p align="left">МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения в случае их введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного режима, правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; организует мероприятия разрешительно - регистрационной системы по вопросам своей компетенции и т.д. Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи. Для координации деятельности МВД России и ее органов с правоохранительными органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений на основании решения Правительства Российской Федерации и договоренностей МВД России с компетентными органами принимающих государств, в последние могут направляться представители МВД России, задачи и функции которых определены в Положении о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года. Задачи и функции министерств внутренних дел республик в основном аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей республики; они непосредственно осуществляют руководство районными, городскими органами внутренних дел. Управления (главные управления) внутренних дел других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют контроль и надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечивают безопасность дорожного движения, пожарную безопасность; разрабатывают и проводят мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия; организуют работу по вопросам разрешительно-регистрационной системы; осуществляют охрану собственности; обеспечивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки боеприпасов, взрывчатых веществ, оружия в пределах своей компетенции и т.д. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением. Таких форм можно выделить несколько: а) административная; б) оперативно-розыскная; в) уголовно-процессуальная; г) деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы. Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная деятельность. Она, как правило, является внешней по отношению к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы. Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выполнения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п. Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она предполагает также предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Действующее законодательство возложило эту функцию на довольно широкий круг подразделений и служб органов внутренних дел (криминальную милицию и милицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью. Государственную автомобильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России). Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в которую входят учреждения и органы, ее осуществляющие. Названная деятельность заключается в исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы; обеспечении законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также безопасности осужденных и персонала, работающего в них; привлечении осужденных к труду и обеспечении охраны их здоровья; исполнении и соблюдении норм уголовно-исполнительного законодательства и др. Задачи и полномочия органов внутренних дел в этом направлении закреплены в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел. Задачи и полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного порядка (ст. 132 Конституции Российской Федерации). В соответствии с действующим законодательством местная администрация в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью обеспечивает охрану общественного порядка на подведомственной территории. Охрана общественного порядка обеспечивается местной администрацией с использованием сил милиции общественной безопасности (местной милиции). Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразделение соответствующего органа внутренних дел. В своей деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции. В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведение органов местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, а также организация муниципальной пожарной службы. Органам местного самоуправления представлены значительные полномочия, позволяющие им влиять на деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления: а) входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию названных учреждений, о назначении на должность и освобождении от нее начальников соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы; б) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания; в) создают условия для этих учреждений и привлечения осужденных к труду; г) в необходимых случаях, с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, они вправе привлекать персонал учреждений для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п. Создаваемая при местной администрации наблюдательная комиссия осуществляет контроль за обеспечением законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Глава местного самоуправления, на территории которого находится такое учреждение, вправе посещать его без специального разрешения. Обеспечивая охрану общественного порядка, местная администрация принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, зрелищных и других массовых общественных мероприятий, а также в случае его массового нарушения. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют регистрационный учет граждан в населенных пунктах, за исключением городов, поселков, сельских населенных пунктов, закрытых военных городов, а также населенных пунктов, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образований, в которых имеются органы внутренних дел. В процессе своей деятельности органы местного самоуправления оказывают содействие и помощь органам внутренних дел и их сотрудникам (выделение служебных помещений, жилья для сотрудников, установка телефонов, материальная и финансовая поддержка, установление местных льгот и т.п.) Служба в органах внутренних дел Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, определяемую задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности. Прохождение службы в органах внутренних дел включает прием на службу, перемещение по службе, присвоения специальных званий, условия службы, прекращение службы и т.д. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской федерации от 23 декабря 1992 года. Все сотрудники, состоящие в кадрах органов внутренних дел, делятся на составы и им присваиваются соответствующие специальные звания: 1. Рядовой состав: рядовой милиции, внутренней службы, юстиции. 2. Младший начальствующий состав: младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик милиции, внутренней службы, юстиции; 3. Средний начальствующий состав: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан милиции, внутренней службы, юстиции; 4. Старший начальствующий состав: майор, подполковник, полковник милиции, внутренней службы, юстиции. 5. Высший начальствующий состав: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник милиции, внутренней службы, юстиции. При приеме на службу в органы внутренних дел должен соблюдаться ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 40 лет (в милицию -- до 35 лет). При этом для поступления на службу не является препятствием национальность, пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям. Однако должно учитываться такое требование, как: способность по деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на сотрудников служебные обязанности. Положение предусматривает ряд ограничений в приеме на службу. К ним относятся: возраст гражданина, состояние его здоровья, признание в силу решения суда гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, наличие имевшийся или имеющейся судимости. Запрещено также прохождение службы в одном органе внутренних дел сотрудников, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана либо с непосредственной подчиненностью, либо подконтрольностью одного из них другому. Прием на службу осуществляется путем заключения контракта между гражданином и соответствующим начальником органа внутренних дел, на основе которого последний издает приказ о приеме на службу.
Страницы: 1, 2, 3
|