Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя
Кафедра государственно-правовых дисциплин Реферат по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран" на тему :"Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя" Москва - 2010 План Введение 1. Социальная система государства и характеристика ее элементов 2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов Заключение Список литературы Введение Социальная политика и духовно-культурные отношения играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в этих сферах, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Данная тема актуальна тем, что этот вопрос сегодня особенно важен в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и, прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами. Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них. Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи: - определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах; 1. Социальная система государства и характеристика ее элементов Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а, кроме того, охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека. "Нельзя отрицать, что правовое государство порождает экономическое неравенство; единственное, что можно сказать в его защиту - что неравенство это задумано так, чтобы затрагивать тех или иных конкретных людей заранее известным образом". Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая. Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости. В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. В наиболее жесткой форме такое положение характерно для США, где с 1948 года действует закон о трудовых соглашениях, или "закон Вагнера", согласно которому администрация предприятия в случае сокращения или модернизации производства вправе производить увольнения без предупреждения или с уведомлением за два-три дня, без учета трудового стажа и квалификации работников. Удел профсоюзов -- отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается. Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди. Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе -- страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является "самоуправляемость" страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат -- от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет. Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы -- Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании -- 61 процент, в Финляндии -- 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы. Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им "безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство". Для реализации столь амбициозных целей в 1977 году в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы -- весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт: |
Наименование направления социальной политики | Ответственный институт | | 1. Гарантия дохода | | 1.1.Политика на рынке труда: в работе, переквалификация, трудовая адаптация и реабилитация и пр. | Государство, независимые страховые компании | | 1.2. Социальное страхование: медицинское страхование, родительское страхование, народная пенсия, страхование от несчастных случаев на работе | Государство | | 1.3. Поддержка при военной службе | Государство | | 1.4. Социальное пособие | Местные органы | | 2. Улучшение окружающей среды | | 2.1. Поддержка окружающей природной среды | Государство, местные органы | | 2.2. Защита здоровья: поддержка чистоты, контроль качества продуктов и воды, исследование здоровья населения | Местные органы | | 2.3. Жилищная политика: субсидирование строительства, поддержка семей с детьми, пенсионеров, инвалидов | Государство, местные органы | | 2.4. Семейная политика: детское пособие, школьные обеды, помощь в семье и пр. | Государство, местные органы | | 2.5. Регулирование свободного времени: парки, спортивные площадки, бассейны и пр. | Местные органы | | 3. Уход (призрение) | | 3.1. Уход при болезнях: болезни тела, психические заболевания, уход за инвалидами, реабилитация | Региональные органы | | 3.2. Социальные службы: уход за детьми, молодежью, стариками | Местные органы | | 3.3. Криминальный уход | Государство | | 4. Защита трудовой среды | | 4.1. Рабочая экология: производственная санитария | Государство | | 4.2. Трудовое законодательство | Государство | | 4.3. Регулирование времени отдыха | Государство | | 4.4. Защита занятости | Государство | | |
Деятельность по каждому из отмеченных направлений принесла довольно впечатляющие результаты. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики--государственном и частном. Профсоюзы вели напряженные переговоры с союзом предпринимателей по вопросу о величине зарплаты. В роли арбитра выступало правительство, фактически утверждавшее окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились достигнутым, решив двигаться к завоеванию новой высоты под лозунгом "равная оплата за любой труд". В итоге им удалось осуществить задуманное и добиться почти полной нивелировки уровня зарплат: |
Среднемесячная заработная плата среди представителей разных профессий в 1997году (в шведских кронах): | | медсестра бухгалтер строительный рабочий инженер химик продавец школьный учитель журналист секретарь | 18672 18354 17611 19035 19096 19945 19308 21536 16200 | | |
Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой "идеальные типы" социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.
Страницы: 1, 2
|