на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Юрилические лица - общая характеристика
p align="left">Особое место в доктрине юридического лица занимает концепция его существования как реального субъекта реальных общественных отношений. Основатель ограниченной теории юридического лица О.Гирке утверждал, что юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм, на который государство, но не призывает его к жизни.

Изучая данные теории можно отметить ряд разногласий возникающих между юристами в наше время. Одни считают что, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а реальные настоящие потребности живых людей, и субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа определенно реальные, созданные самой жизнью или законодателем. Точка зрения других заключается в том, что необходимость объединения, защиты общих интересов участников в экономических отношениях перестали иметь главенствующее положение при создании юридического лица. Они утверждают, что юридическое лицо - это не социальная реальность, а фикция, камуфляж.

Если ранее теорию фикции разделяли далеко не все исследователи, были популярны другие теории, например теория коллектива, теория социальной реальности и др., то постепенно в конструкции юридического лица все отчетливее стало проявляться фиктивность их существования. В настоящее время основной теорией, объясняющей сущность юридического лица на Западе, является именно теория фикции.

Правовые основы деятельности юридических лиц в современном российском праве

§1.Создание и реорганизация юридического лица

От общей теории юридических лиц мы переходим к применению конкретных норм российского законодательства. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" вступил в силу с 1 июля 2002 года. Необходимость его принятия прямо предусматрива-лась не только действующим Гражданским кодексом РФ, но и другими федераль-ными законами об отдельных видах юридических лиц. Данный Закон был при-зван установить единую процедуру государственной регистрации фактов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц на всей территории России.

В настоящее время государственная регистрация индивидуальных предприни-мателем и юридических лиц возложена на местные администрации либо специ-ально созданные органы. Например, в Москве регистрация осуществляется Мос-ковской регистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области -- Московской областной регистрационной палатой и ее территориальными агентства-ми.

В соответствии с нормами п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК РФ Закон о регистрации должен был передать эти функции органам юстиции, возложив на них обязанно-сти по ведению государственных реестров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако Закон умалчивает о том, какой конкретно орган и ка-ким образом будет осуществлять государственную регистрацию и вести единый государственный реестр юридических лиц.

В ст. 2 Закона говорится, что государственная регистрация осуществляется ка-ким-то неизвестным "федеральным органом исполнительной власти", уполномо-ченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституци-онным законом "О Правительстве Российской Федерации". Ведение государствен-ного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы, осуществляется также "регист-рирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Феде-рации" (ст 4). Более того, согласно ст. 10 Закона специальный порядок регистра-ции отдельных видов юридических лиц может устанавливаться другими феде-ральными законами. К тому же в Законе ничего не говорится о проведении регистрирующим органом какой-либо проверки соответствия представленных учредителями документов требованиям действующе-го законодательства; об ответственности учредителей за представление недосто-верных (неточных или заведомо ложных) сведений. А ведь подобный мировой опыт есть. Например, в соответствии с нормами финского Закона "О компаниях" 1978 го-да в редакции от 14 февраля 1997 года представление в регистрирующий орган ложных сведений об оплате уставного капитала и некоторые другие нарушения порядка создания компании квалифицируются как преступления в сфере корпоративного права и наказываются штрафом или тюремным заключением на срок до одного года.

Закон не урегулировал порядок образования имущественной базы учреждаемого юридического лица. Российский законодатель рассматривает юридическое лицо с позиций теории фикции (олицетворения), то есть как правовое средство, прием юридической тех-ники, искусственный субъект права, существование которого признается только после государственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным и прио6ретает правоспособность только с момента государственной регистрации (п. 2 с 51. п. 3 ст. 49 ГК РФ). Аналогичным образом юридическое лицо считает-ся прекратившим существование (ликвидированным) после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Между тем нормы п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 2 ст. 16 ФЗ "Об обществах с ограни-ченной ответственностью", п. 1 ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 10 Ф3 от 10 апреля 1996 года "О производственных кооперативах" предпи-сывают учредителям общества оплатить не менее 50 процентов уставного капита-ла, а члену кооператива -- не менее 10 процентов его паевого взноса уже к моменту государственной регистрации, то есть тогда, когда, с позиции того же законода-теля, юридическое лицо еще не существует.

Однако в новом Законе о регистрации по-прежнему не сказано, каким образом учредите-ли могут передать деньги или любое другое имущество еще не созданному юридическому лицу.

Возможный вариант решения згой проблемы -- конструкция предварительного общества, существующая в германском праве.

На стадии между учреждением и регистрацией общества существует будущее, или предварительное, общество, которое представляет собой переходный этап на пути к окончательному возникно-вению общества как юридического лица.

Законодательное регулирование конструкции предварительного общества от-сутствует. Правовая наука и судебная практика рассматривают предварительное общество как объединение особого вида, которое не является юридическим лицом, но при этом обладает некоторыми правомочиями, свойственными лишь субъекту права.

Никакой критики не выдерживают формулировки норм Закона о регистрации, посвященные процедуре реорганизации (ст. 14-16). По-прежнему не определен правовой механизм реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), отсутствие которого порождает множе-ство споров на практике. Между тем данный Закон должен был устранить пробе-лы, имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах (ст. 15-20 ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 51-56 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 16 ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.).

По действующему законодательству в случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридиче-скому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 ФЗ об АО, ст. 56 ФЗ об ООО, ст. 17 ФЗ «О некоммер-ческих организациях» и др.).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а сами сливающиеся юридические лица прекращаются (п. I ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ФЗ об АО, п. 1 ст. 52 ФЗ об ООО и др.).

В случае присоединения даного юридического лица к другому, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица с прекраще-нием присоединяющегося юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ФЗ об АО, п. 1 ст. 53 ФЗ об ООО и др.).

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам с прекращением разделяющегося юридиче-ского лица (п. 3 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 18 ФЗ об АО, п. 1 ст. 54 ФЗ об ООО и др).

В ходе выделения из состава юридического лица одного или нескольких юри-дических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности (п. 4 ст. 58 ГК РФ, П. 1 ст. 19 ФЗ об АО, п. 1 ст. 55 ФЗ об ООО и др.).

В процессе реорганизации юридического лица возникает универсальное право-преемство (ст. 129. 337 ГК РФ).

Как подчеркивают цивилисты, правовое регулирование универсального правоприемства при реорганизации юридических лиц должно увязать переход прав и обязанностей с переходом деятельности преобразованного юридического лица к его правопреемнику; распределить эти обязанности и ответственность за их нару-шение между несколькими правопреемниками в соответствии с распределением между ними его деятельности: защитить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Положения Закона о регистрации не отвечают этим требования ни с точки зрения их теоретической проработки, ни с позиций юридической практики.

Во-первых, нужно учитывать, что юридическое лицо, как любой субъект права, обладает целым комплексом вещных, обязательственных, исключительных и кор-поративных прав и обязанностей как имущественного, так и неимущественного характера. Приобрести конкретное имущество, права и обязанности в порядке правопреемства или иным способом (п. 1 ст. 129, ст. 382 ГК РФ) может только субъект права, то есть уже созданное (зарегистрированное) юридическое лицо, обладающее правоспособностью (п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Думается, что и передавать весь этот комплекс прав и обязанностей от право-предшественника к правопреемнику следует до того, как реорганизуемое юриди-ческое лицо прекратит свое существование (будет исключено из государственно-го реестра).

Во-вторых, согласно пп. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе слияния, присоединения или преобразования осуществляется в соответствии с передаточным актом.

Возникает вопрос о правовой природе передаточного акта. Судебная практика не считает акты приема-передачи гражданско-правовыми сделками, полагая, что они являются документами, оформляющими последствия сделок, их исполнение, фактическую передачу имущества, прав и обязанностей.

В-третьих, следует учитывать, что юридическому лицу могут принадлежать следующие объекты гражданского права: ценные бумаги; недвижимое имущество; авторские права; патенты; права на товарные знаки и знаки обслуживания; нема-териальные блага (фирменное наименование, деловая репутация), иное имущество и права (ст. 129 ГК РФ). Поэтому даже если рассматривать передаточный акт как двустороннюю сделку (в смысле ст. 153 ГК РФ), совершаемую, в простей пись-менной форме, следует учесть, что сделки по передаче некоторых видов имущества либо прав, требуют соблюдения особых правил, установленных законом (ст. 163-165 ГК РФ).

Таким образом, юридический состав универсального правопреемства в процессе присоединения (поглощения) включает в себя совокупность следующих юридических факторов:

1. принятие присоединившегося юридическим лицом решения о реорганизации и форме присоединения к другому юридическому лицу;

2. принятие "принимающим" юридическим лицом решения о поглощении дру-гого юридического лица (присоединяющегося);

3. получение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);

4. заключение между "принимающим" и "присоединяющимся" юридическим лицом договора о присоединении (поглощении); составление передаточного бух-галтерского баланса, отражающего состав и стоимость передаваемого имущества;

5. заключение договоров, опосредующих передачу комплекса прав и обязанно-стей (авторских, об уступке патента, о передаче исключительного права на фир-менное наименование и др.);

6. фактическая передача имущества, прав и обязанностей присоединяющегося юридического лица "принимающему" юридическому лицу, оформляемая переда-точным актом; составление сводного бухгалтерского баланса;

7. прекращение присоединяющегося (поглощенного) юридического липа (ис-ключение из государственного реестра юридических лиц).

Сложный юридический состав универсального правопреемства в процессе слияния (присоединения) юридических лиц состоит из следующих юридических фактов.

1.принятие каждым из сливающихся юридических лиц решения о реорганиза-ции в форме слияния; олучение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);

2. заключение договора о слиянии; составление передаточных бухгалтерских ба-лансов, отражающих состав и стоимость передаваемого имущества;

3. государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем слия-ния;

4. заключение между каждым из сливающихся юридических лиц и созданным в процессе слияния юридическим лицом соответствующих договоров, опосредующих передачу отдельных видов имущества, имущественных либо неимущественных прав и обязанностей;

5. фактическая передача имущества, прав и обязанностей сливающихся юриди-ческих лиц созданному в процессе слияния юридическому лицу оформляемая передаточным актом; составление сводного бухгалтерского баланса,

6. прекращение юридических лиц, принявших решение о слиянии (исключение из государственного резерва).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.