на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земли особо охраняемых природных территорий и объектов в Республике Беларусь
p align="left">При объявлении заказника республиканского значения решением Правительства Республики Беларусь утверждаются: границы, площадь и состав земель заказника; положение о заказнике; государственный орган, в оперативное управление которого передается заказник. Аналогичным образом государственный орган, принявший решение об объявлении или преобразовании заказника местного значения, утверждает необходимые документы для такого заказника. Правовой статус заказника определяется, наряду с указанными нормативными правовыми актами, положением о заказнике.

Заказники в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих охране, подразделяются на следующие виды:

ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;

биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;

водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;

гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;

геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;

палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.

Создание заказника с точки зрения земельных отношений возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Если они обеспечивают соблюдение режима охраны и использования заказника, то земельные участки остаются в их владении или пользовании. Следует учитывать, что особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника.

Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. Для управления заказником или их группой может быть создано юридическое лицо - государственное природоохранное учреждение.

На землях заказника может устанавливаться единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования. При этом постоянно или временно запрещаются или ограничиваются отдельные виды деятельности и природопользования.

На территории заказника в зависимости от целей его объявления могут быть запрещены:

¦ распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод,
плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений;

добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами;

предоставление участков под застройку;

мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима;

использование ядохимикатов;

туризм и другие формы массового отдыха населения;

движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира;

¦ изыскания и научные исследования, связанные с
нарушением или разрушением природных комплексов и
объектов;

¦ другие виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на сохранность природных комплексов и объектов, расположенных на территории заказника.

Особенности режима каждого заказника, в том числе и использования его земель, определяются Положением о заказнике.

На принципах заповедания, как и заповедников, основан режим памятников природы. Он обусловливает и особенности использования данных земель.

В силу ст. 35 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

В зависимости от своей уникальности, научной, экологической ценности памятники природы могут иметь республиканское или местное значение. Объявление памятника республиканского значения может производиться как с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей и передачей их в ведение государственного органа, в оперативное управление которого передается памятник республиканского значения, так и без такого изъятия.

Решение об объявлении, преобразовании и прекращении деятельности памятника природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей принимает Правительство Республики Беларусь. Представление об этом вносит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной республиканский орган государственного управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника: паспорт памятника природы и охранное обязательство. Для памятника природы республиканского значения эти документы готовятся Специализированной инспекцией государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела и утверждаются решением Минприроды. Затем они направляются лицу, принявшему на себя обязательство по охране данного памятника природы республиканского значения, а также каждому из соответствующих территориальных органов Минприроды.

Если при создании, преобразовании и прекращении деятельности памятника природы республиканского значения земельные участки у землевладельцев и землепользователей не изымаются, то решение об этом вправе принять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно же утверждает границы памятника республиканского значения, его охранные документы. Одновременно определяет и государственный орган, в оперативное управление которого передается памятник природы республиканского значения.

Такими же функциями в отношении памятников природы местного значения наделены местные исполнительные и распорядительные органы, в оперативное управление которых и передаются памятники природы местного значения. Представление об образовании памятника природы в этом случае вносит территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной орган управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника природы местного значения.

В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными породами, отдельные вековые или редких пород деревья или их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т.п.). Они предназначены для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;

гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.). Они служат целям сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;

¦ геологические (обнажения ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.

Сущность правового режима земель памятников природы состоит в установлении запретов на любую деятельность, которая угрожает их сохранности. Режим охраны и использования памятника природы указывается в его паспорте. Одновременно объявление того или иного природного объекта памятником природы не во всех случаях влечет изъятие земельного участка, на котором он находится, у землевладельца или землепользователя. Последние несут полную ответственность за состояние и охрану памятников природы и земель. За счет средств республиканского и местного бюджетов производится возмещение расходов землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраны памятника, расположенного в границах их земель (ст. 38 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").

В границах памятника природы с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов охранными документами памятника природы устанавливается единый или дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Единым (общим) режимом охраны и использования памятника природы установлены следующие запреты.

На территории ботанических памятников природы:

незаконные уничтожение, включая рубку, или повреждение деревьев и иной древесно-кустарниковой растительности, изменение ее видового состава, в том числе проведение санитарных рубок, работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или иным изменением памятника природы, без их согласования с Минприроды (для памятника природы республиканского значения), его территориальными органами (для памятника природы местного значения и другими государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением земель, изменением гидрологического режима территории;

прогон и выпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей, мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест, загрязнение и засорение территории.

На территории геологических памятников природы запрещается:

добыча полезных ископаемых, распашка земель, проведение работ, которые способствуют развитию эрозии почв, размыву, обвалам или другим нарушениям естественного состояния грунтов;

бурение скважин, взрывные работы; сброс и перемещение валунов, нанесение на них царапин, выбоин, надписей;

возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением земель, изменением гидрологического режима территории;

установка палаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест, загрязнение и засорение территории.

На территории гидрологических памятников природы запрещено:

проведение работ, связанных с изменением гидрологического режима территории, использование водных объектов в мелиоративных целях, искусственное изменение русла водотоков, разрушение берегов и поймы водных объектов, уничтожение берегозащитной, водной и болотной растительности, сброс сточных вод, добыча полезных ископаемых, работы, которые могут повлечь загрязнение, засорение, истощение водных объектов или изменение химического состава вод;

прогон и выпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей, мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест.

Следует учитывать, что при смене землевладельца или землепользователя, на земельном участке которого объявляется или преобразовывается памятник природы, охранные документы подлежат переоформлению. Однако их содержание, то есть установленные запреты, пересмотру не подлежит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск "Беларусь" 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база "ЮСИАС".

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения "Молодежное научное общество". 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.