на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законодательные и нормативные акты системы государственного регулирования лекарственного обеспечения
p align="left">В своей работе ГИДКЭЛ руководствуется инструкциями Министерства здравоохранения РФ о порядке экспертизы клинических испытаний и регистрации зарубежных лекарств, о регистрации испытаниях отечественных лекарств, а также приказом об утверждении состава Фармакологического комитета и положением о нем. Это основные документы, в настоящее время они пересматриваются и дополняются в связи с возникновением новых вопросов и проблем. Будут учтены и четвертая фаза испытаний, и список безрецептурных (далее - ОТС) лекарств, разработанный институтом совместно с НИИ фармации. Последний список был издан очень давно.

В новые документы входит и такой аспект, как листовки-вкладыши с аннотацией средств. Это вызвано тем, что часто в средствах массовой информации рекламируются различные лекарства и пищевые добавки, которые не прошли испытания, не соответствуют действительности и вводят в заблуждение население. Это является нарушением закона о правах потребителя. Кроме того, в продажу поступают препараты, о которых никто не знает, они не имеют аннотаций, или прилагаемая инструкция не переведена на русский язык, или переведена, но неграмотно.

Вся документация поступает в Институт, где предварительно рассматривается экспертами. При этом учитывается ее количество, объем, качество исследований. Иногда количество документов составляет 10-12 томов, и даже больше. Если документов недостаточно, заявителю посылаются дополнительные вопросы. По существующему положению к клиническим испытаниям допускаются следующие препараты: новые оригинальные зарубежные и отечественные; уже известные, но с новыми показаниями; новые комбинации лекарственных средств; ЛС, уже хорошо известные, но поданные в более высоких дозах, чем зарегистрированные ранее. В сложных случаях для решения вопроса привлекаются специализированные комиссии Фармакологического комитета. И только после этого препарат поступает на клинические испытания.

По международным стандартам существует несколько клинических испытаний. Первая - начальный этап, проводимый на небольшой группе здоровых людей. Второй этап - исследования проводятся на больных людях, где оценивается эффективность и переносимость, уточняются показания и противопоказания, определяются оптимальные дозировки. В третьей фазе проводятся мультицентровые клинические испытания. В четвертой фазе проводятся пострегистрационные испытания.

После регистрации препарат широко используется в медицинской практике, что позволяет уточнить особенности его действия, которые не могли быть замечены в предыдущих трех фазах. При этом очень важных аспект - экономические показатели для использования. В предшествующие десятилетия четвертую фазу у нас в стране не практиковали.

Испытания выполняются в соответствии с протоколом, т.е. перед началом испытаний члены специализированных комиссий совместно со специалистами Института составляют единый протокол испытаний данного препарата. Все клиники работают в соответствии с этим протоколом. Поэтому в результате получаются унифицированные данные и практические отчеты, написанные в одном и том же ключе, что дает возможность более точно и полноценно оценить эффективность и безопасность исследуемого средства.

Институт совместно с Фармакологическим комитетом разработал специальную карту с вопросами и создал специализированную комиссию по оценке и сертификации клинических баз, только на которых будут проходить испытания.

Уровень испытаний настолько высок, что международные компании готовы заключать соглашения о проведении мультицентровых клинических испытаний. Клинические базы России сотрудничают с такими крупными фирмами, как "Merk sharp & Dome" (США), "Pfizer" (США), "Ron-Pulenk" и другими. В настоящее время при крупных лечебных центрах созданы комитеты по этике, которые дают одобрение на все клинические испытания учреждения.

В январе 1994 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Управлением пищевых продуктов и лекарств Министерства здравоохранения и социального обеспечения США и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ о сотрудничестве и обмене информацией о лекарствах и биологических препаратах и содействии их импорту. Одним из разделов этого меморандума предусматривается оптимизация требований при регистрации в России американских лекарств и биологических препаратов, которые производятся в США и допущены FDA к продаже в США.

Для регистрации американских препаратов фирма представляет такое же полное досье, как и во всех других случаях, проводится обязательная экспертиза этой документации в Фармакологическом и Фармакопейном комитетах, но могут не проводиться экспериментальные и клинические исследования препаратов, если эти данные подробно представлены в досье.

В настоящее время подобные соглашения заключены Минздравмедпромом с Францией и с Канадой. Ведутся переговоры о заключении соглашения со Швейцарией и странами, входящими в Европейский Союз. Это позволило увеличить количество регистрируемых в России лекарственных средств из указанных стран.

Увеличение регистрации и поступления на рынок России лекарств из стран с высокоразвитой фармацевтической промышленностью способствует сокращению регистрации большого потока поступающих в Россию лекарств (в основном дженериков) из стран с менее развитой фармакологической промышленностью и боле низкого качества (Индия, Индонезия, Бангладеш и др.)

В соответствии с новой инструкцией "О порядке экспертизы, клинических испытаний и регистрации лекарственных средств и субстанций", утвержденной 10 июля 2004 г., был введен новый порядок проведения и оплаты экспертизы документации при регистрации лекарственных средств ГИДКЭЛ, Фармакологическим, Фармакопейным комитетом и другими организациями. Теперь экспертиза проводится в соответствии с договорами, заключенными этими учреждениями с Управлением и оплачивается из средств Бюро по регистрации в соответствии с техническим заданием в порядке, установленном Управлением. Срок проведения экспертизы - 90 дней. Введение нового порядка позволило усилить контроль за сроком и качеством проведения экспертизы.

В 2003 году подготовлено новое издание Государственного реестра лекарственных средств, в которое вошло более 10 000 наименований лекарственных средств. Значительно переработано содержание Госреестра, в том числе впервые приведены коды анатомо-терапевтическо-химической классификации лекарственных средств, рекомендованной ВОЗ.

Впервые начата работа по созданию Государственного реестра инструкций по применению лекарственных средств, утвержденных Фармакологическим государственным комитетом.

Система контроля качества

Важнейшим этапом деятельности контрольно-разрешительной системы является контроль качества серийно выпускаемых лекарственных средств путем сравнения образцов продукции с утвержденным стандартом.

Система контроля качества серийно выпускаемых лекарственных средств действует в России в трех уровнях. На федеральном уровне эту систему представляют:

Управление государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники;

ГосНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и Центральная лаборатория государственного контроля и изучения качества препаратов, кровезаменителей и консервирующих растворов Гематологического научного центра РАМП, имеющие функции:

1. Проведения всех типов государственного контроля:

предварительного - первых 5 серий препарата, впервые производимого данным предприятием или выпускаемого по измененной технологии, или переведенного Управлением на это вид контроля в связи с ухудшением его качества, а также импортных субстанций;

выборочного последующего (любая серия препарата, изъятая со склада предприятия-изготовителя или с места хранения, или из аптеки) по планам-заданиям, утверждаемым Управлением;

арбитражного;

сертификации лекарственных средств.

2. Аттестации и рассылки государственных стандартных образцов для контроля качества лекарственных средств.

3. Участия в инспекционных проверках, организации и осуществления контроля за качеством лекарственных средств на предприятиях и в учреждениях, производящих, хранящих и реализующих лекарственные средства, независимо от их организационно-правовой формы.

4. Консультативного и методического центра по вопросам контроля и стандартизации лекарственных средств.

5. участия в разработке законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих проведение государственного контроля.

На региональном уровне система представлена контрольно-аналитическими лабораториями и центрами контроля качества, выполняющими следующие функции:

проведение контроля качества лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть данного региона и сертификации;

надзор за фармацевтической деятельностью аптек и складов (баз). На уровне производства лекарственных средств система представлена ОТК предприятий и контрольно-аналитической службой аптек.

Сложившаяся в России система государственного контроля лекарственных средств является приемником союзной системы и призвана не допустить возможность поступления в аптечные и лечебно-профилактические учреждения недоброкачественных препаратов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Сложившаяся к 2003 году общая экономическая ситуация в стране, при которой, к сожалению, интересы потребителя были отнесены на второй план по отношению к коммерции, не могла не отразиться и на государственном контроле. Начиная с 2001 г., наметилась тенденция спада госконтроля, которая достигла минимальной отметки в 2002 году.

Резко сократился контроль лекарственных средств, поступающих непосредственно в регионы, в связи с тем, что деятельность многих контрольно-аналитических лабораторий была практически свернута, значительно сократилось их финансирование, часть лабораторий осталась в составе коммерческих структур, которые стали создаваться на базе бывших ранее государственными объединений "Фармация".

В этот период Инспекцией были приняты меры по наведению порядка и усилению контроля за качеством лекарств, поступающих в аптеки, а также по укреплению контрольных лабораторий, осуществляющих эту работу. Был издан приказ Минздравмедпрома от 25 марта 2004 г. №53 "Об усилении контроля качества лекарственных средств".

Почти одновременно с приказом №53, в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", был издан приказ от 14 июня 2004 г. №118 "Об аккредитации региональных (территориальных) контрольно-аналитических лабораторий (центров контроля качества лекарственных средств) и сертификации лекарственных средств в Российской Федерации". Эти приказы стали основополагающими документами как для федеральных, так и для региональных органов государственного контроля при проведении этой работы. Можно сказать, что с момента выхода вышеназванных документов началась реанимация государственного контроля лекарственных средств в России.

Одним из основных органов контрольно-разрешительной системы является ГНИИСКЛС, осуществляющий на федеральном уровне государственный контроль качества лекарственных средств. После введения в действие нормативных документов, определяющих порядок государственного контроля лекарственных средств, количество препаратов, поступающих на контроль в ГНИИСКЛС резко возросло и продолжает увеличиваться. Так, в 2004 году объем государственного контроля возрос на 30% по отношению к 2005 году, а по отношению к 2004 году прирост составил более 80%.

Из общего числа проконтролированных брак отечественных препаратов составил 10-12%, препаратов стран СНГ и Балтии - 16-27%, препаратов зарубежных фирм - 11-16%.

Работа, проведенная Инспекцией с момента выхода приказов, показала, что с введением такого порядка контроля значительно увеличилась выявляемость брака территориальными контрольно-аналитическими лабораториями, что предотвратило поступление некачественных препаратов в аптечную и лечебную сеть.

За 2004 г. брак по зарубежным лекарственным средствам, ввозимым на территорию России, увеличился почти в 15 раз и продолжает расти. Среди забракованных зарубежных лекарственных средств большую часть составляют препараты производства Индии и Болгарии.

Такое резкое увеличение брака лекарственных средств за последние годы наряду с усилением контроля со стороны ГНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и территориальными контрольно-аналитическими лабораториями можно объяснить:

снижением ответственности и контроля со стороны руководства и ОТК предприятий за качество выпускаемой продукции и соблюдение технологии их производства;

появление большого количества новых фармацевтических производств, не имеющих достаточного опыта работы в этой области и квалифицированного персонала;

грубейшие нарушения условий транспортирования, хранения и реализации лекарственных средств структурами, осуществляющими оптовую и розничную реализацию лекарственных средств;

снижение количества инспекционных проверок состояния производства и товаропроводящей сети в связи с полным отсутствием финансирования этой работы.

Все забракованные лекарственные средства немедленно изымались Инспекцией из аптечной сети. Письма об изъятии препаратов направлялись Инспекцией контрольным органам всех территорий России, а также всем министерствам и ведомствам, имеющим свою фармацевтическую службу (130 адресов).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.