на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Защита трудовых прав
p align="left">Деятельность этих органов представляет собой одну из основных правовых форм государственной деятельности, а в отдельных ее компонентах она выступает как правоохранительная деятельность, в том числе при реализации органами государственного надзора и контроля полномочий по привлечению к административной ответственности. Однако отношения по привлечению к административной ответственности не входят в предмет трудового права. Государственный контроль является одной из функций правового регулирования, призванных обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников. Следует заметить, что контроль, выступая в качестве компонента правоохранительной деятельности, играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины, законности и правопорядка в тех или иных сферах общественных отношений, реализуя специфические функции.

В сфере трудовых отношений сущность государственного надзора и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, реализация полномочий, возложенных на Федеральную инспекцию труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.356) должна способствовать предотвращению нарушению трудовых прав граждан, сокращению травматизма на производстве. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю.

Некоторые исследователи считают, что надзор и контроль - это различные формы проверочной деятельности уполномоченных на то общественных и государственных органов Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М.: Просвещение, 1982. С. 11.. Подчеркнем еще раз, что данный вид деятельности становится защитой трудовых прав после устранения выявленных в результате проверочной деятельности прав и законных интересов работников.

Надзор и контроль следует рассматривать как единую функцию, направленную на защиту трудовых прав работников от нарушений со стороны работодателя. Данная функция может быть реализована в двух направлениях:

1) при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав работников;

2) при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Единство данной функции позволяет полномочным государственным органам при установлении профсоюзом фактов нарушения трудовых прав работников принимать к работодателю, допустившему такие нарушения, соответствующие меры принуждения без проведения дополнительной проверки.

2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль как форма защиты трудовых прав предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников. Деятельность по надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут применять как отдельные нормы трудового законодательства, так и проводить проверку соблюдения всех имеющихся в его содержании правил. Поэтому данная деятельность протекает в различных формах Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Юстицинформ, 2005. С. 145..

Во-первых, государственный контроль органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права. В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Следовательно, органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В рамках этих отношений они могут выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. Так, например, деятельность органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права может быть оформлена в виде протеста либо представления. Данные акты следует признать правоприменительными, они обязательны для исполнения.

Во-вторых, формой государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права должна быть признана деятельность органов Федеральной инспекции труда.

На основании статей 356-357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявить работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения.

В-третьих, формой государственного надзора и контроля в части 3 статьи 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных Федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа, обязательного для исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами.

В-четвертых, формой государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и его территориальных органов. Данный вид надзора осуществляется в отдельных отраслях промышленности на отдельных объектах. При его осуществлении должностные лица также могут не только выявлять нарушения норм трудового права, но и выдавать обязательные для исполнения указания (предписание).

В-пятых, формой государственного надзора и контроля может быть признана деятельность федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора, который осуществляет функцию по надзору и контролю в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В этих отношениях должностные лица также вправе выдавать предписания об устранении нарушений эксплуатации указанных установок и сетей, что позволяет устранить нарушение трудовых прав работников, выполняющих трудовую функцию.

В-шестых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В рамках указанных отношений должностные лица данного органа вправе выдавать предписания в пределах имеющихся у них полномочий по устранению нарушений норм трудового права, что может повлечь за собой восстановление нарушенных прав работников. Такие предписания являются обязательными для исполнения, то есть их следует признать правоприменительными актами.

В-седьмых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере безопасности при использовании атомной энергии. При осуществлении данного вида деятельности лица, осуществляющие надзор в сфере безопасности при использовании атомной энергии, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Осуществление данного надзора влечет возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях должностные лица вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, что влечет возникновение у работодателя обязанности по их исполнению.

Следовательно, государственный надзор и контроль является одним из способов защиты трудовых прав работников, использование которого приводит к возникновению отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях может получить процессуальное оформление устранение допущенных работодателем нарушений трудовых прав работников. Однако функцию по защите трудовых прав государственный надзор и контроль выполняет только после реального восстановления трудовых прав, что предполагает принудительное исполнение решений органов государственного надзора и контроля по устранению выявленных ими нарушений трудовых прав и законных интересов работников Ершов В.А. Применение трудового права // Законность. 2004. № 6. С. 10..

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой вид государственной деятельности за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, что, в свою очередь, является одним из направлений выполнения государством социальных функций. Кроме того, характеризуя надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как выполнение данной функции всеми органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников, необходимо, на наш взгляд, говорить о существующем взаимодействии органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права с целью соблюдения работодателем установленных государством социальных стандартов в сфере труда.

В связи с изложенным государственный контроль и надзор за соблюдением норм трудового права следует рассматривать как совокупность следующих особенностей:

осуществление деятельности полномочными государственными органами;

возможность осуществления этой деятельности исключительно в рамках отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;

наличие самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;

достижение самостоятельной правовой цели - обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников.

Подчеркнем еще раз, что защитой трудовых прав данный вид деятельности может быть признан только после реального устранения допущенных работодателем нарушений прав и законных интересов работников.

Очевидно, что судебной защитой трудовых прав могут воспользоваться работники и работодатели. Тогда как государственный надзор и контроль осуществляется за деятельностью работодателя с целью исключения из нее нарушенных трудовых прав и законных интересов работников. Поэтому самостоятельной целью этой деятельности является обеспечение полномочными государственными органами соблюдения трудовых прав и законных интересов работников Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2007. № 7. С. 14..

Глава 3. Актуальные проблемы совершенствования трудового законодательства в области защиты трудовых прав работников

Трудовой кодекс РФ (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) справедливо вызывал немало нареканий. В частности, он во многом не обеспечивал эффективную защиту трудовых прав работников и работодателей, в том числе судебную. В новой редакции законодатель попытался несколько исправить ситуацию (Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

Примером недостатков прежней редакции Трудового кодекса (от 09.05.2005) в вопросах, касающихся защиты трудовых прав, может служить ст.352. Она содержала закрытый перечень основных способов защиты трудовых прав, причем только работников. Ни способы защиты трудовых прав работодателей, ни судебная защита трудовых прав закреплены в ней не были. В таком виде данная статья вступала в явное противоречие по меньшей мере с двумя конституционными нормами.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ (Основной Закон) предусматривает, что каждый вправе защищать свои права и свободы (в том числе в сфере труда) всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, Основной Закон (в отличие от Трудового кодекса РФ) исходит из открытости, неограниченности перечня способов защиты прав и свобод. Способы защиты могут быть любыми, главное - чтобы они не были прямо запрещены законом.

Часть 1 ст.46 Конституции РФ, в свою очередь, устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. То есть Основной Закон страны рассматривает судебную защиту в качестве приоритетного способа обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод (в том числе в сфере труда), поскольку именно право на судебную защиту не просто предоставляется, а гарантируется каждому в России.

Как выглядит ст.352 ТК РФ в новой редакции? Прежде всего, более широко сформулированы названия указанной статьи и всего раздел XIII. Теперь, если исходить из названий, раздел XIII и ст.352 ТК РФ посвящены способам защиты трудовых прав и свобод как таковых, то есть должны касаться работников, работодателей и других участников трудовых отношений.

Кроме того, в ч.1 данной статьи с учетом специфики трудового права воспроизведена основополагающая норма, закрепленная в ч.2 ст.45 Конституции РФ, - каждый вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, ранее существовавшее противоречие между Основным Законом и Трудовым кодексом РФ было законодателем устранено.

Наконец, в число основных способов защиты трудовых прав и свобод включена и судебная защита. Тем самым законодатель преодолел несогласованность между ст.46 Конституции РФ и ст.352 ТК РФ.

Вместе с тем новую редакцию ст.352 ТК РФ нельзя признать полностью удовлетворительной. В частности, ее название указывает на то, что в ней должны быть определены способы защиты трудовых прав и свобод не только сторон трудовых отношений (работников и работодателей), но и других носителей прав и свобод в сфере труда (профсоюзов, объединений работодателей и др.). Однако в данной статье фактически так и не получили прямого закрепления способы защиты трудовых прав и свобод каких-либо других участников общественных отношений в сфере труда, кроме работников.

В числе важнейших изменений, которые претерпело правовое регулирование судебной защиты, следует выделить следующие.

Расширилась сфера судебной защиты трудовых прав и свобод. Например, ч.5 ст.58 ТК РФ (новая редакция) предусматривает, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок. Таким образом, теперь решение вопросов правомерности заключения срочных трудовых договоров отнесено к исключительной судебной юрисдикции, а трудовая инспекция лишена законодателем этих полномочий.

Кроме того, анализ ч.2 ст.391 ТК РФ, содержащей перечень индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в судах, позволяет сделать вывод о том, что отныне лишь суды обеспечивают восстановление индивидуальных трудовых прав, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

Однако и новая редакция Трудового кодекса не разрешила всех возникающих на практике вопросов подведомственности судам дел о защите трудовых прав. Так, не изменена ч.3 ст.235 ТК РФ, которая устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров о материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника.

Указанная статья не только ограничивает права работников на судебную защиту, но и не согласуется с положениями ст.391 ТК РФ, которая не предусматривает обязательное досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров. Более того, рассматриваемая категория трудовых споров в данной статье вообще не упоминается, хотя она и регулирует вопросы исключительной судебной юрисдикции в сфере защиты индивидуальных трудовых прав.

В связи с этим вполне правомерен вывод о том, что новая редакция Трудового кодекса РФ не сняла с повестки дня давнюю проблему отнесения споров о материальной ответственности работодателя за причиненный имуществу работника ущерб к категории трудовых, а не гражданско-правовых (имущественных).

Важное уточнение внесено в ст.393 ТК РФ. Теперь работники будут освобождаться от оплаты пошлин и судебных расходов в случае подачи исков по поводу невыполнения (ненадлежащего выполнения) работодателями условий трудовых договоров, носящих гражданско-правовой характер. Например, по предоставлению работнику жилого помещения (либо выплате ему денежных средств на его приобретение).

Следовательно, законодатель не согласился с позицией Пленума Верховного Суда РФ, который обращал внимание судов общей юрисдикции на то, что необходимо определять подсудность споров по вопросам выполнения гражданско-правовых условий трудовых договоров на основе правил, установленных гражданско-процессуальным законодательством для имущественных споров (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Таким образом, Пленум исходил из того, что данные споры являются гражданско-правовыми, а не трудовыми.

Новая редакция ст.393 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что споры, возникающие по поводу выполнения условий трудовых договоров, которые носят гражданско-правовой характер, фактически признаны трудовыми, а не имущественными (гражданскими).

С одной стороны, это в большей степени учитывает интересы работников, поскольку правовой режим судебного разбирательства трудовых споров (по установлению правил подсудности, уплате судебных расходов, распределению обязанностей по доказыванию, срокам рассмотрения дел и пр) для них гораздо благоприятнее.

С другой стороны, вполне может возникнуть вопрос о сроках обращения за судебной защитой. Если невыполнение условий трудовых договоров, носящих гражданско-правовой характер, нарушает трудовые, а не имущественные (гражданские) права работников, то следует руководствоваться ч.1 ст.392 ТК РФ, которая устанавливает сокращенный трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В данном случае общегражданский трехгодичный срок исковой давности впредь применяться уже не может, что едва ли в интересах работников.

Много важных изменений внесено в нормативное регулирование содержания судебных решений по вопросам защиты трудовых прав, нарушенных незаконным увольнением.

Так, ч.6 ст.394 ТК РФ предусматривает: если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения индивидуального трудового спора истек, то суд обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Очевидно, что данное правило применимо лишь при соблюдении двух условий: срочный трудовой договор был заключен с работником правомерно и впоследствии не трансформировался в бессрочный (ч.4 ст.58 ТК РФ, п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ); работник был уволен с работы не по причине того, что срок действия трудового договора истек, а по другому основанию. Когда же трудовой договор был заключен на определенный срок неправомерно, и работника затем уволили с работы в связи с истечением срока его действия, то суд по требованию уволенного работника будет обязан признать данный трудовой договор заключенным на неопределенный срок и восстановить истца на работе.

В новой редакции ст.394 ТК РФ также учтена судебная практика и многие положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2. Теперь на законодательном уровне закреплено: если после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника на работе, а об изменении формулировки основания увольнения, то день прекращения трудовых отношений должен быть изменен на дату вынесения судебного решения.

Если к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, то день прекращения трудового договора должен быть изменен на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Все приведенные нормативные положения призваны конкретизировать и упростить процесс судебной защиты трудовых прав работников, нарушенных незаконным переводом на другую работу или увольнением.

Вместе с тем в новой редакции Трудового кодекса РФ не уделено должного внимания совершенствованию судебной защиты трудовых прав работодателей.

Например, в ч.1 ст.83 ТК РФ появился п.11, согласно которому отныне подлежит прекращению трудовой договор с работником в случае отмены решения суда или отмены (признания незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении на работе.

С одной стороны, данная норма решила давнюю проблему поворота исполнения (ст.443 ГПК РФ) незаконных решений судов и государственных инспекций труда о восстановлении работников на работе. С другой стороны, решение указанной проблемы можно признать компромиссным и половинчатым, а потому не вполне справедливым по отношению к работодателям.

Ведь в результате получилось, что работник, трудовой договор с которым изначально был расторгнут вполне законно и обоснованно, например, за разглашение охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей работнику известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей (что было подтверждено решениями вышестоящих судебных инстанций), в конечном итоге увольняется не за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. "в" п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ), а по весьма нейтральному основанию - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора (п.11 ч.1 ст.83 ТК РФ). Следовательно, таким увольнением status quo (законность и нарушенные работником трудовые права работодателя) в полной мере не восстанавливается.

Заключение

Защита прав человека, в том числе в сфере трудовых отношений является важнейшей задачей демократического общества. Наиболее сильно в защите нуждается работник, как более слабая сторона трудовых отношений.

Главная проблема заключается в том, что законодательно права работника защищены. Последний имеет право на самозащиту, на защиту со стороны государства и общественных организаций. Однако в связи с обстановкой на рынке труда, работник зависит от работодателя. И боясь потерять работу, позволяет работодателю нарушать свои трудовые права.

Одним из самых популярных и действенных способов защиты, даже в России является суд. Причем более половины рассматриваемых дел решается в пользу работника, как более слабой стороны. Вместе с тем количество обратившихся в суд работников ничтожно мало по сравнению с числом нарушенных прав. Это объясняется и российским менталитетом, и сложившимся отношением к судебной защите. Но принимать меры по защите прав человека и работника необходимо. И основную функцию в защите должно взять на себя государство. Прежде всего, необходимо реформирование судебной системы, используя опыт развитых стран. Нужно создать специальные суды по трудовым вопросам, которые в короткие сроки смогут рассмотреть трудовые споры между работниками и работодателями. Кроме того необходима активизация деятельности контрольно-надзорных органов, которые должны надлежащим образом предотвратить нарушение или своевременно выступить в защиту прав работников, тем самым обеспечив интересы работника, не создав угрозы последнему. Соответствующие государственные органы обязаны реагировать на любые обращения работников, связанные с нарушениями их прав, и принимать своевременные действенные меры.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001.31 декабря.

3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ // Российская газета. 2006.7 июля.

4. О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 // Российская газета. 2004.8 апреля.

Книги одного, двух и более авторов:

5. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Издательство УРГ, 2005.153 с.

6. Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М.: Просвещение, 1982.201 с.

7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2007.512 с.

8. Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М.: Просвещение, 1982.С. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Юстицинформ, 2005.221 с.

9. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты. Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: НОРМА, 1994.178 с.

10. Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях: Диссертация кандидата юридических наук. М.: ПРОФИ, 2006.123 с.

11. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2002.560 с.

12. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М.: ООО "ТК Велби", 2003.308 с.

13. Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Гардарики, 2003.275 с.

Периодические издания:

14. Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2007. № 7. С.14-16.

15. Ершов В.А. Применение трудового права // Законность. 2004. № 6. С.9-10.

16. Коробченко В.В. Защита трудовых прав и интересов работников // Трудовое право. 2002. № 12. С.4-6.

17. Репринцев Д.Д. Источники, реализация и защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2006. № 7. С.8-12.

18. Степанова Т.Н. Защита трудовых прав работников // Вестник ТИСБИ. 2008. № 2. С.11-12.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.