на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земли особо охраняемых территорий и объектов
отношении каждого из перечисленных объектов устанавливается особый правовой режим. Так, на территории заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде, полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и т.п.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов может заключаться в несоблюдении лицом любого из режимных требований, отступлении от них.

3. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подпункт 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п.1 ст.97 ЗК РФ были признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".

Изложение подп.3 п.1 ст.97 ЗК РФ в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч.1 ст.10 ЛК РФ). Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст.102 ЛК РФ):

леса, расположенные в водоохранных зонах (ст.104 ЛК РФ);

леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст.105 ЛК РФ);

ценные леса - государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст.106 ЛК РФ).

Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп.4 п.1 ст.97 ЗК, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса".

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

Установление водоохранных зон, что очень важно, не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве.// Правовые вопросы недвижимости, 2005, №1.

В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.

Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

Особое внимание уделяется информационному обеспечению водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч.18 ст.65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. (п.4 ст.97)

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

4. Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. - Сп-б: Питер Пресс, 2009, ст. 98.

Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

5. Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установления особенностей владения, пользования и распоряжения указанными объектами и земельными участками, на которых (в границах которых) они расположены, осуществляется как Земельным кодексом, так и специальным федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним (в пределах компетенции субъектов РФ) законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ "Об объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

В свою очередь, объекты культурного наследия в соответствии с ФЗ "Об объектах культурного наследия" подразделяются на следующие виды:

памятники

ансамбли

достопримечательные места

Объекты культурного наследия подразделяются на объекты федерального регионального и местного значения

Между тем ст.23 ФЗ "Об объектах культурного наследия" позволяет Правительству РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта РФ исключить объект культурного наследия из реестра в случае утраты им историко-культурного значения.

В свою очередь, ограничений по формам собственности на объекты культурного наследия ФЗ "Об объектах культурного наследия" не предусмотрено. Иной порядок установлен для объектов археологического наследия, которые могут находиться только в государственной собственности. Однако объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Следовательно, земельные участки, занятые объектами археологического наследия, могут находиться в любой форме собственности.

В соответствии со ст.34 ФЗ "Об объектах культурного наследия" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Следует иметь в виду, что в обороте ограничиваются лишь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и только лишь в форме запрета на предоставление их в частную собственность. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. - Сп-б: Питер Пресс, 2009, ст. 99.

6. Особо ценные земли

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Состав земель, отнесенных к особо ценным землям, определяется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

В соответствии со ст.58 ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещена.

Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, относящихся к особо ценным землям, возлагаются обязанности по их сохранению. Это означает, что они самостоятельно должны ограничивать свою хозяйственную деятельность с тем, чтобы не оказывать негативного воздействия на особо ценные земли, а также природные объекты или объекты культурного наследия, которые послужили основанием для отнесения земель к особо ценным, и обеспечить их охрану.

Кроме того, ст.42 ЗК обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными к использованию способами.

В свою очередь, использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к соответствующей категории земель, равно как нарушение установленного соответствующими нормами ЗК РФ режима использования особо ценных земель, влечет за собой принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

По инициативе арендодателя также может быть прекращено право аренды, в случае использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к соответствующей категории земель.

Статьей 54 ЗК РФ предусмотрены условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

При этом прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного кадастра имущества, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю и иные имущественные объекты документах.

Заключение

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений. Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для них установлен особый правовой режим. В состав земель особо охраняемых территорий входят земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности их к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. На землях особо охраняемых территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

Список литературы

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009, с изм. и доп. от 23.08.2009).

2. ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

3. ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

4. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 14.03.2009).

5. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. - Сп-б: Питер Пресс, 2009.

6. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) Пуряева А.Ю. - М.: Юстицинформ, 2007.

7. Комментарий к ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (постатейный) под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: Юстицинформ, 2007.

8. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. - М.: Городец, 2008.

9. Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. /Под. ред.В. В. Петрова. - М., 2005.

10. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Проспект, 2005.

11. Минаева А.А. Понятие "правовой режим земель" и его значение в земельном праве. // Правовые вопросы недвижимости, 2005, №1.

12. Семьянова А.Ю. Оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий. // Право и экономика, 2005, №1.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.