на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита чести, достоинства и деловой репутации
p align="left">В связи с этим признавалось, что вред репутации может наноситься распространением сведений о фактах биографии личности, в т.ч. информацией об интимной жизни, разглашением семейных тайн, сведений о физических недостатках, а также помещением или опубликованием изображения человека, искажающего его образ, без его согласия. Субъектами права на защиту репутации признавались все дееспособные, а также недееспособные граждане СССР, в т.ч. несовершеннолетние, а также лица, признанные в судебном порядке недееспособными вследствие душевного заболевания. Более того, субъектами права на защиту репутации признавались умершие (отмечалось, правда, что защита репутации умерших делается в интересах живых и, прежде всего, их родных и близких). Наконец, правом на защиту репутации обладали государственные, кооперативные и общественные организации, т.е. юридические лица.

Таким образом, особенностью правового понимания репутации в советском праве являлось то, что она признавалась за всеми физическими и юридическими лицами, вне зависимости от выполнения ими профессиональных функций. Поэтому под защитой репутации понималось право граждан и организаций на защиту своего доброго имени путём опровержения любых сведений, порочащих не конкретно деловые, профессиональные качества субъекта, а любые его личные и интимные качества. «В отличие от эксплуататорского общества моральная оценка людей при социализме определяется не их имущественным положением, а личными качествами, тем, как выполняют они свои правовые и моральные обязанности» - пишет А. П. Сергеев Сергеев А.П. Право на защиту репутации [Текст]. Л., 1989. - С. 4..

Следовательно, грань, проходящая между понятием «репутация» и другими личными неимущественными правами стиралась, и защита репутации как таковой ничем не отличалась от защиты чести, достоинства - прав, принадлежащих от рождения каждому человеку. Однако понятие «репутации» уже было введено в юридический лексикон советского права, было определено его содержание, а также была отмечена необходимость его законодательного закрепления. Таким образом, всё это обусловило и предопределило появление и закрепление понятия деловой репутации в качестве охраняемого объекта в п.1 ст.7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г. и в ст.150 Гражданского кодекса РФ 1995г., а также его существование в том виде, в котором оно существует сегодня в рамках современного гражданского права.

1.2 Понятие чести, достоинства и деловой репутации

В литературе долгое время идет дискуссия о сущности отдельных нематериальных благ и неимущественных прав, неисчерпывающий перечень которых приведен в ст. 150 ГК РФ. Каждое из них имеет специфику, обусловленную характером этого блага и установленными в законодательстве средствами его правовой защиты.

Имеют свои особенности и такие нематериальные блага как честь, достоинство, деловая репутация.

Еще в советский период развития права в нашем государстве авторы указывали на то, что «честь и достоинство как объекты гражданско-правовой охраны относятся к числу важнейших духовных нематериальных благ (моральных ценностей), принадлежащих каждому гражданину, каждой социалистической организации». Ст. 5 7 Конституции СССР 1977г. устанавливала: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

И в наше время честь, достоинство и деловая репутация важнейшие нематериальные блага, гарантируемые положениями международных документов и национального законодательства. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашается, что никто не может подвергаться незаконным посягательствам на его честь и репутацию (ст. 17). Конституция РФ закрепляет право гражданина на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). В развитие конституционных норм, действующее гражданское законодательство относит достоинство личности, ее честь и доброе имя, деловую репутацию к числу наиболее значимых нематериальных благ. Гражданский кодекс РФ содержит статью 152, направленную на охрану чести достоинства, деловой репутации. Закон «О средствах массовой информации» включает статьи, учитывающие специфику реализации права на опровержение порочащих, не соответствующих действительности сведений, распространенных в средствах массовой информации (ст. 43-46). Принято постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005г. №3 Российская газета, №50, 15.03.05г..

Необходимо заметить, что юридическая наука определения дефиниций «честь», «достоинство» и «деловая репутация» не выработала.

В.В. Копьев считает, что в задачу законодателя не входит формулировать определение данных понятий, так как известно, что это не правовые категории Копьев В.В. Компенсация морального вреда чести и деловой репутации юридических лиц [Текст] // Закон. - 2004.-№4. - С. 116.. К.М. Арсланов указывает на то, что существует объективная невозможность дать в законе четкое и законченное определение данных категорий Арсланов К.М. Функции правового института возмещения морального вреда при посягательстве на честь, достоинство, деловую репутацию и сферу частной жизни гражданина по законодательству России и Германии [Текст]// Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1999. - С.26..

Существование такой ситуации приводит к противоречиям в определении этих понятий. Вместе с тем, ясное разъяснение и подлинный смысл являются непременными условиями соблюдения законности, единообразного и правильного применения данных понятий.

По мнению А.Л. Анисимова, содержание понятия «честь» является социальным в связи с тем, что понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита [Текст]. М.: Юристъ, 2008. - С.9.. Другие авторы придерживаются аналогичной точки зрения и указывают на то, что человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, т.е. от общественного мнения. Можно сказать, что общественное мнение представляет собой специфическое явление духовной жизни общества, состояние общественного сознания. Его определяют по-разному: в явлениях духовной жизни общества, особой форме коллективной оценочно-познавательной деятельности, коллективных суждениях, высказываниях, представлениях и др Ермолова Г. Неимущественные права юридического лица [Текст]//ЭЖ-Юрист.- 2006.- № 16.-С.11..

В советском гражданском праве под честью понималась определенная социальная оценка лица, ибо «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» Джабаева А.С. Деловая репутация юридического лица как нематериальный актив: некоторые вопросы гражданско-правового режима [Текст]//Юридический мир.- 2007.- № 1.- С.34., или же объективное общественное свойство Склярова Я.В. Возмещение убытков как способ защиты деловой репутации//Убытки и практика их возмещения: Сборник статей [Текст]/ Отв. ред. М.А. Рожкова. Статут, 2006.- С.122. .

В литературе встречается также следующее определение чести: «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину, социальная оценка моральных и иных качеств личности; способность человека оценивать свои поступки, действовать в жизни в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями» Астахов П. О защите чести и деловой репутации юридических лиц [Текст]//Современное право.- 2005.- № 12.- С.17..

Помимо этого, в юридической литературе присутствует характеристика чести как определенной положительной оценки обладателя. Так, A.M. Эрделевский определяет честь как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики [Текст]. М., Юрайт. 2008. - С. 108..

Вряд ли можно полностью согласиться с таким утверждением. По мнению М.Н. Малеиной и других авторов, честь может быть как положительной, так и отрицательной. Она сохраняет свое значение даже при общем к ней неуважении Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита [Текст]. М., Норма, 2000.- С.137; Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона [Текст]. - М., Юрид. лит, 1990. - С.169.. Другой вопрос, что у гражданина, действительно, прежде всего, возникает потребность в защите положительных сторон своей чести Красавчикова Л.О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными правами граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации [Текст]. Екатеринбург, Сибирское книжное издательство, 2004. - С. 148..

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, в известном смысле придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызывать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других -- усугубляет их.

Поэтому общественная оценка человека должна быть объективной. Для формирования таковой необходимо достоверное знание самого объекта оценки, т.е. тех действий или бездействий, которые подвергаются оценке. Объективный характер чести проявляется, главным образом, в том, что она является объективным выражением отношений личности и общества.

В основе представления о чести лежит определенный нравственный критерий -- в силу этого проявляется объективный характер категории чести. Объективный характер критерия нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем. Кроме того, нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного человека или группы людей. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественную его оценку с учетом существующей морали и правовых устоев в этом обществе Кузин С. Споры вокруг репутации [Текст]//ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 26.- С.5. .

В традиционном понимании честь -- это общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. - С. 155..

А.Л. Анисимов отмечает, что при определении понятия «честь» различают два аспекта -- объективный и субъективный.

Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Та или иная оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения. осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется, обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения Анисимов А.Л. Указ. соч. - С. 13.

Честь, прежде всего, означает оценку личности с точки зрения социально-этической, и уважительное отношение к ней не возникает произвольно, а обусловлено как самой личностью, так и сущностью и соизмеримостью общественного отношения. Честь - это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство Малеина М.Н. Указ. раб. - С. 58..

Как представляется, объективной является точка зрения тех, кто считает, что во всякой человеческой деятельности присутствует нравственный аспект, а потому любая такая деятельность может быть предметом моральной оценки. В то же время формирование правильной общественной оценки человека, суждение о нем должны основываться не на его единичных действиях и поступках, а на их совокупности. В частности, во внимание должны приниматься производственная деятельность того или иного лица, его поведение в общественных местах, быту, семье и т. п. При этом необходимо учитывать не только конечный результат его действий и поступков, но и мотивы, цели, побуждения, которыми он руководствуется при совершении каких-либо поступков (или при бездействии) в определенных ситуациях. В свою очередь, мотивы поведения человека следует рассматривать в органической связи с общественными последствиями его поведения. Именно поэтому высокой общественной оценки заслуживает поведение, в котором налицо единство морально-целостного мотива и общественно-полезного результата Фоков А.П. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав [Текст]//Российский судья.- 2005.- № 5.- С.5..

На основе вышеизложенного «честь» можно определить как объективную оценку (положительную или отрицательную) обществом конкретной личности в совокупности ее качеств, свойств и способностей.

В органическом единстве с честью находится категория достоинства, которая является своеобразным отражением социальной оценки в сознании его носителя. В иерархии первостепенных целей общества, когда мы утверждаем, что «человек -- цель, а не средство», мы предопределяем, что общество и государство должны заботиться об охране прав и свобод, в том числе о достоинстве личности. Разумеется, допустимы определенные ущемления интересов конкретного человека в рамках закона со стороны государства, если это делается во благо общества в целом. При этом разумные ограничения прав или свобод человека должны корреспондироваться с международно-правовыми стандартами таких ограничений, быть установленными в национальном законодательстве, проводиться в строго определенных критериях, когда другими методами невозможно решить ту или иную социальную задачу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.