на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законодательное обеспечение деятельности правоохранительных органов

Законодательное обеспечение деятельности правоохранительных органов

21

Введение

Предмет любой учебной дисциплины определяется в первую очередь кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в её рамках. В нашем случае он включает в себя сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность. Центральное место среди этих сведений занимают те, которые дают представление о правоохранительной деятельности в целом.

Как известно, в основе многих юридических дисциплин лежит изучение конкретной отрасли права. В отличии от них курс «Правоохранительные органы России» не имеет такой юридической основы. Следует согласиться с рядом авторов, считающих этот курс синтетической юридической дисциплиной, базой которого являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, являющиеся предметом изучения.

Рассматривая подобные акты, необходимо иметь в виду, что некоторые из них лишь в определённой части посвящены правоохранительным органам.

Таким образом, предметом изучения курса является: устройство правоохранительных органов в совокупности и каждого в отдельности.

К задачам курса «Правоохранительные органы» относятся: расширение и углубление знаний слушателей, студентов о правоохранительной деятельности привитие будущим юристам навыков и умений в области правоохранительной деятельности.

Процесс формирования правового государства сопровождается постоянным обновлением законов, иных нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организациям и основам деятельности соответствующих правовых органов. Поэтому изучение правового материала по первоисточникам призвано способствовать выработке у слушателей и студентов уже на первых этапов их профессиональной подготовки умения искать необходимые документы, а также навыков работы с ними.

Цель данной работы заключается в изучении курса «Правоохранительные органы»

Задачами контрольной работы являются: 1 Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов правоохранительной системы 2 Основные средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде 3 Прокурорский надзор 4 Законодательные акты составляющие правовую основу деятельности органов внутренних 5 Структурная организация системы органов ФСБ

Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов правоохранительной системы

В Российской Федерации довольно активно используется словосочетание "правоохранительные органы". В стране провозглашена и осуществляется реформа правоохранительных органов. Однако в вопросе о системе правоохранительных органов в среде ученых отсутствует единство взглядов. Не однозначен в рассматриваемом вопросе и подход законодателя.

Примечательно, что за период с конца 50-х годов прошлого века, когда заговорили о правоохранительной деятельности, и до сих пор в научных исследованиях не утвержден единообразный вывод о понятии и системе правоохранительных органов.

Ученые оперируют различными понятиями.

Например, Ф. Глазырин, В. Клейн относят к правоохранительным органам МВД, ФСБ, прокуратуру, отделяя от них суды

Н. Братчикова к правоохранительным органам относит: органы судебной власти, органы государственной службы, Счетную палату Федерального Собрания, Государственную контрольную службу Президента, Федеральную службу по валютному и экспертному контролю, налоговую службу, таможенные органы, МВД

В. Щукин называет правоохранительными те органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В частности, это прокуратура, органы внутренних дел, органы государственного контроля за распространением наркотических средств, таможенные органы, налоговые органы, служба судебных приставов, силы обеспечения безопасности РФ

К. Гуценко, М. Ковалев к правоохранительным органам относят: суды, органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Службу судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого министерства, а также другие органы и должностные лица, прокуратуру, некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления, адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь нотариат и др.

Таковы теоретические воззрения ученых по вопросу о системе правоохранительных органов.

В свою очередь, анализ законодательства, регламентирующего организацию и деятельность правоохранительной системы России, показывает, что и законодатель не последователен в указании на систему правоохранительных органов.

В Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 72) указано: "Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат". Приведенный тезис свидетельствует о том, что к правоохранительным органам не относятся судебная система, адвокатура, нотариат.

Согласно же Концепции судебной реформы в РФ суд включен в правоохранительную систему России.

В соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" можно привести следующий перечень органов, которые законодатель относит к правоохранительным: прокуратура, органы внутренних дел, органы ФСБ РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны РФ, таможенные органы, налоговая служба, органы оперативно-розыскной деятельности

Исходя из приведенных критериев правоохранительных органов, к ним можно отнести: суды, органы внутренних дел, таможенные органы, органы юстиции, например уголовно-исполнительная система, служба судебных приставов, прокуратуру, органы государственной безопасности, органы наркоконтроля.

Однако изменения в общественной жизни страны позволяют дополнить приведенную систему. Так, с 1998 г. в Российской Федерации начал действовать Уполномоченный по правам человека, назначением которого является защита прав и свобод граждан России. Анализ Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" позволяет сформулировать вывод о том, что рассматриваемый институт гражданского общества имеет признаки правоохранительного органа.

Анализ понятия и системы правоохранительных органов вызывает необходимость обращения к законодательным перспективам рассматриваемых понятий. Рассмотренные акты не содержат перечня правоохранительных органов В связи с этим вновь остается открытым вопрос о системе правоохранительных органов Е. В. Сопнева « О системе правоохранительных органов» Консультант Плюс.

Характеристика основных элементов правоохранительной системы:

Органы внутренних дел- главной задачей органов внутренних дел является борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и общественной безопасности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ- их задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к их подведомственности, производство по административным правонарушениям. Отнесённых к их компетенции; ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и др.

Федеральная служба безопасности- деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Прокуратура-. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Судебная система- основными функциями судов является: разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесённых к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объём полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.

Основные средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде

Неотъемлемым содержанием правового государства является охрана и обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, и, в частности, обвиняемых и подозреваемых. Согласно ст. 46. УПК РФ "подозреваемым является лицо:

1) либо в отношении, которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 Уголовно- процессуального Кодекса (далее УПК)

2) либо, которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК

3) либо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 108 УПК

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству лицо приобретает права подозреваемого только в случае его задержания, либо применения к нему меры пресечения. Такое положение нарушает права лиц, в отношении которых отсутствуют основания для задержания, либо применения мер пресечения. Приведенные положения ч. 2 ст. 46 свидетельствуют о том, что законодатель употребляет термин «обвиняемый» в двух смыслах: в узком смысле - как субъект уголовно-процессуальных отношений на предварительном следствии и дознании; в широком смысле этот термин не ограничивает указанного субъекта стадией предварительного расследования, он обнимает понятия «подсудимый», «осужденный». Со ответственно, права, перечисленные в ч. 3 ст. 46, распространяются на обвиняемого в широком смысле слова (т. е. на обвиняемого, подсудимого, осужденного).

Так, ст. 47 УПК РФ гласит - " Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт.

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным".

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база для осуществления защиты по уголовному делу содержится во многих нормах Конституции (ст. 45-51), которые восприняты нормами УПК, а также учитываются на практике при применении последних.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Закон предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16). Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается); оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие законные интересы. Среди субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе прежде всего указано право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важность этого положения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения и от обвинения. Одним из основных средств обеспечения права на защиту обвиняемого, подозреваемого является предоставление квалифицированной юридической помощи. Несомненной гарантией права на защиту является презумпция невиновности - один из важнейших принципов уголовного судопроизводства (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также основанные на ней положения о том, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, так как это является бременем стороны обвинения; б) неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу; представляет собой самостоятельную социально-правовую ценность.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.