на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Юридические лица как субъекты гражданского права
b>Образование юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота п
осредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст. 47 ГК).

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: 1) распорядительный, 2) разрешительный и 3) явочно-нормативный.

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например, Советы депутатов.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос, принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом, в частности, образуются жилищно-строительные кооперативы (п.п. 4-7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. №400) СЗ БССР. 1984. № 34. Ст.500; 1988. № 2. Ст.433; Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст.315..

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочнонормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.п. 1 и 2 ст. 47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (коммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. №22) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 109, 1/1779..

Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» Национальный реестр правовых актов. 1999. № 9. 1/65..

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. №11 и Декретом Президента от 26 января 1999 г. №2.

В соответствии с указанными нормативными актами регистрация юридических лиц осуществляется:

· юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями Министерством иностранных дел;

· банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Национальным банком;

· страховых и перестраховочных организаций Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов;

· субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций администрациями свободных экономических зон;

· субъектов хозяйствования, за исключением указанных выше, облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, осуществляется также горисполкомами областных центров.

Регистрация (перерегистрация) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений осуществляется Министерством юстиции; территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации).

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1999 г. №927) Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 17. Ст.490. и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Виды юридических лиц

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: а) собственность, на основе которой они образованы; б) права учредителей (участников, членов) юридического лица на имущество последнего; в) цель деятельности юридических лиц; г) соподчиненность юридических лиц.

Деление юридических лиц на виды в зависимости от форм собственности, на основе которой они созданы

По этому критерию юридич
еские лица делятся на:

а) созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);

б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;

в) созданные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц). Сущность и значимость этого деления юридических лиц состоит в том, что можно определить, в чьих интересах они создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладание ими властными правомочиями.

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица

По этому критерию юридические лица делятся на три вида: а) юридические лица, учредители (уч
астники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся государственные юридические лица, т.е. основанные на собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, образованные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом; б) юридические лица, учредители (участники, члены) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц; в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники, члены) имеют только обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы (ст. 44 ГК).

Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения прибыли между ее учредителями (участниками, членами).

Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (членами).

Соподчиненность юридических лиц

По соподчиненности
юридические лица делятся на основные, дочерние и зависимые. Статьи 105 и 106 ГК предусматривают деление хозяйственных обществ на основные и дочерние, участвующие (преобладающие) и зависимые.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества), а последнее отвечает солидарно с дочерним обществом по его сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных для него указаний основного общества. В случае экономической несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (ст. 105 ГК).

Если по вине основного общества дочернему обществу причинены убытки, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать их возмещения основным обществом (товариществом), если иное не установлено законодательством о хозяйственных обществах.

Зависимым хозяйственным обществом признается хозяйственное общество, в котором другое хозяйственное общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточном в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно (п. 1 ст. 106 ГК).

Законодательством определяются пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных фондах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц:
слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них в порядке генерального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 54 ГК). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК). В случае разделения юридического лица его права и обязанности в порядке сингулярного правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 54 ГК). При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке сингулярного правопреемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 54 ГК). При преобразовании юридического лица оно приобретает новую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п. 5 ст. 54 ГК).

Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако в случаях и в порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. В частности, в соответствии с законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополитической деятельности и развитии конкуренции» в редакции Закона от 10 января 2000 г. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 36. Ст.569; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 8. 2/139. антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.