на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
се они являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года "Руководящим принципом для защиты интересов потребителей" (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие прежде всего проявлялось в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединять в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно не урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала государственная система защиты интересов потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров низкого качества, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях отсутствия свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров). Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона "Защите прав потребителей", который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: Городец, 2005. - С.5.

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного потребительского законодательства.

В условиях перехода России к рыночной экономике правовое регулирование защиты прав граждан-потребителей, становиться одним из основных регуляторов экономической жизни страны и приобретает особое значение. Ткачев В.Н. Указ. раб.- С. 5.

Действовавшее до принятия Закона "О защите прав потребителей" законодательство не в полной мере соответствовало международному уровню защиты потребительских прав. Данное несоответствие проявлялось в том, что: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей либо не были решены на законодательством уровне либо, если и решались на этом уровне, то в чисто традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета охраны прав потребителей, во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества), гражданско-правовые способы защиты прав потребителей не имели надежного механизма реализации, в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирования, ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Что же касается специальных государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали. Селянин А.В. Защита прав потребителей [Текст]. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2005. - С. 10

9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался, но в настоящее время, несмотря на то, что Закон определяет права потребителя как в целом так и в торговом обслуживании, все-таки он, на мой взгляд, остался не полностью доработанным, не все моменты встречающиеся на практике оговорены в Законе. Поэтому, думаю, что в связи с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране может изменяться, то и данный Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты в будущем тоже потерпят изменения.

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании

Благополучие человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических. Экономика любого государства должна строиться на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека и народонаселения страны суть экономики. Потребность - желание или необходимость обладать, пользоваться данным товаром, услугой, нужным для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека. Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст].//Юрист.- 2006.- № 4.- С.34.

Возникновение потребностей зависит от некоторых факторов, например, от возраста, пола, климата, семьи, образования, цели в жизни, здоровья, доходов и т.п.

Однако в сфере торгового права говориться только о тех потребностях, за которые необходимо уплатить определенную денежную сумму, то есть о возмездных. Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в:

Качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение идеальнейшее развитие достигнутого уровня потребления;

Условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки;

Стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям;

Социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Согласно Закона РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 года № 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" разъяснено, что прибыль нужно понимать в соответствии со ст.2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары, использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Товары могут приобретаться (заказываться) для личных нужд либо для бытовых, либо одновременно и для личных, и для бытовых. Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве. Козлова Е.Б., Копыстыринский Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав потребителей» (постатейный) [Текст]. М.: ПРИОР, 2006 . - С. 7.

Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Э. Корнилов в статье "Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей" считает неправильным то, что из Закона "О защите прав потребителей" выведены юридические лица, которые приобретают товары для нужд своих сотрудников. Он приводит случай, когда коллектив ЖЭКа приобрел для своих сотрудников холодильник, впоследствии оказавшийся неисправным, имеющим существенные недостатки. Продавец, при этом всячески пытается уклониться от положительного разрешения спора. В данном случае нормы Закона "О защите прав потребителей" не могут применяться к урегулированию данной ситуации только потому, что в качестве покупателя выступает организация, хотя товар приобретен ею не для коммерческих целей, а для личных нужд работников. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей [Текст].// Хозяйство и право. 1999.- №4.- С.68

В странах развитой рыночной экономики термин "потребитель" используется в законодательстве как категория противостоящая "коммерсанту", в шведском праве термин "потребитель" определяется как частное лицо, приобретающее товары, главным образом для личного пользования, а не для перепродажи. В Германии этот субъект называется ein Verbraucher (конечный потребитель). Во Франции, Бельгии, Дании и Великобритании термин этот встречается в законодательстве, но без каких-либо специальных определений, а в остальных странах Европы он введен в оборот судебной практикой. В Испании правам потребителя посвящен целый специальный параграф Конституции. В целом же термин "потребитель" трактуется как непрофессионал, приобретающий предметы в целях личного потребления на рынке товаров и услуг (конечный потребитель) Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст].//Юрист.- 2005.-№ 12.- С.40..

В преамбуле Закона "О защите прав потребителей" под продавцом понимается - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3.- ст. 140.

По мнению судьи Э. Корнилова понятие продавец, данное в Законе требует уточнения, так как исходя из определения этого понятия в Законе, можно сделать вывод, что в качестве продавца может выступать любое юридическое лицо или физическое лицо. Если гражданин совершил разовую сделку, т.е. реализовал товар, он с позиции Закона уже считается продавцом. Он предполагает внести в Закон изменения в этой части "уточнив, что продавцами являются не просто лица, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, а лишь делающие это систематически в отношении широкого круга потребителей". Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей [Текст].// Хозяйство и право. - 1999.- №4. - С.68.

Согласиться с его мнением я не могу, так как в Законе ясно указано, что продавцом является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. А предлагаемые судьей изменения, могут повлечь вот какие последствия: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занимающиеся иной деятельностью, кроме торговли, решит продать какую-либо вещь, и с позиции "видоизмененного" Закона он не будет считаться продавцом, что повлечет за собой ущемление прав потребителя.

В Законе "О защите прав потребителей" под производителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Если фирма реализует товары торговым предприятиям, то является изготовителем, а если же она реализует товары непосредственно потребителям, то она является продавцом. Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для последующей их реализации потребителям. Как пишет Л.В. Мелихова, если же организация не имеет намерений реализовывать товары потребителям, то и действия Закона на нее уже не будут распространяться, и в этом случае будет действовать общегражданское законодательство. Мелихова Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 154.

Согласно ст.2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои филиалы и представительства на территории РФ и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории РФ, должны соблюдать правила гражданского законодательства РФ, в том числе и законодательства о защите прав потребителей. Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб.- С.8.

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой концентрируются интересы других отраслей народного хозяйства и населения. Еще в начале 20 в. профессор Г.Ф. Шершеневич дал следующее определение торговли, ее целей и задач: "Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителем и потребителем при обращении экономических благ, называется торговлей. Её задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей. Изменение благ ей чуждо". Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права [Текст]. М.: Спарк, 1994. - С.284. Следовательно, торговля концентрирует в себе экономические отношения по поддержанию непрерывной взаимосвязи производства и потребления, выражает сущность и особенности товарно-денежных отношений. Именно при покупке товаров завершается процесс признания производственного товара как общественной потребительской стоимости и подтверждается целесообразность его изготовления, доставки, продажи. Но ее функции не ограничиваются простым пространственным перемещением товаров от изготовителя до потребителя. Торговля, путем активного воздействия на производство и потребление, способствует увеличению выпуска товаров необходимого ассортимента и качества, а также способствует расширению потребления и внедрению новых товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.