на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взыскания
p align="left">

Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от последовательности совершения принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа - установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 37 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные отношения, в которых одна сторона обязана претерпеть меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития - этап ответственности. Однако если в течение давности срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности.

Для того чтобы юридически грамотно решать вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 3 7 КоАП устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически -- фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 37 КоАП предусматривает два исключения: во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения; во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Таким образом, в ст. 37 КоАП названы три варианта определения начала течения срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями и месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.

В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершено нового административного правонарушения.

Законодательством предусмотрена также обязанность возместить причиненный ущерб.

В ст. 39 КоАП закреплено, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

5. Наложение взысканий за множественность административных проступков

В настоящее время проблема множественности правонарушений стала весьма актуальной. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу, как правило, больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений - явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одного и того же лица отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан.

Первым признаком является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Среди деяний, которые образуют множественность, могут быть составы и преступлении, и проступков, а также и те и другие одновременно. Но если несколько проступков, каждый из которых образует самостоятельный состав, вместе представляют собою качественно иное явление - единое преступление и ни за одно из них виновный еще не понес ответственности, то мы имеем дело с одним преступлением, одним составом, а не с суммой проступков. В качестве примера можно назвать систематическое спаивание несовершеннолетнего: несколько правонарушений образуют единое преступление.

Вторым признаком множественности правонарушений является единство их субъекта. Все противоправные деяния в этих случаях совершаются одним лицом, которое одновременно пли разновременно выполняет несколько самостоятельных составов правонарушений. Несколько самостоятельных составов только в том случае образуют множественность, если у них единый субъект.

Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении. Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за несколько правонарушений сразу пли за рецидив. Такими обстоятельствами, например, являются:

1) истечение сроков давности;

2) акт амнистии, устраняющий применение наказания за совершение деяния или снимающий судимость;

3) помилование;

4) отсутствие жалобы потерпевшего по уголовным делам частного-обвинения;

5) досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков - совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив. Под первой понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее.

Следующий критерий классификации - характер поведения субъекта. Здесь мы выделяем идеальную и реальную совокупность административных проступков.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений высвечивает еще одну характерную черту

данной системы - связь со сроками давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных однородных, тождественных антиобщественных действий Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. Вопрос же о выборе меры воздействия регулируется ст. 35 КоАП. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия. [8, c. 118]

Заключение

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

В статье 23 КоАП РБ закреплены следующие административные взыскания:

1. Предупреждение.

2. Штраф.

3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты).

5-1. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения.

6. Исправительные работы.

7. Административный арест.

Законодательными актами Республики Беларусь может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Данная система административных взысканий характеризуется рядом особенностей:

1. Эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных взысканий.

2. Иные виды административных взысканий, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РБ.

3. Административные взыскания в рамках системы дифференцируются на основные и дополнительные (возмездное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров и транспортных средств), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных.

4. В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Это позволяет при наложении взысканий за административное правонарушение в максимальной степени учитывать характер проступка и личность нарушителя.

5. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.

Таким образом, в рамках системной общности административные взыскания не однородны, они отличаются друг от друга своими специфическими особенностями. Будучи примененными, они могут затрагивать различные сферы прав и интересов личности.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном (предупреждение), либо в материальном воздействии на правонарушителя (например, штраф).

Взыскания могут быть разовыми, единовременными (предупреждение, штраф, конфискация) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, исправительные работы, лишение прав).

Используемая литература:

1. Конституция Республики Беларусь с изм. и доп. Мн., Амалфея, 1999.

2. Кодекс об административных правонарушениях. Мн., Амалфея, 2001.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1653 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 30.

4. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 9. 1999. № 30.

5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 7, 5/5000; 2002. № 6, 5/9117.

6. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие. - Мн.: Амалфея, 2002.

7. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь. - Могилев.: «Могилевская областная типография», 1999.

8. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб пособие. - Мн.: 1996.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.