p align="left"> Основными исходными положениями для изменения меры пре-сечения на более мягкую может стать появление новых, ранее неиз-вестных обстоятельств, исключающих ее применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано, тяжелая болезнь обви-няемого, которая несовместима с пребыванием в следственном изо-ляторе, и другие). Изменение меры пресечения на более мягкую, зачастую сопря-жено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей. Решение об отмене или изменении меры пресечения прини-мает орган или суд (судья), в производстве которого находится уго-ловное дело, о чем дознаватель, следователь, или судья выносят постановление (смотри приложение №16), а суд -- определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу. Постановление обязательно объявляется лицу, в отношении ко-торого отменена или изменена мера пресечения. Одновременно ему разъясняется порядок его обжалования, а копия немедленно вруча-ется лицу, в отношении которого принято такое решение. Копия этого процессуального акта направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием. В тех случаях, когда следователь не согласен с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отно-шении обвиняемого, он имеет право представить уголовное дело вышестоящему прокурору в порядке подчиненности, с изложением своих пожеланий и возражений в письменном виде. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц. Избрание меры пресечения возможно в тех случаях, когда она в ходе предварительного расследования не избиралась, а основания для ее избрания возникли в процессе судебного разбирательства. Судья (суд) рассматривает в состязательном процессе дело по существу, исследует относимые к мерам пресечения доказательства, принимает решения о мерах пресечения в ходе судебного разбира-тельства и по его итогам. Принятое судом решение должно быть мотивированным и понятным. Как отмечает В.А.Михайлов, поведение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к моменту рассмотрения дела судом с большой степенью вероятности определит, достаточно ли оснований полагать, что оно может скрыться от суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожало или в дальнейшем будет угрожать свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства, предпримет попытки уничтожить дока-зательства, иным путем воспрепятствует производству по уголовному делу или уклонится от исполнения приговора суда. Михайлов В.А. Процессуальный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве. - М.: Академия МВД РФ 2006. - С. 47. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер-живает государственное обвинение, принимает участие в исследова-нии относимых к мерам пресечения доказательств, представляет су-ду такие доказательства, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам о мерах пресечения, представ-ляет суду свои соображения по поводу мер пресечения в отношении подсудимых, заявляет ходатайства, связанные с применением законодательства о мерах пресечения. Прокурор обязан участвовать в судебном разбирательстве каждого уголовного дела. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением по поводу применения законодательства о мерах пресечения, и суд обязан такое заявление рассмотреть по существу. В ч.3 ст. 123 Конституции РФ отражается принцип равенства всех перед законом и судом. УПК РФ воспроизводит этот конституционный принцип. Часть 4 ст. 15 УПК РФ гласит, что стороны обвинения и защиты рав-ноправны перед судом. Из ст. 244 УПК РФ, следует, что в судеб-ном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами. Таким образом, как сторона обвинения (прокурор, дознаватель или следователь), поддерживающая обви-нение в судебном заседании, так и сторона защиты, представляющая интересы подсудимого, вправе обращаться к суду с просьбой о ре-шении вопроса о мере пресечения. В подтверждение своих заявле-ний и ходатайств относительно применения, изменения или отмены меры пресечения стороны вправе представить суду доказательства, обосновывающие их требования. В стадии постановления приговора решение вопроса о мере пресечения является обязательным. Так, согласно п. 17 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, при постановлении приговора суд в совещательной комнате решает среди прочих вопрос, следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого. В п. 10 ст. 308 УПК РФ отмечается, что в резолютивной части обвинительного приговора в числе иных вопросов должен быть решен вопрос о мере пресечения в отношении подсудимого до вступления приговора в законную силу. В п.3 ст. 306 УПК РФ фиксируется, что в резолютивной части оправдательного приговора должно содержаться указание об отмене меры пресечения, если она была избрана. Однако во всех случаях срок при-менения меры пресечения, связанный с вынесением приговора, будет ограничиваться сроком вступления приговора в законную си-лу. С момента вынесения приговора до его вступления в законную силу должно пройти определённое время. В остальных стадиях судебного разбирательства по делу судья (суд) рассматривает и решает вопросы о применении, изменении или отмене меры пресечения исключительно по ходатайству сторон, уча-ствующих в уголовном судопроизводстве (смотри Приложение № 17). В соответствии с ч.3 ст.101 УПК РФ, закон предоставляет право лицам, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения, обжаловать его в соответствии с правилами, установленными ст. 123-127 УПК РФ. Как следует из содержания ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, могут быть обжалованы в суд. Жалобы и представления на приговоры, постановления, определения суда первой инстанции, а также жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, рассматриваются в суде кассационной инстанции, решение которого в свою очередь может быть обжаловано в порядке надзора (ст.127 УПК РФ). Решение суда кассационной инстанции, влечет за собой вступление приговора или иного решения суда в законную силу или отмену этих решений. Последнее связано с новым рассмотрением уголовно-го дела судом первой инстанции, что приведет к новому решению вопроса о мере пресечения. При отмене приговора и направлении его на новое рассмотрение в суд первой инстанции также необходимо решить вопрос о мере пресечения, хо-тя бы потому, что этот вопрос будет вновь решаться судом первой инстанции только после поступления дела в этот суд. Факультативный характер стадии надзорного производства обу-словливает факультативный характер возникновения и необходимо-сти разрешения проблемы применения мер пресечения на данном этапе уголовного процесса, то есть не по каждому уголовному делу, а лишь при установлении незаконности и необоснованности вступив-шего в законную силу приговора, определения, постановления. Нужно согласиться с мнением Л.К. Труновой и И.Л. Трунова, которые отмечают, что цели процессуальной деятельности суда, применительно к мерам пресечения, заключаются в обеспечении законного и обоснованного применения норм права о мерах пресечения; выявлении и устранении нарушений закона, допущенных в предшествующих стадиях процесса; предотвращении нарушений закона в судебном разбирательстве и при вынесении судебных ре-шений; своевременном принятии мер для устранения выявленных нарушений закона и отмены незаконных и необоснованных решений для защиты прав участников процесса и охраняемых законом инте-ресов общества и государства, обеспечения верховенства конститу-ционных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, единства и укрепления законности. Функции суда при решении вопроса о применении, изменении, продлении или отмене меры пресечения заключаются в том, что суд осуществляет правосудие. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 281. 2.2. Обеспечение прав и свобод человека при применении меры пресечения В цивилизованном, правовом государстве значение прав чело-века таково, что они с одной стороны, лишают государственные органы возможности их отменить или запретить, с другой -- опре-деляют смысл, содержание и применение законов, деятельность за-конодательной и исполнительной власти, органов местного само-управления. Для правового государства характерно то, что законы по-лучают свойство правовых актов, так как они ориентированы на всемерное обеспечение субъективных прав, исключают неоправдан-ное вмешательство публичной власти в частную жизнь, делают го-сударство и личность одинаково подзаконными и подсудными. Как отмечают Л.К. Трунова и И.Л. Трунов, принципы правового государства являются фундамен-том современного цивилизованного общества. Без соблюдения этих принципов невозможен ни экономический прогресс государства, ни гармоничное сосуществование людей в нем. Государство, ставящее целью благополучие своих граждан, их правовую защищенность и заботу о них, должно в первую очередь позаботиться о том, чтобы провозглашенные Конституцией права и свободы воплощались в действительность на практике, а основной закон государства приме-нялся как нормативный акт прямого действия. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 16. Действующая Кон-ституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое госу-дарство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу деятельности граждан, учреждений и орга-низаций на всем конституционно регулируемом пространстве. Права и свободы человека и гражданина, их признание, зашита и гарантии являются основным и определяющим, критерием правового характе-ра законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, за-крепленный в Конституции РФ, обязателен для всех отраслей госу-дарственной власти, в том числе и для органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей. Принцип обязательности для государства соблюдения прав и свобод граждан устанавливается ст. 2 Конституции РФ, в которой сказано, что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Общество должно с уважением относиться к правам человека. Степень развития социаль-но-экономических, гражданских и политических прав граждан, в частности на судебную защиту в уголовном процессе, зависит от демократизации государства и его внутренней политики. Естественные права личности, как субъективные права, реали-зуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли. В системе правосудия основной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина является деятельность Конституци-онного Суда РФ. Он призван проверять нормы права, в том числе и уголовно-процессуального, с целью прекращения действий юриди-ческих норм, не соответствующих Конституции Российской Феде-рации. По задачам, объему и спосо-бам реализации своей деятельности в сфере конституционного кон-троля этот суд выступает как орган, главной функцией которого яв-ляется защита прав и свобод человека и гражданина. Кон-ституционный Суд обеспечивает единство законодательной и су-дебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в уголовном судопроизводстве. Права и свободы выступают как основополагаю-щий критерий оценки Конституционным Судом соответствия зако-нов и иных нормативных актов Конституции РФ. Рассматривая защиту прав и свобод как центральную функцию Конституционного Суда, мы исходим из особо значимого для рос-сийской Конституции принципа, согласно которому права и свобо-ды человека являются неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Признание прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с госу-дарством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как субъект, реализующий свои конституционные права. Никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина обязывает государство создавать для этого специальные учре-ждения. Ими являются суды всех уровней, органы правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Россия при-соединилась к ряду международных договоров, таких как: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловеч-ного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (в которой преду-смотрено право жертвы на доступ к правосудию и возмещению при-чиненного ущерба), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопо-рядка, Миланский план по пре-дупреждению преступлений и обращению с правонарушителями, Миланский план действий // Советская юстиция. 1992. № 13-14. - С. 39-40. Международный Пакт о гражданских и политических правах (согласно которому судебные органы разрешают дела в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомер-ного вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни било стороны и по каким бы то ни было причинам). Международные акты по правам человека. Сборник документов. М., 1998. - С. 548. Конституцией Российской Федерации за каждым гражданином при-знается право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся внутриго-сударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|