже включает в себя результат определенной инкорпорации, достигнутый усилиями фирм - разработчиков правовых баз данных. Кроме того, надо иметь в виду, что применение формально-логических методов обработки правовой информации развивает методологический аппарат анализа и систематизации законодательства и методы юридической техники. Поэтому пользователи, которые хотят успешно решать правовые вопросы, должны иметь представление о методах обработки правовой информации.

Сегодня за рубежом разработано и поддерживается достаточное количество правовых систем практически во всех странах, например: в США - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL; в Финляндии - FINLEX и др. Следует отметить, что в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер и используются на коммерческой основе [7].

В России первые правовые системы появились по инициативе государства. В рамках программы правовой информатизации в 1975 году был создан Научный центр правовой информатизации. Основная задача Центра - разработка справочных систем и государственный учет правовых актов. Созданная им правовая система долгое время была доступна только узкому кругу органов государственной власти и научных организаций. В настоящее время она известна как база данных «Эталон» НЦПИ Минюста России.

Негосударственные справочные правовые системы стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. В 1989 году вышла первая версия системы «ЮСИС», в 1991 году - «Гарант», в 1992 году - «Кодекс», «КонсультантПлюс» и ряд других [6]. Всего на Российском рынке известно более десяти разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше являются наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем.

Первоначально ИПС строились на основе стандартных систем управления базами данных (СУБД) по принципу элементарной картотеки и позволяли производить лишь простейший поиск документов по отдельным реквизитам. По мере совершенствования систем в них включались полные тексты документов, программные комплексы оснащались различными видами поиска, расширялись возможности аналитической работы с документами.

Лучшие современные ИПС - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие сотни тысяч нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу, не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д.

Процедура поиска требуемой информации в современных ИПС настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, что поиск завершается успешно даже при минимальной информации.

Важной вехой в развитии ИПС стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных.

Существенным дополнением к техническим возможностям ИПС стала юридическая обработка документов. Под этим понимается аналитическая работа юристов по проверке и исследованию нормативных актов в целом и их отдельных частей, по выявлению места документа в правовой системе, определению прямых и косвенных связей между документами и правовыми нормами. Составной частью юридической обработки является составление редакций документа, подготовка комментариев и справок.

Таким образом, пройдя несколько этапов в своем развитии, современные ИПС представляют собой совокупность массива правовой информации и программного комплекса, позволяющего специалисту эффективно работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, определять место документа в правовой системе, выводить информацию на печать и т.д.).

В настоящее время профессиональные юридические справочные системы, наиболее распространенные на рынке России достигли высокого уровня развития. При этом основную долю на рынке таких систем занимают только три системы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Эти ведущие системы отвечают профессиональному уровню и современным стандартам юридических систем, так или иначе реализуют наилучшие достижения в разработке справочных юридических систем.

В соответствии с делением правовой информации на виды, информационно-правовые системы предоставляют пользователям самые разнообразные правовые ресурсы. Разработчики информационно-правовых систем предлагают несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. Все эти системы можно условно разбить на несколько групп [8].

Информационные ресурсы, предоставляемые правовыми системами

Профессиональные юридические системы

Системы арбитражной и иной правоприменительной практики

Информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы)

Отраслевые справочные системы (специализированные справочные системы)

Электронные правовые справочники

При комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, может использоваться комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации.

Профессиональные юридические системы включают универсальные и специализированные разделы базы данных, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов РФ. В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике. Рассмотрим более подробно состав этих разделов.

Системы арбитражной практики содержат судебную, арбитражную и иную правоприменительную практику в России, нормативные акты, формы процессуальных документов, справочную информацию и т.д. Системы строятся по территориальному, тематическому принципу или по принципу принадлежности документов к определенной судебной инстанции.

Информационно-консультационные системы включают комментарии к законодательству и консультации по его применению. Достаточно часто в них помещаются аналитические разработки, позволяющие эффективно применять законодательство в различных ситуациях (например, «Налоговый календарь», «Справочник курсов валют» и т.п.). Практически во всех системах есть раздел, состоящий из типовых бланков деловых бумаг, соответствующих действующему законодательству и отвечающих требованиям современного делопроизводства (формы бухгалтерской отчетности, грузовая таможенная декларация, договоры, контракты, формы исковых заявлений и др.).

Отраслевые справочные системы представляют собой полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой информации для специалистов отдельных отраслей. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных областях экономики.

В основу всех систем положены разделы с правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и ведомственные узкоотраслевые акты. При комплектовании этих разделов в обязательном порядке учитывается мнение специалистов, ведомств, а также наиболее авторитетных организаций.

Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами, куда включаются действующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие документы, определяющие технические и организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет выбрать пользователю только необходимую в работе информацию.

Важное значение при комплектовании систем придается подготовке разделов со справочной и аналитической информацией. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов. Все документы представлены в виде электронных копий официальных изданий, в полном объеме отражающих содержание оригиналов, включая формулы, таблицы, рисунки, схемы и т.д., что требует применения специальных технологий обработки документов.

Обобщение и анализ требований, предъявляемых специалистами к информационным ресурсам, позволили создать ряд специализированных справочных систем для различных отраслей. Среди них наиболее динамично развивающиеся и «документоемкие» - электронные правовые справочники, которые представляют собой информационно-аналитические системы многоцелевого назначения.

Информация для справочников отбирается квалифицированными специалистами таким образом, чтобы наиболее полно отразить позицию законодателя по тому или иному вопросу и предоставить пользователю максимум правовых материалов. В результате каждый электронный правовой справочник представляет собой своеобразный дайджест, сформированный по тематическому принципу, содержащий образцы правовых документов с подробными разъяснениями юристов по порядку их оформления, ответы юристов, разъясняющие порядок действий граждан в типичных ситуациях, обобщение судебной практики по отдельным вопросам, юридические словари и т.д. Некоторые справочники содержат электронные версии печатных изданий.

Использование разделов с аналитическими авторскими материалами позволяет существенно упростить работу по сопоставлению экономических и юридических категорий и терминов, по установлению корректности использования норм законодательства в конкретных ситуациях.

Заключение

Таким образом, технологии компьютерных информационно-правовых систем позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения ИПС. Уникальные свойства компьютерных систем позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме, при этом систематизированные по определенным правилам, в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами.

Однако в сфере использования в праве компьютерных технологий имеются и проблемы, к числу которых относится:

- отсутствие четких указаний на то, какие документы могут (или не могут) быть использованы в коммерческом обороте в виде электронного сообщения, отсутствие требований к структуре и форме такого электронного сообщения;

- неопределенность позиции законодателя по отношению к такой категории, как электронная подпись, технология которой позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога;

- неясно, какие именно средства защиты информации от несанкционированного доступа получают правовое признание - только лишь электронная цифровая подпись или вся совокупность аналогов собственноручной подписи, используемых при электронном обмене данными, как-то: шифры, коды, пароли и т.д.;

- не установлена обязанность посредников - поставщиков услуг по организации электронной связи (например, торговых систем) - хранить, предоставлять по запросу сторон или официальных органов, либо подтверждать подлинность созданных и переданных с их помощью электронных документов.

Решение перечисленных и иных проблем видится в совершенствовании механизма правового регулирования. Например, речь идет о принятии закона о регулировании электронного документооборота в РФ. Этот закон должен применяться к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте коммерческой деятельности.

Список используемой литературы

1. Указ Президента РФ «Концепция правовой информатизации России» от 28.09.93 г. №996 (в ред. Указов Президента РФ от 19.11.2003 №1365, от 22.03.2005 №329).

2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики / О.А.Гаврилов. - М.: НОРМА-М, 2002. - 432 с.

3. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие / Под ред. Н. Полевого, В. Крылова. - М.: БЕК,1994. - 304 с.

4. Пешин Н.Л. Правовые проблемы применения компьютерных технологий в системе российского права. Доклад на Всероссийской конференции «Право и Интернет: теория и практика» / Н.Л. Пешин. - М.: Российский фонд правовых реформ, 2000. - 12 с.

5. Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика / Н.С.Полевой. - М.: МГУ, 2001. - 328 с.

6. Рогозин В. Правовая информатика. Курс лекций / В.Рогозин. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. - 148 с.

7. Степанов В.И. Роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в развитии правовой информатизации общества / В.И.Степанов // Вестник ТГПУ. - 2006. Выпуск №11. - С.7-11.

8. Щербачёва Л.Ф. Правовые информационные системы. Методическое пособие / Л.Ф.Щербачёва. - М.: МФЮА, 2003. - 104 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.