Защита прав потребителей
Содержание Введение 1. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей 2. Права и обязанности потребителей и продавцов 2.1 Права потребителей и их защита 2.2 Права и обязанности продавца 3. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 4. Общественные объединения потребителей 5. Анализ деятельности ОФ "Национальная лига потребителей Казахстана" Заключение Список литературы Введение Во всем мире существует три основных способа защиты прав потребителей: через суд, государственные органы и общества защиты прав потребителей. Как показала мировая практика, эффективной система является только лишь в том случае, если потребитель может осуществлять защиту своих прав всеми тремя способами, которые взаимосвязаны и их существование в отдельности не влечет действительной и реальной защиты прав потребителей. Права потребителей являются одними из основных гражданских прав человека, находясь на одной ступени с правом на жизнь, здоровую окружающую среду, свободу и т.д. Проблемы защиты прав потребителей существуют не только в Казахстане, но и во всем мире. Во всех государствах созданы Министерства, ведомства, т.е. специализированные государственные органы, занимающиеся проблемами защиты прав потребителей. Например, в Российской Федерации, Татарстане создан Государственный комитет по защите прав потребителей, деятельность которого находится под непосредственным контролем Президента РФ. В бывших республиках Средней Азии, в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане существуют отделы по защите прав потребителей, которые функционируют как на республиканском, так и на местном локальном уровне. Основными задачами данного органа является: формирование политики в области защиты прав потребителей, проведение совместных программ государственных органов с некоммерческими организациями и средствами массовой информации, разработка и лоббирование законопроектов, проведение круглых столов, конференций, развитие потребительского образования, тестирование продукции на соответствие действующим стандартам, проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов с целью выявления недоброкачественной поддельной продукции. Создание в Республике Казахстан действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей. Опыт рыночного развития казахстанской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей. Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Национальная лига потребителей Казахстана на протяжении пяти лет лоббировала создание государственного органа по защите прав потребителей, но создан отдел по защите прав потребителей и предпринимателей при Агентстве РК по урегулированию естественных монополий, защите предпринимательства и поддержке малого бизнеса только в феврале 2001 года. Можно выделить четыре основные, наиболее глобальные проблемы, решение которых необходимо для построения цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг: отсутствие единой политики в сфере защиты прав потребителей, несовершенство казахстанского законодательства, регулирующего взаимоотношения потребителей и предпринимателей на рынке товаров и услуг, не получила развития система потребительского образования, не налажена интеграция международного опыта. Цель данной курсовой работы - определить роль государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей, права потребителей, направления деятельности общественных объединений потребителей, антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей, проанализировать деятельность ОФ "Национальная лига потребителей Казахстана" в 2007 году. 1. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Положения о защите прав потребителей содержит Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс, те или иные положения в других законах, указах и распоряжениях Президента. С законами о защите прав потребителей неразрывно связаны нормативно-правовые акты, защищающие конкуренцию и препятствующие монополистическим злоупотреблениям. Защита интересов потребителей обозначена в Законе Республики Казахстан "О конкуренции", подписанном главой государства 25 декабря 2008 года. Сближение законодательств о защите прав потребителей и о конкуренции способствует дальнейшему стимулированию процесса консолидации интересов добросовестных "продавцов" и потребителей. Для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в республике разрабатывается новая редакция закона "О защите прав потребителей", который вводится в действие с 1 июля 2009 года. Предусматривается внесение изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по защите прав потребителей и будет разработано 10 нормативно-правовых документов. Закон "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует общественные отношения, возникающие между потребителями товаров (работ, услуг) и продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг). Цели данного Закона: - определение правовых, экономических и социальных основ осуществления защиты прав потребителей в Республике Казахстан; - создание равных условий для всех потребителей и действенного механизма защиты прав и законных интересов потребителей. Защита прав потребителей осуществляется на основе: - равенства всех перед законом и судом; - обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней; - приоритета защиты прав и законных интересов физических лиц; - восстановления нарушенных прав и законных интересов физических лиц. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей: - разрабатывает основные направления экономической и правовой политики в сфере защиты прав потребителей, а также меры по охране и защите прав и законных интересов потребителей; - утверждает перечень товаров (работ, услуг), информация о которых содержит противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях; - утверждает перечень товаров, не подлежащих обмену; - определяет порядок выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг); - определяет порядок проведения проверок по установлению фактов нарушения прав потребителей; - утверждает по представлению уполномоченного органа и государственных органов нормативные и правовые акты в сфере защиты прав потребителей. В Казахстане уполномоченным органом, осуществляющим формирование государственной политики защиты прав потребителей, координацию деятельности республиканских органов и общественных объединений, является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Функциями уполномоченного органа являются: - осуществление государственного регулирования и межотраслевой координации деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области защиты прав потребителей; - разработка мер по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и обобщение практики его применения; - организация взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и организациями иностранных государств, международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к его полномочиям; - принятие мер по обеспечению населения всесторонней информацией по всем аспектам потребительских товаров и услуг, разработка общих программ просвещения и информирования потребителей с учетом культурных традиций населения; - оказание помощи и содействия в деятельности общественных объединений потребителей. Уполномоченный орган вправе: - вносить в государственные органы предложения и соответствующие документы по фактам нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и требовать их устранения; - разрабатывать нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей; - запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Уполномоченный орган обязан: - давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; - рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его полномочиям, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан; - обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных на него задач. Уполномоченный орган взаимодействует с государственными органами и общественными объединениями потребителей с целью проведению расследований нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителя государственными органами, обеспечения обмена информацией по вопросам защиты прав потребителей, обеспечения своевременного рассмотрения и принятия решений о нарушениях прав и законных интересов потребителей, исследования и распространения информации по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации. Порядок проведения проверок по установлению фактов нарушения прав потребителей утверждается Правительством Республики Казахстан. Государственная защита прав потребителей осуществляется государством в лице Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа и соответствующих государственных органов в пределах их компетенции установленной законодательством Республики Казахстан. Органы местного государственного управления осуществляют защиту прав потребителей в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. Как показывает практика, систематическая, масштабная и многоплановая работа по защите прав потребителей под силу органам местного самоуправления, имеющим самостоятельные структуры по защите прав потребителей. Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления. Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей. Защита прав потребителей может осуществляться общественными объединениями потребителей в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, осуществляется судом. Уполномоченный орган и государственные органы, органы местного государственного управления, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, общественные объединения потребителей вправе предъявлять в судебные органы иски в защиту прав потребителей. Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей влечет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей несут лица, допустившие нарушение данного Закона. 2. Права и обязанности потребителей и продавцов 2.1 Права потребителей и их защита Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РК защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными настоящим Кодексом или иными законодательными актами. Каждый потребитель имеет, в частности, право на:
Страницы: 1, 2, 3
|