на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы
p align="left">На отсутствие системности в понятийном ряду указывает и то обстоятельство, что нет терминологической определенности понятий «формы ответственности», «виды ответственности» и «меры ответственности». Нередко термины «виды ответственности» органов и должностных лиц местного самоуправления и «формы ответственности» используются как тождественные. В одних случаях авторы используют отраслевую классификацию юридической ответственности, при этом отождествляют понятия «виды» и «формы» ответственности Пешин Н.Л. Муниципальное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. М.: Статут, 2007. С. 243.. В других случаях под видами ответственности понимаются конкретные меры принуждения (меры ответственности -- например, прекращение полномочий органа местного самоуправления, возмещение вреда), что, очевидно, не согласуется с отраслевой структурой права и соответствующей классификацией юридической ответственности, а отраслевые виды ответственности рассматриваются в качестве ее форм Амирбеков К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // Право и жизнь. 2005. N 31. и т.д.

Таким образом, если раньше теоретиков права упрекали в отсутствии единого, общепризнанного понятия юридической ответственности, в том, что существует множество концепций, каждая из которых имеет свой понятийный аппарат, позволяющий осуществить содержательный анализ предмета исследования на ее собственном языке, Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 2003. С. 9. то сейчас такой упрек может быть адресован, прежде всего, представителям отраслевых юридических наук и заключается он в том, что многие из них используют теорию юридической ответственности при проведении отраслевых исследований, разрушают понятийно-категориальный аппарат, формируют теоретические конструкции, которые все больше приобретают черты некой множественности не согласованных между собой понятий и терминов.

Тревогу вызывает не только отсутствие системности в понятийном ряду, но и откровенная подмена понятий, которую авторы нередко допускают в своих исследованиях, что в свою очередь разрушает основы общей теории правонарушения и юридической ответственности. Так, у некоторых авторов отзыв депутата -- это уже не мера (форма) ответственности, а деликт (хотя по контексту речь идет о деликте, который служит основанием отзыва), состав правонарушения -- это состав юридической ответственности и т.п. Естественно возникает резонный вопрос о корректности таких заявлений и формулировок. Ведь они противоречат всем канонам теории права.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что теория юридической ответственности в настоящее время переживает не лучшие времена. На это указывают следующие обстоятельства: во-первых, несмотря на существующий интерес к проблемам юридической ответственности, наблюдается некоторый застой в развитии ее общей теории; во-вторых, достижения общей теории юридической ответственности крайне неумело используются в отраслевых исследованиях, что приводит к появлению множества заблуждений по поводу сущности юридической ответственности, ее оснований, закономерностей возникновения, реализации и т.п. Думается, что пришло время всем заинтересованным исследователям всерьез задуматься о том, к чему может привести такая тенденция в развитии теории юридической ответственности. Автор настоящей статьи призывает всех заинтересованных коллег к активизации усилий по преодолению этого «кризиса», который в настоящее время переживает теория юридической ответственности.

1.2 Механизм юридической ответственности

Механизм правовой ответственности в юридической науке объясняется его нормативной природой. Нормативность -- объяснительный ключ к фактам единообразия в человеческом поведении. Это то, что, независимо от индивидуальных оттенков поступков, их различным субъективным значением для каждого индивида делает поступки разных людей действием определенного типа

Нормативный аспект ответственности проявляется в трех отношениях: в стремлении участника социального взаимодействия к нормативному обоснованию своих позиций и действий; в существовании правил и норм социального взаимодействия; в наличии критериев, которыми апеллируют участники социальных взаимодействий в контексте понятия справедливости. Вместе с тем ученые отмечают, что категория справедливости (правильности) не может выступать действительно реальным критерием оценки и регуляции отношений участников конфликта в силу ситуативности и вариативности ее интерпретации. В любом случае в механизме юридической ответственности актуализируется роль права как системы правил (норм, принципов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством; как системы моральных норм, взятых государством под свою охрану и гарантию; как меры свободы поведения личности. В социологической теории происхождение права связывается с нормами и обычаями -- привычными правилами поведения. Право выражено в социальных нормах, обеспечивающихся принуждением со стороны государства Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 2004. С. 228.. Из их числа государство в процессе эволюции отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (обеспечивающие защиту власти и привилегий), придав им силу юридического обычая (закона).

Единого понимания категории «правовой механизм» в современном отечественном правоведении не существует Шундиков К.В. Правовые механизмы: Основы теории // Государство и право. 2008. N 12. С. 12, 15.. Характеристика механизма в широком смысле предполагает учет сложности его структурного строения; системности, согласованности организации его элементов; динамичности определенной целенаправленной деятельности; подверженности ее внешнему управлению или самоуправлению и др.

Понятие «механизм» в юридической науке используется для конструирования целого ряда юридических абстракций: механизм правового регулирования, механизм правового воздействия, механизм действия права, механизм процессуального регулирования, механизм правотворчества, механизм реализации права, механизм правоприменения, механизм обеспечения прав и свобод человека, правоохранительный механизм, механизм формирования правомерного поведения, механизм правового стимулирования и др.

Существенным свойством правового механизма является его системный характер, характеризующийся устойчивым комплексом взаимосвязанных правовых инструментов, призванных работать как единое целое. В связи с этим практически значимой характеристикой правового механизма является завершенность инструментальной структуры.

Правовые механизмы, необходимые для реализации конкретной задачи, представляют собой объемные и сложные нормативные конструкции -- определенный набор юридических регуляторов (правовых средств). Их составляют права, обязанности, запреты, принципы, презумпции, фикции, сроки, процедуры, меры поощрения, ответственности и др. При этом достаточность необходимого комплекса правовых инструментов в зависимости от масштабов поставленной задачи может весьма существенно варьироваться.

Известно, что правовые конструкции законов или межгосударственных соглашений призваны закладывать основы правового регулирования, т.е. формируют правовые отношения общерегулятивного уровня. Этим объясняется необходимость доработки заложенных в них правовых механизмов, формирование недостающих элементов. Для успешного решения названной задачи требуется согласованная работа большого количества правотворческих субъектов различных уровней: федерального, регионального, муниципального, локального. Если же данная задача не выполняется либо выполняется не до конца, то конструкция необходимого правового механизма оказывается незавершенной и цели правового регулирования в полном объеме не реализуются.

В правовом механизме актуализируется значение правового регулирования -- сложного и многообразного процесса, осуществляемого с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, регулирующий ту или иную совокупность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования.

Термин «механизм правового регулирования» в юридической науке понимается как система правовых средств, обеспечивающих результативное правовое воздействие на общественные отношения; как теоретическая конструкция, призванная отразить логику специально-юридического воздействия на жизнь социума, показать, какие этапы этот процесс включает и какие правовые инструменты оказываются задействованными на каждом из них Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 2002. С. 9..

Большинство специалистов признают наличие в структуре механизма правового регулирования как минимум трех основных звеньев: юридических норм, правовых отношений и актов реализации прав и обязанностей Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации -- Юристъ, 2004. С. - 256..

Механизм правового регулирования, подчеркивает В.Н. Хропанюк, это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Основные структурные элементы механизма правового регулирования, по мнению ученого, составляют:

- нормы права как нормативная основа механизма правового регулирования, конструирующая модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства;

- правоотношения, посредством которых общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности лиц или организаций (правоотношения устанавливают персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений);

- акты реализации юридических прав и обязанностей -- фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов.

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависят от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования, подчеркивает В.Н. Хропанюк.

Более широкая трактовка механизма правового регулирования включает всю системную совокупность явлений, рассмотренную в ее функциональном аспекте, в том числе субъектов правового регулирования и юридически значимые результаты их деятельности.

Регулирование юридической ответственности происходит путем установления управомоченного и обязанного поведения, запретов или велений совершать или не совершать определенные действия, а норма права выступает эталоном возможного или должного поведения. По этому эталону определяется правомерность или противоправность действий, а правовая ответственность формализуется правовыми нормами, устанавливается ими. Установление статутной (единой) ответственности имеет место до факта правомерного или противоправного поведения. Статутная ответственность -- это объективно обусловленная, установленная законом и охраняемая государством необходимость (обязанность) осознанного и добровольного выполнения правовых предписаний участниками правоотношений. Она выполняет конструктивно-регулятивную функцию, является образцом (конструкцией, моделью) действительно ответственного и должного поведения. Позитивный и негативный аспекты (формы) реализации юридической ответственности представляют собой отношение субъектов правоотношений к статутной ответственности Черных Е.В. О нормативном характере юридической ответственности // Вопросы теории государства и права. 2008. Вып. 1(10). С. 80 -- 81..

Юридическая ответственность едина, но имеет различные аспекты (формы) реализации. «Право -- не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Это корреляционные категории. ответственность -- такая же объективная необходимость, как и свобода».

Таким образом, механизм правового регулирования -- есть система этапов регулятивного правового воздействия, характеризует процесс и функциональные закономерности правовой формы, а правовой механизм -- система нормативных юридических средств. Его функциональная роль заключается главным образом в обеспечении реализации поставленных в законе целей, реализации интересов субъектов правоотношений до определенного логического результата.

Нормы права как формализованные волевые положения, отражающие идеальные модели социальной практики, безусловно, являются материальной основой правового механизма. Правовая норма как разновидность социальной нормы выступает в качестве нормативной основы юридической ответственности. Основания юридической ответственности обусловлены включенностью субъекта в общественные отношения и его связанностью предъявляемыми требованиями. В правовой норме эти требования только формализуются и приобретают общеобязательный, властный, обеспечиваемый государственным принуждением характер. Общественные отношения и вытекающие из них требования находят свое закрепление в правовых нормах, которые начинают оказывать на них обратное регулирующее, развивающее, упорядочивающее воздействие. Нормативный правовой акт -- это официальный государственный письменный документ, являющийся основным источником права, изменяющим или отменяющим правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2006. С. 124..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.