на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве
p align="left">Пункт 1 ст. 152 ГК РФ предусматривает опровержение порочащих сведений как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина в случае недостоверной диффамации. Анализ этой нормы показывает, что такой способ применим лишь в случае, когда в содержании сведений имеются сообщения о фактах, а не мнения, выражающие их оценку.

Только сообщения о фактах могут частично или полностью соответствовать либо не соответствовать действительности.

Каковы последствия достоверной диффамации. Последствия ее в неприличной форме рассмотрены выше - это обязанность возместить причиненный оскорблением моральный вред.

Хотя добросовестная диффамация сама по себе не даёт потерпевшему права на возмещение морального вреда, оно может возникнуть в том случае, когда у потерпевшего есть право на опубликование ответа, а редакция средства массовой информации незаконно отказывает ему в этом. Указанными неправомерными действиями редакция препятствует потерпевшему в восстановлении нарушенных нематериальных благ и обязана возместить причиненные ему в связи с этим страдания.

Изложенное выше не означает, что абсолютно никакие достоверные сообщения о фактах сами по себе не могут повлечь ответственности распространителя сведений. При достоверной диффамации ответственность не наступает, если умаляются вполне определенные нематериальные блага - честь, достоинство и деловая репутация. Но диффамацией может одновременно быть причинён вред другим нематериальным благам - неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. В этом случае может наступить ответственность, в том числе в виде обязанности возместить причиненный моральный вред.

Часто сопутствует достоверной диффамации нарушение неприкосновенности частной жизни. Например, правдивое сообщение в средстве массовой информации о том, что гражданином в установленных рамках практикуется нудизм, раскрывает одну сторону его частной жизни. Такое сообщение не свидетельствует ни о нарушении гражданином законодательства, ни о совершении им аморальных действий, но способно снизить его репутацию в глазах большого числа людей, которые имеют некоторое предубеждение против нудизма.

Действующим законодательством невозможно установление четких границ сферы частной жизни, за которые не вправе проникать общественный интерес. У должностных лиц органов государственной власти эти границы сильно сужаются. В особенности это относится к выборным представителям власти (президент, депутаты, губернаторы и т.п.).

Следует исходить из того, что потенциальный избиратель имеет право на максимальную полноту информации о таких лицах. Если при достоверной диффамации критерий обоснованного общественного интереса не позволяет оправдать нарушение неприкосновенности частной жизни, потерпевший приобретает право на возмещение морального вреда.

Таким образом, рассмотрев общие положения проблемы диффамации, необходимо подробнее изучить возможные формы и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации.

3.2. Основные формы и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации

Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию могут распространяться в средствах массовой информации в качестве статьи в печатном органе, в радиопередаче или в телевизионной программе.

В связи с этим статьёй 152 Гражданского кодекса РФ установлен специальный порядок опровержения порочащих сведений, распространенных в средствах массовой информации: опровержение должно быть в тех же средствах массовой информации. Законом РФ "О средствах массовой информации" также предусмотрено право на опровержение порочащих сведений, затрагивающих честь, достоинство физических лиц и деловую репутацию физических и юридических лиц. Статья 43 закона дает им право требовать от редакции опровержения сведений не соответствующих действительности, порочащих их честь и достоинство, распространенных в данном средстве массовой информации. Гражданином или организацией может быть предоставлен свой текст для опровержения. На радио или телевидении они имеют право самим зачитать свой текст.

В п.3 ст. 152 ГК РФ предусмотрена ситуация, когда в средствах массовой информации публикуются сведения, которые сами по себе не являются порочащими и соответствуют действительности, но в тоже время ущемляют права и законные интересы гражданина, отражаются на деловой репутации. В этом случае можно потребовать опубликовать ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

Закон "О средствах массовой информации" установил специальный порядок, в соответствии с которым требование потерпевшего опубликовать опровержение или ответ в средствах массовой информации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана в письменной форме в течение 1 месяца уведомить физическое или юридическое лицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении.

Опровержение должно быть помещенным в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. При опровержении по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение (ст. ст. 43,44).

В случае если отказывает в опровержении, нарушает порядок опровержения либо истек месячный срок для дачи опровержения, соответствующие требования в течение 1 года могут быть обжалованы в суде. По иску о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу в данном случае является редакция соответствующего средства массовой информации.

Если редакция средства массовой информации не юридическое лицо, к участию в деле в качестве ответчика привлекается учредитель данного средства массовой информации. Необходимо иметь в виду, что статьями 45 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации" установлен годичный срок, в течение которого физическое или юридическое лицо вправе обратиться в суд с требованием признать необоснованным отказ редакции в публикации опровержения или ответа на публикацию. Началом течения указанного срока является день распространения оспариваемых сведений.

Помимо средств массовой информации порочащие сведения могут быть распространенны в документах: такие документы подлежат замене. Если работник полностью или только в отдельных ее частях не согласен с содержанием производственной характеристики, то он может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой он не согласен.

Пунктом 2 ст. 150 ГК РФ предусмотрена возможность использовать при защите нематериальных благ любой способ, названный в ст.12 ГК РФ, а также иные способы, установленные Кодексом и другими законами. Специальные способы защиты установлены ст. 152 ГК РФ в случаях нарушения чести, достоинства и деловой репутации. В этой же статье предусмотрены возможности использовать и общие способы защиты (возмещение убытков и компенсация морального вреда).

Кроме специальных и общих способов защиты чести, достоинства и деловой репутации, гражданин может потребовать использование и других способов, не указанных в статье 152. Например, изъять тираж книги, в которой были напечатаны порочащие сведения, запретить публикацию второго издания и т.д. Эти требования укладываются в содержащийся в ст. 12 общий способ защиты: пресечь действия, нарушающие права или создающие угрозу их нарушения.

Пунктом 6 ст. 152 ГК РФ предоставляется возможность гражданам защиты чести, достоинства, деловой репутации и в случаях, когда ни авторов, ни распространителей порочащих сведений установить невозможно (анонимное письмо). Указанная норма относится к случаям, когда анонимное письмо поместили в газете, зачитали по радио и т.п. В этих случаях гражданин имеет право обращения в суд с заявлением признать распространенные порочащие сведения не соответствующими действительности. Суд может ограничиться установлением требуемых фактов без возложения на кого-либо обязанностей опровержения распространенных сведений.

Иногда распространяют порочащие измышления несколько человек. Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по основаниям ст. 152 ГК РФ они должны отвечать солидарно. Однако известно, что при полном исполнении обязанности солидарным должником остальные лица освобождаются от исполнения кредитору (ч. 1 ст. 325 ГК РФ). В тоже время опровержение, сделанное лишь одним распространителем неверной информации, не всегда удовлетворяет интересы истца. Если другие правонарушители будут уклоняться от аналогичных заявлений, то это может означать, что они сохраняют прежние позиции и косвенным образом порочат репутацию гражданина. В таких делах опровергнуть упомянутые сведения обязаны все те, кто участвовал в их распространении.

В отношениях с государственными органами и должностными лицами а защита чести гражданина становится предельной острой в тех случаях, когда она связана с привлечением невиновного к уголовной ответственности. Позор, который покрывает имя человека, обвиняемого в преступлении, и которого он не совершал, особенно если он безвинно осужден за тяжкое преступление, не только сводит к нулю репутацию человека, но и бросает тень на его родных и близких.

Необоснованно опороченная честь, достоинство или деловая репутацию может быть восстановлена с помощью юридических мер, которые сводятся к опровержению сведений не соответствующих действительности.

Предмет нарушения деловой репутации являются теми элементами носителя деловой репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной деятельностью.

Гражданским Кодексом, Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 определена суть нарушения деловой репутации, как распространение ложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных причинить ему убытки.

По аналогии с тем, как рассматривается распространение, опорочивание и ложность в процессе защиты чести и достоинства, можно установить что такое распространение, опорочивание и ложность при нарушении деловой репутации. Специфика здесь проявляется в возможности причинения убытков, и несмотря на то, что Закон о конкуренции формально различает сведения "способные причинить убытки", и сведения "способные принести ущерб деловой репутации", можно предположить, что практически невозможно нанести ущерб деловой репутации без того, чтобы такой ущерб не стал причиной убытков или возможной причиной убытков.

Без подобной связи защита деловой репутации теряет коммерческий смысл. В хозяйственной области информация только тогда в состоянии причинить убытки, когда она доведена до сведения тех лиц, от действия которых зависит благополучие хозяйствующего субъекта, в отношении которого распространена информация.

Нельзя считать носителем опорочивающих сведений бракованные товары (работы, услуги), индивидуализированные посредством присвоения им товарного знака хозяйствующего субъекта, деловая репутация которого, таким образом, может подвергнуться умалению.

Деловая репутация может быть защищена двумя путями.

Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского кодекса РФ.

Второй вариант защиты предусмотрен Законом о конкуренции. Пункт 1 ст. 3, пункт 1 ст. 2 закона, определяют основные цели, задачи и функции Антимонопольного комитета и обозначают и такую, как пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и нанесение ущерба деловой репутации. Правда субъект, имеющий право на защиту по Закону о конкуренции, может быть хозяйствующим субъектом, входящим в предусмотренный ст. 4 перечень. Исходя из этого, правом на обращение в Антимонопольный комитет не обладают те хозяйствующие субъекты, которые не имеют права обращения за защитой своих интересов в арбитражный суд.

Именно способность быстрого привлечения или ограничения нарушения антимонопольного законодательства, обязать в административном порядке восстановление первоначального положения путем подачи в адрес нарушителя обязательного для исполнения соответствующего предписания, делает эффективным путь защиты деловой репутации через обращение в Антимонопольный комитет.

Но обращение субъекта за защитой от недобросовестной конкуренции в Антимонопольный Комитет, как административный орган, не исключает и две другие возможности:

а) параллельно обращаться: в арбитражный суд и в Антимонопольный комитет;

б) обращаться в арбитражный суд самого комитета с иском о запрещении недобросовестной конкуренции, восстановления первоначального положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего. Причем нельзя говорить о том, что в последнем случае Антимонопольный комитет будет всегда встанет на защиту хозяйствующего субъекта.

Обращаясь с иском о защите деловой репутации, истцом должны быть, представлены доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

Не всегда выполняются решения принятые судом. Здесь законодателем предусмотрено наложение штрафа для нарушителя (п. 3 ст. 152 ГК РФ), который взыскивается в предусмотренном процессуальном порядке в доход государства. Но уплаченный штраф не освобождает правонарушителя от обязанности выполнения предусмотренного решением суда обязательства.

Иногда о человеке распространяются сведения, которые хотя и соответствуют действительности, но содержат его негативную характеристику (прежнюю судимость, нахождение в психбольнице и т.д.) Не исключается, что разглашение и распространение подобных фактов создаст человеку дискомфорт и способно причинять ему определенные душевные переживания и волнения. В российском законодательстве не предусмотрены санкции за распространение таких сведений. Специальная литература содержит на этот счет различные точки зрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.