на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законность в современном обществе
p align="left">Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условиях - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон - dura lex, sed lex). Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии преобразовалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений. Формально можно говорить и о законности в феодальном обществе. Так, в период образования централизованных феодальных государств стремление центральной государственной власти обеспечить строгое исполнение издаваемых ею законов было естественно. Петр 1 следующим образом выразил свою мысль о существе законности в Российском государстве: "Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понежу всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти..." Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра 1/Н. А. Воскресенский. - Т. 1. М, 1945. С. 107..

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Руссо, например, видел главную задачу законности в том, чтобы обеспечить счастье и благо всем гражданам, свободу и равенство перед законом для всех. Эти общие идеи, высказанные не только Руссо, но и многими другими мыслителями прошлого, находят свое воплощение в современном цивилизованном мире" Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. Г. Стрекозова. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 384 с..

3. Основные признаки и принципы законности

Законность характеризуется следующими основными признаками.

Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и "хранителем" законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

- полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями" Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. Г. Стрекозова. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 384 с..

Рис. 1 Принципы законности Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. Г. Стрекозова. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 384 с.

4. Требования законности

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)" Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/С.С. Алексеев. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2009. - 453 с..

Термин "требования законности" основательно прижился в научной и учебной юридической литературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности - это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

Каковы же основные требования законности?

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

"Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности" Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/С.С. Алексеев. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2009. - 453 с..

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной или индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. Правовое государство создаст необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В цепях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса" Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. Г. Стрекозова. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 384 с..

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря1993 г.)//"Российская газета" от 25 декабря1993 г.

2. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/С.С. Алексеев. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2009. - 453 с.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/А. Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 1998.

4. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита, обеспечение. Общая теория права: Курс лекций/Под ред. проф. В. К. Бабаева., 1993.

5. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра 1/Н. А. Воскресенский. - Т. 1. М, 1945.

6. Кожевников С. Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России//Сборник статей. - Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 1999.

7. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры//Право и Власть. - М., 1990.

8. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В. В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.

9. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. - М. Юристъ, 2000.

10. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

11. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы/В. Н. Протасов. - М.: Новый юрист, 1999. - 240 с.

12. Теория государства и права: Курс лекций

13. Толстик В. А. Теория права и государства в определениях и схемах/В. А. Толстик. - Н. Новгород, 1966.

14. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Курс лекций/А. Ф. Черданцев. - Екатеринбург, 1996.

15. Шабуров А. С. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник для вузов/А. С. Шабуров. - М., 1997.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.