p align="left">Соответственно, первой задачей, для решения которой стали применяться компьютерные технологии, стало хранение больших массивов правовых актов в электронном виде. Практика показала, что компьютерные базы данных для хранения правовых актов должны иметь значительную специфику, поскольку они предназначены для хранения и обработки неструктурированной (текстовой) информации. Специфика информационно-правового обеспечения обусловила и появление специализированных компьютерных справочных систем, с помощью которых конечный пользователь работает с текстами правовых актов - информационно-справочных юридических систем. Эти компьютерные системы обеспечивают пользователю весь необходимый ему информационно-правовой сервис при работе с правовыми базами данных. Вторая задача, в решении которой компьютерные технологии демонстрируют свою эффективность - это систематизация законодательства. Вообще проблема систематизации законодательства не связана с компьютерными технологиями - она постоянно стояла (и до появления компьютеров) перед обществом - и обусловлена тем, что законодательные акты надо приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня (отменять, изменять устаревшие акты, издавать новые, более совершенные и более обобщенные акты и т.д.). Однако без использования компьютерных технологий проводить систематизацию законодательства, включающего сотни тысяч текстов правовых актов, чрезвычайно затруднительно. Именно компьютерные технологии предоставляют необходимый инструментарий для проведения всеобщей инвентаризации (ревизии) правовых актов, а затем инкорпорации и консолидации законодательства. Пользователь правовых баз данных для успешной работы с законодатель-ными актами должен также владеть методологией анализа законодательства и средствами юридической техники. Любая современная компьютерная информационно-справочная юридическая система уже включает в себя результат определенной инкорпорации, достигнутый усилиями фирм - разработчиков правовых баз данных. Кроме того, надо иметь в виду, что применение формально-логических методов обработки правовой информации развивает методологический аппарат анализа и систематизации законодательства и методы юридической техники. Поэтому пользователи, которые хотят успешно решать правовые вопросы, должны иметь представление о методах обработки правовой информации. Сегодня за рубежом разработано и поддерживается достаточное количество правовых систем практически во всех странах, например: в США - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL; в Финляндии - FINLEX и др. Следует отметить, что в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер и используются на коммерческой основе [7]. В России первые правовые системы появились по инициативе государства. В рамках программы правовой информатизации в 1975 году был создан Научный центр правовой информатизации. Основная задача Центра - разработка справочных систем и государственный учет правовых актов. Созданная им правовая система долгое время была доступна только узкому кругу органов государственной власти и научных организаций. В настоящее время она известна как база данных «Эталон» НЦПИ Минюста России. Негосударственные справочные правовые системы стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. В 1989 году вышла первая версия системы «ЮСИС», в 1991 году - «Гарант», в 1992 году - «Кодекс», «КонсультантПлюс» и ряд других [6]. Всего на Российском рынке известно более десяти разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше являются наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем. Первоначально ИПС строились на основе стандартных систем управления базами данных (СУБД) по принципу элементарной картотеки и позволяли производить лишь простейший поиск документов по отдельным реквизитам. По мере совершенствования систем в них включались полные тексты документов, программные комплексы оснащались различными видами поиска, расширялись возможности аналитической работы с документами. Лучшие современные ИПС - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие сотни тысяч нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу, не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д. Процедура поиска требуемой информации в современных ИПС настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, что поиск завершается успешно даже при минимальной информации. Важной вехой в развитии ИПС стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных. Существенным дополнением к техническим возможностям ИПС стала юридическая обработка документов. Под этим понимается аналитическая работа юристов по проверке и исследованию нормативных актов в целом и их отдельных частей, по выявлению места документа в правовой системе, определению прямых и косвенных связей между документами и правовыми нормами. Составной частью юридической обработки является составление редакций документа, подготовка комментариев и справок. Таким образом, пройдя несколько этапов в своем развитии, современные ИПС представляют собой совокупность массива правовой информации и программного комплекса, позволяющего специалисту эффективно работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, определять место документа в правовой системе, выводить информацию на печать и т.д.). В настоящее время профессиональные юридические справочные системы, наиболее распространенные на рынке России достигли высокого уровня развития. При этом основную долю на рынке таких систем занимают только три системы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Эти ведущие системы отвечают профессиональному уровню и современным стандартам юридических систем, так или иначе реализуют наилучшие достижения в разработке справочных юридических систем. В соответствии с делением правовой информации на виды, информационно-правовые системы предоставляют пользователям самые разнообразные правовые ресурсы. Разработчики информационно-правовых систем предлагают несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. Все эти системы можно условно разбить на несколько групп [8]. |
Информационные ресурсы, предоставляемые правовыми системами | | | | | | | | Профессиональные юридические системы | Системы арбитражной и иной правоприменительной практики | Информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы) | Отраслевые справочные системы (специализированные справочные системы) | Электронные правовые справочники | | |
При комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, может использоваться комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации. Профессиональные юридические системы включают универсальные и специализированные разделы базы данных, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов РФ. В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике. Рассмотрим более подробно состав этих разделов. Системы арбитражной практики содержат судебную, арбитражную и иную правоприменительную практику в России, нормативные акты, формы процессуальных документов, справочную информацию и т.д. Системы строятся по территориальному, тематическому принципу или по принципу принадлежности документов к определенной судебной инстанции. Информационно-консультационные системы включают комментарии к законодательству и консультации по его применению. Достаточно часто в них помещаются аналитические разработки, позволяющие эффективно применять законодательство в различных ситуациях (например, «Налоговый календарь», «Справочник курсов валют» и т.п.). Практически во всех системах есть раздел, состоящий из типовых бланков деловых бумаг, соответствующих действующему законодательству и отвечающих требованиям современного делопроизводства (формы бухгалтерской отчетности, грузовая таможенная декларация, договоры, контракты, формы исковых заявлений и др.). Отраслевые справочные системы представляют собой полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой информации для специалистов отдельных отраслей. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных областях экономики. В основу всех систем положены разделы с правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и ведомственные узкоотраслевые акты. При комплектовании этих разделов в обязательном порядке учитывается мнение специалистов, ведомств, а также наиболее авторитетных организаций. Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами, куда включаются действующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие документы, определяющие технические и организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет выбрать пользователю только необходимую в работе информацию. Важное значение при комплектовании систем придается подготовке разделов со справочной и аналитической информацией. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов. Все документы представлены в виде электронных копий официальных изданий, в полном объеме отражающих содержание оригиналов, включая формулы, таблицы, рисунки, схемы и т.д., что требует применения специальных технологий обработки документов. Обобщение и анализ требований, предъявляемых специалистами к информационным ресурсам, позволили создать ряд специализированных справочных систем для различных отраслей. Среди них наиболее динамично развивающиеся и «документоемкие» - электронные правовые справочники, которые представляют собой информационно-аналитические системы многоцелевого назначения. Информация для справочников отбирается квалифицированными специалистами таким образом, чтобы наиболее полно отразить позицию законодателя по тому или иному вопросу и предоставить пользователю максимум правовых материалов. В результате каждый электронный правовой справочник представляет собой своеобразный дайджест, сформированный по тематическому принципу, содержащий образцы правовых документов с подробными разъяснениями юристов по порядку их оформления, ответы юристов, разъясняющие порядок действий граждан в типичных ситуациях, обобщение судебной практики по отдельным вопросам, юридические словари и т.д. Некоторые справочники содержат электронные версии печатных изданий. Использование разделов с аналитическими авторскими материалами позволяет существенно упростить работу по сопоставлению экономических и юридических категорий и терминов, по установлению корректности использования норм законодательства в конкретных ситуациях. Заключение Таким образом, технологии компьютерных информационно-правовых систем позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения ИПС. Уникальные свойства компьютерных систем позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме, при этом систематизированные по определенным правилам, в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами. Однако в сфере использования в праве компьютерных технологий имеются и проблемы, к числу которых относится: - отсутствие четких указаний на то, какие документы могут (или не могут) быть использованы в коммерческом обороте в виде электронного сообщения, отсутствие требований к структуре и форме такого электронного сообщения; - неопределенность позиции законодателя по отношению к такой категории, как электронная подпись, технология которой позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога; - неясно, какие именно средства защиты информации от несанкционированного доступа получают правовое признание - только лишь электронная цифровая подпись или вся совокупность аналогов собственноручной подписи, используемых при электронном обмене данными, как-то: шифры, коды, пароли и т.д.; - не установлена обязанность посредников - поставщиков услуг по организации электронной связи (например, торговых систем) - хранить, предоставлять по запросу сторон или официальных органов, либо подтверждать подлинность созданных и переданных с их помощью электронных документов. Решение перечисленных и иных проблем видится в совершенствовании механизма правового регулирования. Например, речь идет о принятии закона о регулировании электронного документооборота в РФ. Этот закон должен применяться к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте коммерческой деятельности. Список используемой литературы 1. Указ Президента РФ «Концепция правовой информатизации России» от 28.09.93 г. №996 (в ред. Указов Президента РФ от 19.11.2003 №1365, от 22.03.2005 №329). 2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики / О.А.Гаврилов. - М.: НОРМА-М, 2002. - 432 с. 3. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие / Под ред. Н. Полевого, В. Крылова. - М.: БЕК,1994. - 304 с. 4. Пешин Н.Л. Правовые проблемы применения компьютерных технологий в системе российского права. Доклад на Всероссийской конференции «Право и Интернет: теория и практика» / Н.Л. Пешин. - М.: Российский фонд правовых реформ, 2000. - 12 с. 5. Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика / Н.С.Полевой. - М.: МГУ, 2001. - 328 с. 6. Рогозин В. Правовая информатика. Курс лекций / В.Рогозин. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. - 148 с. 7. Степанов В.И. Роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в развитии правовой информатизации общества / В.И.Степанов // Вестник ТГПУ. - 2006. Выпуск №11. - С.7-11. 8. Щербачёва Л.Ф. Правовые информационные системы. Методическое пособие / Л.Ф.Щербачёва. - М.: МФЮА, 2003. - 104 с.
Страницы: 1, 2
|