на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимодействие следователя с органами дознания
ледователь и оперативный работник обязаны совместно обсу-дить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст-вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред-ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо-ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо-ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга-ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись. Илясов Д.Н. О практике выполнения требований временной инструкции об особенностях взаимодействия подразделений органов предварительного следствия по расследованию организованной преступной деятельности и оперативных подразделений криминальной милиции // Информационный бюллетень СК при МВД России. - 2004. - № 1. - С. 49.

В ходе предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ-ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе-ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен-ные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и ор-ганов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Процессуальными формами являются:

- поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;

- содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;

- уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.

Поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость дать рассматриваемые поручения может воз-никнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и осно-ваний к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные варианты опе-ративно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаи-модействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де-лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра-зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела: Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. - М: Новый юрист. -1997. - С. 228.

возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновни-ки которых остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предвари-тельным расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами. Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необ-ходимы для значительного повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу. Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбу-ждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и со-ставляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования различных источников информации при помощи кото-рых можно узнать, кто совершил преступление. В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления.

Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. Согласно п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об опера-тивно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие право-мочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпри-нимаемых для достижения преступных целей. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. - 1973. - № 12. - С. 106.

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельно-сти» сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих опера-тивно-розыскную деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о криминальных фак-тах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной. В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на указанную спецслужбу возложе-на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо-гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна-ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив-но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со-ответствующие подразделения ФСБ. Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации. То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, на-правленные на установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах. Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея-тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред-ставляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразде-ления проверяет ее. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред-варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения пе-репроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предвари-тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси-ровать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих опера-тивно-служебных документах результаты проведенных или провероч-ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; за-держан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководи-теля оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив. Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

Поручение следователя органу дознания о производстве следст-венных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых мо-жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова-теля.

Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в про-цессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ-ций. Практически такое положение несущественно потому, что следо-ватель физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых кон-кретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по делу, например, о квартирной краже, совер-шенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно-розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следст-венных действий в одно и тоже время. Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в за-висимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей производились работниками органов дозна-ния по 76% изученных архивных уголовных дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки - по 6 %, задержания в - по 18%, освидетельствование - по 3,7 % и поручение об-разцов для сравнительного исследования - по 2 % дел. Здесь уместно привести и полученные данные о принадлежности к тем или иным службам органов дознания, непосредственных испол-нителей следственных действий. Так, по 76,3% уголовных дел были ра-ботники уголовного розыска, по 11,5% - работники ОБЭП, по 25,7% -участковые уполномоченные, по 6,4% - работники ГИБДД, по 2,6% - паспортные работники и по 2,2% дел - работники других служб. На практике имеют место случаи, когда (особенно о производ-стве розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.

Содействие органа дознания следователю в производстве от-дельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действи-ях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следо-вателю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное дей-ствие, а также когда в связи с таким действием возникает необходи-мость осуществить функции, присущие органам дознания.

В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться; Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.

в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;

в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;

в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;

в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от-дельных следственных действий;

в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных след-ственных действий;

в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направ-ленных на повышение эффективности производства отдельных следст-венных действий.

Рассмотрим каждую из указанных форм:

Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных дейст-вий. К этой группе форм содействия относятся:

- оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания.

- оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где бу-дет проводиться обыск.

- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.